Критерии оценки аттестационных тестов
Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования
МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Кировский филиал
Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Клементьева Н.В.
«Культурология»
Киров 2017
Программа курса «Культурология»
Пояснительная записка
Культурология – одна из основ формирования общей культурной компетентности будущего специалиста, дисциплина, вместившая в себя и логику науки, и пафос гуманитарных ценностей.
Цель и задачи, решаемые дисциплиной
Цель курса «Культурология» – формирование у студентов понимания общепризнанных ценностей, мировоззренческих ориентаций, умения владеть нормами, обычаями, этическими и эстетическими предпочтениями, языками общения как элементами общей гуманитарной эрудиции социально адекватных членов сообщества.
Задачи курса:
· выявление способов трансляции, сформированных смыслов, ценностей норм бытия от поколения к поколению в разных сообществах;
· типологизирование культурного опыта народов по эпохам и цивилизациям.
· изучение исторического опыта народов, воплощенного в различных формах социальной жизнедеятельности, образе жизни, картине мира, обычаях, верованиях, художественных образах;
· вычленение во всем этом многообразии единых общечеловеческих ценностных оснований, единых нравственных принципов жизнеустроения, нормирования и регулирования коллективного бытия, единого механизма социального воспроизводства личности и мотивации его жизнедеятельности;
· раскрытие процессов формирования смыслов и ценностей и воплощение их в непосредственной социальной практике, и одновременно демонстрация того, как строится само знание о культуре (школы, направления и теории в культурологии);
В результате изучения дисциплины студент должен:
· понимать характер культурологии как науки и ее место в системе гуманитарного знания;
· понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры;
· знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;
· уметь объективно оценивать явления современной культурной жизни на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.
· уметь работать с научной литературой по истории религиозно-философской и научной мысли, литературы и театра, архитектуры и искусства.
Содержание дисциплины
Номер раздела тематического плана
|
Наименование разделов и их содержание
|
1.
| Культурология в системе гуманитарных наук. История становления культурологического знания. Культурология и ее междисциплинарные связи. Структура культурологического знания: историческая культурология, теоретическая культурология, прикладная культурология. Методы культурологических исследований
|
2.
| Понятие культуры в современной науке:
1. Понятие культуры, его происхождение и употребление.
2. Функции культуры: трансляционная, познавательная, регулятивная, знаковая, ценностная
3. «Декларация прав культуры» (под ред. Д. С. Лихачева)
|
3.
| Теории культурогенеза.Понятие и сущность культурогенеза. Теории культурогенеза: креационистская (Платон, Августин Блаженный), эволюционистская (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер), трудовая (Ф. Энгельс, К. Маркс), психоаналитическая (З. Фрейд), игровая (Й. Хейзинга), символическая (Э Кассирер)
|
4.
| Духовные основания мировых религий.
|
4.1
| Понятие мировых религий, их классификация, характеристика общих духовно-нравственных оснований. «Четыре благородных истины» буддизма как путь нравственного самосовершенствования человека.
|
4.2
| Духовные доктрины «авраамических религий»: становление иудаизма, декалог Моисея как нравственный кодекс; Нагорная проповедь И. Христа как кристаллизация христианского вероучения; «Пять столпов ислама» – основа духовно-нравственного совершенствования мусульман.
|
| Роль толерантности в поликультурном мире.Толерантность как залог диалога между культурами в современном мире. Проводится в форме тренинга, на котором обсуждаются проблемы интолерантности и способы их преодоления
|
6.
| Типология культуры.Понятие и принципы типологизации культур. Соотношение этнического и национального типа культуры. Взаимодействие традиций и новаций в истории развития культуры. Специфика региональной типологизации культуры. Массовый и элитарный тип культуры
|
7.
| Историческая типологизация культуры. Первобытность как тип культуры. Первобытный синкретизм Значение «неолитической революции». Миф как стержневая характеристика архаической культуры. Формы первобытной религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Роль племенных обрядов и системы табу. Проблема происхождения первобытного искусства.
|
8.
| Античность как тип культуры.Космоцентризм античной Греции и развитие полиса. Полис как гражданская община. Агональный характер древнегреческой культуры. Принцип калокагатии: мера, симметрия, пропорция. Культура Древней Греции – колыбель европейской цивилизации.
Краткая характеристика древнеримской культуры. Римский «цивитас». Роль права в римской культуре. Специфика верований: пантеон богов, веротерпимость, прагматичность, обожествление императора. Римское наследие в мировой культуре
|
9.
| Средневековье как тип культуры.Роль церкви и христианского вероучения в формировании средневековой культуры и христианского типа личности. Бог и человек. Идеал аскезы и феномен монашества. Субкультуры средневекового общества. Символизм средневековой культуры. Наследие средневековья в мировой культуре.
|
10.
| Ренессансный тип культуры.Возрождение как переходная эпоха от средневековья к Новому времени. Гуманизм как новое понимание природы и человека. Свободная личность и гений — социальный идеал ренессансной культуры. Антропоцентризм: место и роль человека в мироздании. Титаны Возрождения.
|
11.
| Культура Нового времени.Культурно-исторический смысл понятия «Новое время». Становление европоцентризма, сциентизма, рационализма. Научная революция XVII века. Барокко как тип культуры. Просветительский тип культуры. XIX век – культура индустриального общества.
|
12.
| Парадигмы развития культуры ХХ века– начала XXI вв..Тема кризиса культуры в 20 веке – тема гибели бездуховной цивилизации. Техническая культура и промышленный быт урбанизированной цивилизации. Культура и информационные технологии: роль СМИ, виртуальная культура, взаимоотношения «человек – компьютер».
Постмодернистские тенденции в культуре. Культура и глобальные проблемы современности.
|
Вопросы к зачету
- История развития культурологии и ее междисциплинарные связи.
- Структура культурологии.
- Методология исследования культуры.
- Феномен культуры, эволюция теоретических представлений о ней.
- Подходы к определению культуры в современной науке.
- Культура общения и этикет.
- Современные требования к культуре личности и ее виды.
- Культура и цивилизация.
- Теории культурогенеза.
- Роль толерантности в поликультурном мире.
- Сущность «диалога культур» в эпоху глобализации.
- Проблемы аккультурации и ее основные формы.
13. Духовно-нравственные основания буддизма.
- Духовная доктрина иудаизма.
- Нравственные основы христианского вероучения.
- Пророк Мухаммед о нравственных устоях правоверного мусульманина.
- Соотношение традиционного и инновационного типа культуры.
- Региональная типологизация культуры.
- Этнический и национальный тип культуры.
- Элитарный и массовый тип культуры.
- Первобытность как тип культуры.
- Типологические особенности «речных цивилизаций» (Древний Египет).
- Античный тип культуры.
- Культура средневековой Европы.
- Ренессансный тип культуры.
- Барокко как тип культуры.
- Культура эпохи Просвещения.
- Культура западноевропейского индустриального общества
- Постмодернистские тенденции в культуре.
- Культура информационного общества.
Критерии оценки тестов
1. Общая сумма баллов, которая может быть получена за аттестационный тест соответствует количеству тестовых заданий.
2. За каждое правильно решенное тестовое задание присваивается по 1 баллу. 3. Если в тесте два правильных варианта ответа, а слушатель дал один правильный, а другой неправильный вариант ответа, то он получает 0,5 балла за данное тестовое задание.
4. При этом, если отмечены как верные все варианты тестовых заданий, то баллы за решение не начисляются.
5. Время, отводимое на написание теста, не должно быть меньше 30 минут для тестов состоящих из 20 тестовых заданий и 60 мин. для тестов из 40 тестовых заданий написания теста.
6. Отметки о правильных вариантах ответов в тестовых заданиях делаются слушателем разборчиво. Неразборчивые ответы не оцениваются, тестовое задание считается не выполненным.
7. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Критерии оценки аттестационных тестов
Оцениваемый показатель
| Кол. баллов, обеспечивающих получение:
|
| Зачета
| Оценки за экзамен или дифференцированный зачет
|
|
| удовлетворительно
| хорошо
| отлично
|
Процент набранных баллов из 100% возможных
| От 55% и выше
| 55% и более
| 70% и более
| 85% и более
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: