Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
· практическое овладение воспитанниками нормами речи
· развитие литературной речи;
· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Методический комплекс, обеспечивающий реализацию
Содержания образовательной области «Речевое развитие».
Комплексная программа и её методическое обеспечение
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
Дополнительная программа и её методическое обеспечение
«Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002
· Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. 2000 Просвещение.
· Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс.
Технологии и методические пособия
О.С. Ушакова «Речевое развитие ребёнка» - М. «Просвещение», 1993
Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993.
О.А. Белобрыкина «Речь и общение»- Ярославль: Академия развития, 1998 г.
Л.М. Шипицына и др. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) – СПб.: «Детство - пресс», 1998
Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. — СПб., 1996.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5–7 лет с литературой. — М., 2010.
Логинова В.И., Гурович Л.М. «Ребенок и книга» - СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008
Белоусова Л.Е.Добрые досуги по произведениям детских писателей., СПБ, Детство-Пресс, 2003
Знакомим дошкольников с литературой. Ушакова В.С., Гавриш Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2008
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. М., 2001 г.
Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.
Шумаева Д.Г.Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. СПб Акцидент 2004
Реализация содержания образовательной области
«Речевое развитие» во второй младшей группе
Возрастные группы
Разделы (блоки)/ Основные задачи
Направления (содержание) работы
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная детская деятельность
Совместная деятельность с семьей
II младшая группа
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Развиваем речь и коммуникативные способности детей
1.Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми.
2.Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым.
3.Стимулировать проявление признаков внеситуативно -познавательного общения со взрослыми.
4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.
По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»); отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»), узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой.
Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать»).
С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.
Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
Хороводные игры, пальчиковые игры.
Образцы коммуникативных кодов взрослого.
Тематические досуги.
Работа в книжном уголке
Сюжетно-ролевая игра.
Разучивание стихотворений
Пересказ
Игровые обучающие ситуации
Эмоционально-практическое взаимодействие
(игры с предметами и сюжетными игрушками).
Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
Игра-драматизация.
Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).
Сценарии активизирующего общения.
Пересказ
Разучивание стихотворений
Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
Совместная предметная и продуктивная деятельность детей
Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)
Игры в парах и совместные игры
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
1. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
2. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
4. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
Связная речь. Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками но разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.)
Умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, (составлять пары); по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе и детях, слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.
Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, котята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку)»; осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть».
Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; умения слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — а-а-а, песенка ветра — у-у-у, колокольчика — з-з-з, жука — ж-ж-ж, мотора — р-р-р, насоса — с-с-с).
Словарь. Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и т.п.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, домашних и некоторых диких животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и т.п.
Игровые ситуации
Индивидуальное общение
Рассматривание предметов
Игры – драматизации
Творческие игры
Составление рассказа на тему с одновременным элементарным рисованием сюжета
Комментирование действий ребенком
Дидактические упражнения и игры
Игры на звукоподражание
Проблемные ситуации
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры
Чтение х/л
Наблюдение
Использование малых фольклорных форм
Подвижные игры
Игры – эксперименты
Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
Хороводные игры
Тематические досуги.
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
Сценарии активизирующего общения
Игровые обучающие ситуации
Рассматривание предметов
Наблюдение
Комментирование
Дидактические игры и упражнения
Составление рассказа
Рассматривание иллюстраций
Рассматривание картин
Проблемные ситуации
Игры на звукоподражание
Пальчиковые игры
Чтение х/л
Использование малых фольклорных форм
Наблюдение
Игры – эксперименты со словами
Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
Сценарии активизирующего общения
Сюжетно – ролевые игры
Рассматривание предметов
Рассматривание иллюстраций, книг
Подвижные игры
Самостоятельная художественно – речевая деятельность
Продуктивная деятельность
Беседы
Консультации
Наглядная информация
Памятки
Открытые мероприятия
Сайт ДОУ (группы)
Практическое овладение нормами речи
1. Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.
2. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена — Леночка, Ваня — Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверстника.
Беседы
Консультации
Открытые просмотры
Совместные мероприятия
Наглядная информация
Памятки
Интернет –общение
Сайт ДОУ (группы)
Образцы коммуникативных
кодов взрослого
Коммуникативные игры
Сюжетно – ролевые игры
Настольно – печатные игры
Дидактические игры
Игры – драматизации
Досуги
Бытовая деятельность (одевание, прием пищи)
Рассматривание иллюстраций, книг
Игровые обучающие ситуации
Чтение художественной литературы
Коммуникативные игры
Игры – драматизации
Чтение художественной литературы
Игровые ситуации
Проблемные ситуации
Просмотр мультфильмов
Рассматривание иллюстраций, книг
Рассматривание картин, серии сюжетных картинок
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей
Игры – драматизации
Рассматривание иллюстраций, книг
II младшая группа
Ребенок в мире художественной литературы
1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.
2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста.
4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и приток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого.
6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Расширение читательских интересов детей
Педагог создает условия для того, чтобы дети внимательно и с интересом слушали чтение взрослого, дослушивали его до конца, не отвлекаясь, эмоционально откликались на содержание произведения, активно сопереживали героям и событиям.
Воспитатель способствует проявлению детьми интереса к ритмически организованному складу речи, ритму, рифме в поэтических произведениях, стремления повторять полюбившиеся строчки и рифмы.
Педагог побуждает стремление к рассматриванию иллюстраций, участию в совместных со взрослым театрализованных играх, исполнению стихов, народных прибауток и песенок, рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию коротких рассказов.
Развитие умения правильно воспринимать литературный текст
Воспитатель помогает малышам узнавать героев в книжных иллюстрациях, называть основную эмоцию героя (радуется, испугался), давать обобщенную характеристику (добрый, хитрая).
дети учатся понимать основное содержание произведения, устанавливать последовательность событий в тексте, вычленять и называть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку. После вопросов и оценок взрослого обращают внимание на средства выразительности литературной речи.
Организация творческой деятельности на основе литературного текста
Педагог побуждает детей делиться своими впечатлениями о произведении со взрослыми и сверстниками, отражать впечатления в рисунках, участвовать в простых театрализованных играх (драматизациях или действиях с фигурками настольного и пальчикового театра).
Педагог предлагает детям исполнять наизусть некоторые стихи, запоминать и использовать в своей речи стихотворные рифмы, договаривать («подхватывать») за ним строки из сказок. Дети пересказывают хорошо знакомые сказки с помощью взрослого и ориентируясь на иллюстрации.
Воспитатель побуждает детей запоминать и воспроизводить в играх, общении традиционные имена героев народных сказок (лисичка-сестричка, волчок серый бочок и прочие), формулы начала и конца сказок, традиционные формы слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.