Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Реализация содержания образовательной области




ГЛАВА 3. УМК области «Речевое развитие»

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи

· развитие литературной речи;

· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Методический комплекс, обеспечивающий реализацию

Содержания образовательной области «Речевое развитие ».

Комплексная программа и её методическое обеспечение «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
Дополнительная программа и её методическое обеспечение «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002 · Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. 2000 Просвещение. · Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс.
Технологии и методические пособия О.С. Ушакова «Речевое развитие ребёнка» - М. «Просвещение», 1993 Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993. О.А. Белобрыкина «Речь и общение»- Ярославль: Академия развития, 1998 г. Л.М. Шипицына и др. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) – СПб.: «Детство - пресс», 1998 Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. Д. Г. Шумаева Как хорошо уметь читать. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. — СПб., 1996. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5–7 лет с литературой. — М., 2010. Логинова В.И., Гурович Л.М. «Ребенок и книга» - СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008 Белоусова Л.Е.Добрые досуги по произведениям детских писателей., СПБ, Детство-Пресс, 2003 Знакомим дошкольников с литературой. Ушакова В.С., Гавриш Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2008 Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. М., 2001 г. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002. Шумаева Д.Г.Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. СПб Акцидент 2004  

Реализация содержания образовательной области



«Речевое развитие» во второй младшей группе

Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления (содержание) работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность Совместная деятельность с семьей
II младшая группа Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Развиваем речь и коммуникативные способности детей 1.Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми. 2.Поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым. 3.Стимулировать проявление признаков внеситуативно -познавательного общения со взрослыми. 4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.   По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит», «Здесь зайка. Он ест морковку»); отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут? Какого цвета твое платье?»), узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о лю­бимых игрушках. Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой. Вступать в игровое общение со сверстниками — парное и в малой группе. Элементарно договариваться о совместных действиях («Давай строить гараж», «Давай катать машинки»), о ролях («Я буду варить суп. Приходите обедать»). С помощью воспитателя узнавать яркие эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при об­щении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.   Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)   Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.   Хороводные игры, пальчиковые игры.   Образцы коммуникативных кодов взрослого.   Тематические досуги.   Работа в книжном уголке   Сюжетно-ролевая игра.   Разучивание стихотворений   Пересказ Игровые обучающие ситуации Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).   Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.   Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).     Игра-драматизация.   Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения.   Пересказ   Разучивание стихотворений   Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)   Совместная предметная и продуктивная деятельность детей   Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)   Игры в парах и совместные игры   Беседы   Консультации   Наглядная информация   Памятки   Открытые мероприятия   Сайт ДОУ (группы)   Совместные мероприятия
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
1. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. 2. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, вы­ражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. 3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму про­стого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.   4. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения. 5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах. 6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием. 7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже. Связная речь. Дети осваивают следующие умения диалогической речи: вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками но разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сооб­щать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвовать в общем разговоре; зада­вать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т. п.) Умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, а маленьким куклам — маленькие чашки»); сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, (составлять пары); по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе и детях, слушать чтение детских книжек и рассмат­ривать картинки. Грамматически правильная речь. Дети осваивают умения поль­зоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; пра­вильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка — котенок, ко­тята; осваивать структуру простого распространенного предложения: включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), определения («Пойду гулять с новой куклой»), обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку)»; осваивать способ словооб­разования на основе имитации звуков: утка «кря-кря» — крякает, кошка «мяу-мяу» — мяукает; с помощью воспитателя строить слож­ные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союз­ными словами: «Киска мяукает — она хочет есть», «Киска мяукает, потому что она хочет есть». Звуковая культура речи. Дети учатся правильно произно­сить гласные звуки; правильно произносить твердые и мягкие со­гласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); развитие правильного речевого дыхания, слухового вни­мания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; умения слы­шать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать — а-а-а, песенка ветра — у-у-у, ко­локольчика — з-з-з, жука — ж-ж-ж, мотора — р-р-р, насоса — с-с-с). Словарь. Дети практикуются использовать в собственной речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства; названия предметов и действий гигиенических процессов умывания, одева­ния, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, акку­ратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить); слова, обозначающие качества и свойства предметов (мягкость, твердость, гладкость и т.п.; предметы рвутся, бьются, размокают); название материалов (глина, песок, бумага, ткань); называние членов семьи, их действий; названия объектов и явлений природы: растений близкого окружения, овощей и фруктов, до­машних и некоторых диких животных и их детенышей (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса); понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы, животные, звери и т.п. Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение  
Игровые ситуации   Индивидуальное общение   Рассматривание предметов   Игры – драматизации   Творческие игры   Составление рассказа на тему с одновременным элементарным рисованием сюжета   Комментирование действий ребенком   Дидактические упражнения и игры   Игры на звукоподражание   Проблемные ситуации   Артикуляционная гимнастика   Пальчиковые игры   Чтение х/л   Наблюдение   Использование малых фольклорных форм   Подвижные игры   Игры – эксперименты   Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.   Хороводные игры   Тематические досуги.   Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).   Сценарии активизирующего общения Игровые обучающие ситуации   Рассматривание предметов   Наблюдение   Комментирование   Дидактические игры и упражнения   Составление рассказа   Рассматривание иллюстраций   Рассматривание картин   Проблемные ситуации   Игры на звукоподражание   Пальчиковые игры   Чтение х/л   Использование малых фольклорных форм   Наблюдение   Игры – эксперименты со словами   Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).     Сценарии активизирующего общения Сюжетно – ролевые игры   Рассматривание предметов   Рассматривание иллюстраций, книг   Подвижные игры   Самостоятельная художественно – речевая деятельность   Продуктивная деятельность Беседы   Консультации   Наглядная информация   Памятки   Открытые мероприятия   Сайт ДОУ (группы)
Практическое овладение нормами речи
1. Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками. 2. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здо­роваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. Дошкольники осваивают умения: знать и использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здрав­ствуйте), просьба (дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), зна­комство (как тебя зовут, меня зовут..., давай играть); использовать обращение к собеседнику по имени, различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте — здравствуй); узнавать детей в группе и называть их по именам, использовать ласковые формы имен (Лена — Леночка, Ваня — Ванечка); вежливо обращаться к воспитателю за помощью, привлекать к игровому общению сверс­тника.   Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение Беседы   Консультации   Открытые просмотры   Совместные мероприятия   Наглядная информация   Памятки   Интернет –общение   Сайт ДОУ (группы)  
Образцы коммуникативных кодов взрослого   Коммуникативные игры   Сюжетно – ролевые игры   Настольно – печатные игры   Дидактические игры   Игры – драматизации   Досуги   Бытовая деятельность (одевание, прием пищи)   Рассматривание иллюстраций, книг   Игровые обучающие ситуации Чтение художественной литературы   Коммуникативные игры   Игры – драматизации   Чтение художественной литературы   Игровые ситуации   Проблемные ситуации   Просмотр мультфильмов   Рассматривание иллюстраций, книг Рассматривание картин, серии сюжетных картинок Совместная продуктивная и игровая деятельность детей   Игры – драматизации     Рассматривание иллюстраций, книг
II младшая группа Ребенок в мире художественной литературы 1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать. 2. Обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. 3. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. 4. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. 5. Обращать внимание детей на простые традиционные средства языковой выразительности (прежде всего из текстов народных сказок и при­ток), на интонационную выразительность рассказчика-взрослого. 6. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев. Расширение читательских интересов детей Педагог создает условия для того, чтобы дети внимательно и с интересом слушали чтение взрос­лого, дослушивали его до конца, не отвлекаясь, эмоционально от­кликались на содержание произведения, активно сопереживали ге­роям и событиям. Воспитатель способствует проявлению детьми интереса к ритмически организованному складу речи, ритму, рифме в поэтических произведениях, стремления повторять полюбив­шиеся строчки и рифмы. Педагог побуждает стремление к рассматриванию иллюстраций, участию в совместных со взрослым театрализованных играх, исполнению стихов, народных прибауток и песенок, рассказыванию знакомых сказок и пересказыванию коротких рассказов. Развитие умения правильно воспринимать литературный текст Воспитатель помогает малышам узнавать героев в книжных иллюстрациях, называть основную эмоцию героя (радуется, испугался), давать обобщенную характерис­тику (добрый, хитрая). дети учатся по­нимать основное содержание произведения, устанавливать последова­тельность событий в тексте, вычленять и называть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку. После вопросов и оценок взрослого обращают внимание на средства выра­зительности литературной речи. Организация творческой деятельности на основе литературного текста Педагог побуждает детей делиться своими впечатлениями о произ­ведении со взрослыми и сверстниками, отражать впечатления в рисунках, участвовать в простых театрализованных играх (драматизациях или действиях с фигурками настольного и пальчикового театра). Педагог предлагает детям исполнять наизусть некоторые стихи, запоминать и использовать в своей речи стихотворные рифмы, дого­варивать («подхватывать») за ним строки из сказок. Дети пересказывают хорошо знакомые сказки с помощью взрослого и ориентируясь на иллюстрации. Воспитатель побуждает детей запоминать и воспроизводить в играх, общении традиционные имена героев народных сказок (лисичка-сестричка, волчок серый бочок и прочие), формулы начала и конца сказок, традиционные формы слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение Беседы   Консультации   Наглядная информация   Памятки   Открытые мероприятия   Сайт ДОУ (группы)   Совместные мероприятия
                             

 

 





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.