Основные направления эволюции по А.Н.Северцову
Практическая работа № 3 «Составление сравнительной таблицы биологического прогресса и регресса»
Цель: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову
Задачи: Образовательная – сформировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе, охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса, рассмотреть характерные пути каждого из путей достижения биологического прогресса на примерах животного и растительного мира; значение работ Северцова А.Н. в описании соотношения направлений эволюции животных; Развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать. 1. Биосфера — гигантская экологическая система, заселенная разнообразными видами растений (около 0,5 млн.), животных (примерно в 3—4 раза больше, чем видов растений), грибов (около 100 тыс. видов), бактерий (около 25 тыс. видов), связанными между собой генетическими, пищевыми, территориальными и др. связями. 2. Причины многообразия видов. Их возникновение благодаря наследственной изменчивости, действию борьбы за существование и естественного отбора. 3. Неоднородность вида в пределах ареала, наличие в нем относительно обособленных, однородных по составу групп особей — популяций. Популяция — форма существования вида, единица эволюции, в недрах которой зарождается новый вид. 4. Предполагаемые этапы видообразования: 1) возникновение у особей мутаций; 2) скрещивание этих особей и распространение в популяции мутаций — причина ее неоднородности; 3) действие различных форм борьбы за существование (межвидовой, внутривидовой; борьбы с неблагоприятными условиями); 4) естественный отбор, сохранение в популяции особей преимущественно с полезными мутациями для конкретных условий среды, оставление ими потомства; 5) изменение генофонда популяции, зарождение нового вида в результате наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.
5. Биологический прогресс — направление эволюции, для которого характерно увеличение численности вида, расширение его ареала, образование новых популяций, видов. Примеры эволюции видов по пути прогресса: заяц-русак (около 20 подвидов), виды круглых паразитических червей. 6. Биологический регресс — направление эволюции, которое приводит к сокращению численности вида, сужению его ареала, уменьшению числа популяций вида и, возможно, в конечном счете к его гибели. Глобальные экологические изменения, вызванные деятельностью человека, непосредственное уничтожение особей — основные причины биологического регресса. 7. Деятельность человека — мощный фактор биологического прогресса и регресса. Примеры прогресса: появление устойчивых к ядохимикатам видов насекомых-вредителей, к лекарствам — болезнетворных бактерий, бурное развитие в загрязненных водоемах сине-зеленых. Примеры регресса: сокращение численности промысловых видов млекопитающих, рыб в результате нерегулируемого промысла, рыбной ловли. Меры, сдерживающие и предупреждающие биологический регресс (регулирование численности популяций, рациональное использование природных ресурсов). 8. Исчезновение вида в экосистеме, особенно доминирующего, — причина исчезновения других связанных с ним видов. Вымирание видов — причина обеднения генофонда, его невосполнимость. Сохранение биологического разнообразия в экосистемах, среды обитания видов — основа поддержания стабильности биосферы.
Сравнение биологического прогресса и регресса
Задание 1. Распределите нижеприведенные признаки направлений эволюции на 2 колонки:
Задание 2. Прочитайте текст. Определите, к какому направлению эволюции относятся те или иные примеры: - ареал зайца русака увеличивается, и за последнее 100 лет образовывалось 20 новых подвидов; - нематоды (круглые черви) распространены в почве морской и пресной воде, являются паразитами растений, животных и человека; - эволюция домового воробья, легко приспособился к обитанию в поселениях человека, расширил свой ареал, возникло много новых популяций. - хвощи и плауны (расцвет в карбоне); - человек способствует регрессу промысловых животных: бобра, зубра и т.д. - вследствие усиленного отстрела резко сократилось численность, и сузился ареал соболя
Задание 3. Приведите примеры видов животных или растений, исчезнувших в результате биологического регресса
Проблемный вопрос: Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? Чтобы решить этот вопрос надо сначала ответить на другой вопрос: А каковы пути достижения биологического прогресса? Основные направления эволюции по А.Н.Северцову Ответ на этот вопрос дает академик, крупнейший русский зоолог итеоретик-эволюционист, живший в XIX веке, Алексей Николаевич Северцов. Он назвал три пути. • Ароморфоз – это направление эволюции, ведущее к повышению уровня организации, к образованию новых классов, отделов, типов Примеры ароморфозов: - половой процесс, резко повысивший наследственную изменчивость; - фотосинтез, сделавший возможным использование солнечной энергии растениями; - многоклеточность, открывшая широкие возможности усложнения строения и физиологии • Идиоадаптация – это направление эволюции, ведущее к частным приспособлениям организмов к определенному образу жизни, к появлению видов, родов, семейств Примеры идиоадаптаций:
- покровительственная окраска животных; - приспособления придонных рыб (камбала, скаты) – плоская форма тела; - строение лап у птиц – характер добычи пищи и объект охоты; - колючки растений; - преобразования пятипалой конечности (копытные) или форма тела и его окраска (кошачьи). • Общая дегенерация – это направление эволюции, ведущее купрощению организации и биологическому прогрессу Пример дегенерации: - переход на сидячий образ жизни у асцидии или к паразитизму у плоских червей.
А теперь вы сами попробуете выявить ароморфозы у 3 типов и 1 класса животных
А – возникновение хорды; В – появление двухсторонней симметрии; Г возникновение расчленённых конечностей; Д – появление трахеи; Е – появление хитинового покрова; Ж – расчленение тела на сегменты.
ü Подведем итог: К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|