Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.
№
занятия
| Содержание занятия
| Цель
| Кол-во часов
|
| Диагностический блок (первичное обследование):
·методика «САН»
| Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения
| 15 мин
|
Тренинг «График жизни»
| Развитие личностного потенциала в пожилом возрасте
| 2,5 часа
|
| Диагностический блок(первичное обследование):
·тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»
|
·определение уровня интеллекта
|
1,5 часа
|
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №1
| Знакомство с методом ароматерапии и точечным массажем Су-Джок
| 1 час
|
| Релаксационная программа «Позитив» Занятие №2
| Релаксация, запуск групповой динамики
| 30 мин
|
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №1 «Интеллект»
| Упражнения на развитие:
·логического мышления (визуальная логика, решение задач-головоломок);
·пространственного мышления (пространственное воображение, пространственная координация);
·речевого мышления (запутанные слова, пословицы/речевые обороты, слова в скобках, связь слов, текстовые задания);
·математического мышления (ряды чисел, комбинации чисел, текстовые задания, скобки);
·скорости восприятия
| 1 час
|
Метод «Мандала» Занятие №1
| Диагностика актуального настроения
| 30 мин
|
| Релаксационная программа «Позитив» Занятие №3
| Создание дружеской атмосферы в группе. Снятие стресса, нервного напряжения.
| 30 мин
|
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №2 «Память»
| Упражнения на развитие:
·оперативной памяти;
·кратковременной памяти;
·долговременной памяти
| 1 час
|
Метод «Мандала» Занятие №2
| Реабилитация эмоционального состояния, нормализация поведения
| 30 мин
|
| Релаксационная программа «Позитив» Занятие №4
| Релаксация, восстановление сил, создание позитивного настроя
| 30 мин
|
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №3 «Концентрация внимания»
| Упражнения направленные на:
·концентрацию внимания на предметах;
·энергетические упражнения
| 1 час
|
Метод «Мандала» Занятие №3
| Диагностика и коррекция конкретной проблемы и поиск альтернативных способов ее решения (по выбору клиента)
| 30 мин
|
| Релаксационная программа «Позитив» Занятие №5
| Предупреждение нервно-сосудистых расстройств, уменьшение психоэмоционального напряжения
| 30 мин
|
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №4 «Креативность, или творческое мышление»
| Упражнения направленные на развитие:
·творческого воображения (составление цепочки слов, подбораключевого слова);
·игры для развития творческого мышления
| 1 час
|
Метод «Мандала» Занятие №4
| Запуск групповой динамики; развитие навыков работы в группе
| 1 час
|
| Релаксационная программа «Позитив» Занятие №6
| Релаксация, обновление защитных сил организма, регенерация психических процессов
| 30 мин
|
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками»
| Оказание помощи в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира
| 1,5 часа
|
| Диагностический блок (контрольный срез):
·методика «САН»
тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»
|
· экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения
·определение уровня интеллекта
|
15 мин
1,5 часа
|
Блоки
| Формы и методы работы
| Цели и задачи
| Кол-во часов
|
Релаксационная программа «Позитив»
| Информационная беседа; сеансы ароматерапии, точечный массаж Су-Джок, смехотерапия
| Цель: предупреждение психических отклонений и профилактика психосоматических заболеваний у лиц пожилого возраста.
Задачи:
- направить усилия пожилого человека на сохранение здоровья;
- выработать умение осознанно отвечать релаксацией на стрессовый импульс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме;
- активно поддерживать развитие положительной групповой динамики
|
3ч.30мин
|
Программа активизации и развития психических функций «Мысль»
| Комплекс упражнений, направленных на стимулирование познавательных функций
| Цель:стимулирование познавательных функций и увеличение числа связей в головном мозге при помощи умственных упражнений.
Задачи:
- восстановление функций внимания и памяти;
- восстановление ощущения временных интервалов;
- активизация зрительного восприятия;
- реабилитация навыков ориентации в пространстве;
- выработка навыков организации и упорядочивания информации;
- восстановление навыков письменной и устной речи.
|
4 часа
|
Тренинг «График жизни»
| Психологическое тестирование, работа с воспоминаниями, мозговой штурм, кинотерапия, рефлексия
| Цель: развитие личностного потенциала в пожилом возрасте.
Задачи:
- оказание помощи в устранении негативных жизненных установок в пожилом возрасте;
- помощь в минимизации чувства эйджизма по отношению к себе;
- оказание помощи в переосмыслении индивидуальных жизненных ценностей и выработке конструктивной жизненной позиции.
|
2ч.30мин
|
Метод «Мандала»
| Рисуночная терапия, визуализация
| Цель:гармонизация эмоциональной сферы, самореализация через творчество, нормализация поведения.
Задачи:
- снятие внутреннего напряжения;
- повышение собственной личностной ценности;
- активизация бессознательного;
- актуализация внутреннего состояния.
|
2ч.30мин
|
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками»
| Арттерапия, символодрама, визуализация, рефлексия
| Цель:помощь в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира.
Задачи:
- повышение самооценки;
- помощь в самовыражении и самореализации;
- снятие внутреннего психофизиологического напряжения;
- помощь в выработке стратегии любви и добра по отношению к социуму.
|
1ч.50мин
|
По результатам мониторинга было выявлено повышение уровня интеллекта у 78% испытуемых. Отмечалось повышение коэффициента интеллекта в среднем с 93 до 96. Наблюдалось также повышение общего фона настроения у 100% испытуемых и повышение уровня жизненной активности у 67%.