Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект прошел апробацию в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» в 2010 – 2011 годах.

Актуальность

Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Необходима разработка специфических методов, отражающих характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения комплексной программы в работу психологов центров социального обслуживания.

Цель программы: повышение уровня адаптации пожилого человека в социуме, реабилитация пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни и поддержание интереса к ней, а также помощь в преодолении ощущения ненужности и одиночества и раскрытие потенциальных ресурсов личности.

Задачи:

  1. Сохранение внутренней гармонии, которая теперь в основном опирается на прошлое;
  2. Преодоление коммуникативных барьеров;
  3. Содействие в поиске альтернативных психологических ролей;
  4. Активизация психических функций (память, внимание, мышление).

Аудитория, на которую рассчитан проект: лица пожилого возраста и инвалидов, проходящие курс реабилитации в центрах социального обслуживания.

Практическая значимость заключается в сохранении достоинства и реабилитации пожилых людей в меняющихся условиях современной жизни. Программа может быть использована в работе психологов центров социального обслуживания на базе стационарных и полустационарных отделений.

Тематический план:

№ занятия Содержание занятия Цель Кол-во часов
  Диагностический блок (первичное обследование): ·методика «САН» Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения   15 мин
Тренинг «График жизни» Развитие личностного потенциала в пожилом возрасте 2,5 часа
  Диагностический блок(первичное обследование): ·тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»   ·определение уровня интеллекта   1,5 часа  
Релаксационная программа «Позитив» Занятие №1 Знакомство с методом ароматерапии и точечным массажем Су-Джок 1 час
  Релаксационная программа «Позитив» Занятие №2 Релаксация, запуск групповой динамики 30 мин
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №1 «Интеллект» Упражнения на развитие: ·логического мышления (визуальная логика, решение задач-головоломок); ·пространственного мышления (пространственное воображение, пространственная координация); ·речевого мышления (запутанные слова, пословицы/речевые обороты, слова в скобках, связь слов, текстовые задания); ·математического мышления (ряды чисел, комбинации чисел, текстовые задания, скобки); ·скорости восприятия 1 час
Метод «Мандала» Занятие №1 Диагностика актуального настроения 30 мин
  Релаксационная программа «Позитив» Занятие №3 Создание дружеской атмосферы в группе. Снятие стресса, нервного напряжения. 30 мин
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №2 «Память» Упражнения на развитие: ·оперативной памяти; ·кратковременной памяти; ·долговременной памяти 1 час
Метод «Мандала» Занятие №2 Реабилитация эмоционального состояния, нормализация поведения 30 мин
  Релаксационная программа «Позитив» Занятие №4 Релаксация, восстановление сил, создание позитивного настроя   30 мин
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №3 «Концентрация внимания» Упражнения направленные на: ·концентрацию внимания на предметах; ·энергетические упражнения 1 час
Метод «Мандала» Занятие №3 Диагностика и коррекция конкретной проблемы и поиск альтернативных способов ее решения (по выбору клиента) 30 мин
  Релаксационная программа «Позитив» Занятие №5 Предупреждение нервно-сосудистых расстройств, уменьшение психоэмоционального напряжения 30 мин
Программа активизации психических функций «Мысль» Занятие №4 «Креативность, или творческое мышление» Упражнения направленные на развитие: ·творческого воображения (составление цепочки слов, подбораключевого слова); ·игры для развития творческого мышления 1 час
Метод «Мандала» Занятие №4 Запуск групповой динамики; развитие навыков работы в группе 1 час
  Релаксационная программа «Позитив» Занятие №6 Релаксация, обновление защитных сил организма, регенерация психических процессов 30 мин
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками» Оказание помощи в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира 1,5 часа
  Диагностический блок (контрольный срез): ·методика «САН»     тест Айзенка для измерения коэффициента интеллекта интеллекта (IQ)»     · экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения     ·определение уровня интеллекта       15 мин   1,5 часа

Структура программы:

Блоки Формы и методы работы Цели и задачи Кол-во часов
Релаксационная программа «Позитив» Информационная беседа; сеансы ароматерапии, точечный массаж Су-Джок, смехотерапия Цель: предупреждение психических отклонений и профилактика психосоматических заболеваний у лиц пожилого возраста. Задачи: - направить усилия пожилого человека на сохранение здоровья; - выработать умение осознанно отвечать релаксацией на стрессовый импульс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме; - активно поддерживать развитие положительной групповой динамики       3ч.30мин
Программа активизации и развития психических функций «Мысль» Комплекс упражнений, направленных на стимулирование познавательных функций Цель:стимулирование познавательных функций и увеличение числа связей в головном мозге при помощи умственных упражнений. Задачи: - восстановление функций внимания и памяти; - восстановление ощущения временных интервалов; - активизация зрительного восприятия; - реабилитация навыков ориентации в пространстве; - выработка навыков организации и упорядочивания информации; - восстановление навыков письменной и устной речи.   4 часа
Тренинг «График жизни» Психологическое тестирование, работа с воспоминаниями, мозговой штурм, кинотерапия, рефлексия Цель: развитие личностного потенциала в пожилом возрасте. Задачи: - оказание помощи в устранении негативных жизненных установок в пожилом возрасте; - помощь в минимизации чувства эйджизма по отношению к себе; - оказание помощи в переосмыслении индивидуальных жизненных ценностей и выработке конструктивной жизненной позиции.     2ч.30мин
Метод «Мандала» Рисуночная терапия, визуализация Цель:гармонизация эмоциональной сферы, самореализация через творчество, нормализация поведения. Задачи: - снятие внутреннего напряжения; - повышение собственной личностной ценности; - активизация бессознательного; - актуализация внутреннего состояния.   2ч.30мин
Арттерапевтическая методика «Рисование волшебными красками» Арттерапия, символодрама, визуализация, рефлексия Цель:помощь в открытии и осознании новых граней окружающего мира и раскрытии потенциальных ресурсов личности, а также формирование творческого восприятия окружающего мира. Задачи: - повышение самооценки; - помощь в самовыражении и самореализации; - снятие внутреннего психофизиологического напряжения; - помощь в выработке стратегии любви и добра по отношению к социуму.   1ч.50мин

Результативность

По результатам мониторинга было выявлено повышение уровня интеллекта у 78% испытуемых. Отмечалось повышение коэффициента интеллекта в среднем с 93 до 96. Наблюдалось также повышение общего фона настроения у 100% испытуемых и повышение уровня жизненной активности у 67%.

Выводы

Реализация д анной программы позволяет решать поставленные задачи, способствует повышению уровня интеллекта и уровня стрессоустойчивости у лиц пожилого возраста, что в свою очередь приводит к минимизации чувства фрустрации и способствует успешной адаптации пожилого человека к социуму.

Проект прошел апробацию в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» в 2010 – 2011 годах.

 

Морозова Елена Владимировна - психолог специализированного социально-геронтологического отделения ГУ ТО «КЦСОН Зареченского района г. Тулы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...