Методические рекомендации по выполнению реферата
КУЛЬТУРОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВВЕДЕНИЕ Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены только в середине XX века творчеством американского ученого-антрополога Лесли Уайта. В настоящее время научные знания культурологии находятся еще в стадии становления и поиска, но все-таки она уже вышла из-под опеки тех гуманитарных дисциплин, на стыке которых формировалась: философии, истории, антропологии, психологии, социологии, археологии и др. Именно поэтому во всех вузовских программах культурология рассматривается как система самостоятельных научных знаний. Культурология как учебная дисциплина, изучение которой предусмотрено государственными образовательными стандартами, включает рассмотрение теории культурологии и культуры, знакомство с различными культурологическими школами, направлениями, концепциями, изучение истории мировой и отечественной культуры и цивилизации. Цель курса подготовить будущих специалистов к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, к накоплению навыков продуктивного общения представителей различных культур и преодоления установки на социальное противостояние и изоляционизма в отношении мировой культуры. Задачи курса: показать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета; дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях; представить феномен культуры как сложную многомерную систему, сформировав представление о структуре культуры и ее функциях, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп; сориентировать в формах и типах культур, раскрыть закономерности их функционирования во времени и пространстве; познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, отразив влияние величайших творцов мировой культуры на духовную жизнь общества; сформировать навыки использования культурного наследия; научить оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания; способствовать развитию способности к диалогу как способу отношения к культуре и к обществу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА Реферат является одним из видов самостоятельной работы студентов, предполагающей изложение ответов на теоретические вопросы по содержанию учебной дисциплины из списка заранее предложенных тем. Выполняется реферат на заключительном этапе изучения данного курса, по окончании обзорных лекций. Успешное выполнение реферата предполагает: 1. Выбор темы из прилагаемого преподавателем перечня. По согласованию с преподавателем тема работы может быть определена в индивидуальном порядке. Актуальность, теоретическое и практическое значение – критерии, которые в первую очередь учитываются при определении темы в индивидуальном порядке. 2. Поиск и анализ литературы по выбранной теме исследования. В работе необходимо использовать лишь те материалы, которые относятся к выбранной теме. К числу основных источников информации, необходимых для написания реферата относятся учебники и учебные пособия, хрестоматии, монографии и научные статьи, электронные источники информации. 3. Составление плана, раскрывающего основное содержание работы. Рабочий план состоит из введения, двух-трех глав (параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. 4. Систематизация собранного материала и написание работы.
Реферат начинается с титульного листа, который является ее первой страницей. Титульный лист должен содержать: наименование учебного заведения, кафедры, дисциплины, тему контрольной работы; фамилию, инициалы студента; номер курса и номер учебной группы; фамилию и инициалы преподавателя; графы «Дата сдачи», «Дата проверки», «Оценка», а также место и год написания работы (См. приложение А). На второй странице пишется план реферата, который включает введение, перечень вопросов и список литературы. В плане работы после каждого вопроса и списка литературы указывается номер страницы, на которой они начинаются. Во введении должна быть обоснована актуальность выбранной темы, определены цель и задачи работы; охарактеризованы использованные источники и литература. В последующих разделах раскрывается основное содержание темы. Основная часть работы должна содержать не менее двух глав, состоящих из подглав. В заключении должны быть сформулированы основные выводы по рассмотренной теме (не менее 1 страницы). В тексте работы должны быть ссылки на источники литературы. Для оформления этих ссылок после каждой цитаты в квадратных скобках ставится порядковый номер литературного источника в соответствии со списком литературы (например, [1]). Источники литературы, изученные при выполнении контрольной работы, под заголовком «Список литературы» помещаются в конце работы. Учебная, справочная, периодическая литература и иные источники информации с указанием полного названия, места и года издания располагаются в списке в алфавитном порядке (по авторам или названиям). После названий журнальных статей в списке указывается название, год, номер соответствующего журнала и страницы, на которых опубликована данная статья. Все источники нумеруются по порядку, начиная с 1. Рекомендуется использовать современную литературу, изданную в последние 5 – 7 лет и статьи в научных журналах.
Требования к оформлению реферата: Текст работы печатается на бумаге формата А4 с одно стороны листа; шрифт Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал; абзацный отступ – 1,25; выравнивание текста по ширине страницы. Размеры полей: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – по 2,0 см.
Общий объем работы, включая титульный лист, оглавление, ос-новную часть и список литературы 10 - 15 страниц машинописного текста. Страницы нумеруются арабскими цифрами, нумерация – сквозная. Номер страниц проставляется внизу страницы по центру без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не проставляют.
Оценка реферата производится по принципу «зачтено» - «не зачтено». Оценка «зачтено» - ставится в том случае, когда студент в своей работе демонстрирует логичное содержание; раскрывает актуальность рассматриваемой темы; верно определяет основные категории; дает анализ литературы по теме; показывает собственную позицию по отношению к изучаемому вопросу; в заключении формулирует развернутые, самостоятельные выводы; предоставляет выполненную работу в срок. «Не зачтено» - если большая часть требований, предъявляемых к подобного рода работам не выполнена. Если реферат выполнен с нарушениями указанных требований, с ошибками или не полностью, она возвращается студенту для доработки и устранения допущенных ошибок. Реферат, выполненная повторно, передается с приложением ранее не зачтённого варианта работы. Работа сдается на проверку в пластиковом скоросшивателе. Крайний срок его сдачи - 25.04.2017 г. .
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1.Роль и место культурологи в системе гуманитарного знания. 2. Культурология как самостоятельная научная дисциплина. 3. Сущность, функции и морфология культуры. 4. Основные школы и концепции культуры. 5. Культурогенез. Основные черты. 6. Формирование материальной культуры в первобытную эпоху. 7. Религия и мифы как духовная культура первобытного общества. 8. Основные черты культуры Древних цивилизаций Востока. 9. Культура Древнего Египта (общие черты). 10. Искусство Древнего Египта (архитектура, живопись, скульптура, литература). 11. Основные достижения культуры Древнего Китая. 12. Основные черты культуры Древней Индии. 13. Античная культура. Общие черты.
14 Культура Средневековья: темные века или всему свое время? 15. Титаны Возрождения. - В. Шекспир и театр. 16. Идеалы и ценности Эпохи Просвещения. 17. Основные направления и теории историко-культурной мысли России. 18. Особенности развития культуры в XX века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Багдасарьян Н.Т. Культурология. Учебник - М.: Юрайт. 2014 - 556 с. («Серия Бакалавр Базовый курс») 2. Грушевицкая Т.С., Садохин А. А. Культурология. Учебник. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2013 - 446 3. Гуревич П.Р. Культурология. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2012 - 432 с. («Серия: Университетский учебник») 4. Дэнильян О.Б., Тараненко В.О. Культурология. Учебник. – М.: Инфра-М, 2013. - 240 с. («Серия: Высшее образование») 5. Дианова В. Ю., Солонин Ю.М. История культурологи. Учебник. – М.: Юрайт. 2013 - 464 с. («Серия Бакалавр Базовый куос») 6. Драч Г.М., Королев В.В. Чич/на Е Ю. Штомпель Л.Н., Штомпель О.Р. Культурология. Учебник. – М.: КноРус. 2014 - 352 с («Серия Бакалавриат»). 7. Золкин A.T. Культурология. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2013 - 584 с («Серия Cogito ergo sum»). 8. Иконникова С.Д., Большаков В.С. Культурология. Учебник. – М.: Проспект, 2013 - 258 с 9. Каган М.С., Солонин Ю.М. Культурология. Учебник. - М.: Юрайт, 2013 - 566 с. («Серия Бакалавр») 10. Костина А.Ю. Культурология. Учебник. – М.:КноРус, 2013 - 334 с. 11. Костина А.Ю. Теоретические проблемы современной культурологии. Идеи концепции методы исследования. Учебник. – М.: Либроком, 2013 -288 с. 12. Кравченко А.О. Культурология. Учебник. – М.: Проспект, 2014 - 286 с. 13. Маркова А.А. Культурология. Учебное пособие. - М.: Проспект 2014 - 376 с. 14. Мосолова Л.Б. Культурология. Учебник – М.:Академия, 2013- 352 с. («Серия- Высшее профессиональное образование Бакалавриат»). 15. Немировская Л.Д. Культурология. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2014 - 294 с 16. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. Учебник – М.:Союз, 2013 -560 с. 17. Селезнева Е.И., Каменец А.Т. Культурология Русского мира. Духовные основы национального менталитета. Учебник – М.: Ритм, 2013 - 432 с. 18. Силичев Д.М. Культурология. Учебное пособие. - М. Вузовский учебник. Инфра-М, 2014. - 400 19. Симонова С.Я., Черниговских И.Т., Сатина И.Ю. Культурология. Учебник – М.: Национальное образование, 2013 - 304 с («Серия: Национальное экономическое образование») 20. Столяренко Л.Т., Столяренко В.Э. Культурология. Учебник – М.: Юрайт. 2013 Электронные ресурсы: Библиотека Гумер – гуманитарные науки: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/
Приложение А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|