Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачет проводится в форме собеседования по предложенным вопросам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ КАТЕХИЗАЦИЯ

Задание для студентов I курса Магистратуры (профиль подготовки «Миссиология») на 2 семестр.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель и задачи освоения дисциплины.

Цель освоения дисциплины - введение студентов в традицию православной катехизической деятельности, освоение основных понятий и принципов, изучение главных источников, в которых отражен соответствующий опыт Церкви. Раздел «Практическая катехизация» предполагает и знакомство с современными практиками православной катехизации. Важно, чтобы в результате обучения студент мог соотносить полученные знания и практику, отличать, в частности, катехизическую проповедь от лекции, беседы и др. сообщений как по форме, так и по содержанию. Также курс предполагает более глубокую подготовку студентов к самостоятельному и ответственному участию в катехизическом служении Церкви на основании Писания и Предания с учетом современных условий ее жизни и обычных ошибок в этой области. Освоение данной дисциплины должно, в нормальном случае, дать возможность студентам вести самостоятельно катехизационные группы взрослых и детей или грамотно помогать в этом.

Задачи: усвоить убеждения в необходимости катехизации; понять то, что катехизация – задача каждого христианина и особенно христианского пастыря; дать представление о многообразии методов церковной катехизации; собрать исторический катехизационный опыт православной Церкви и уметь актуализировать его в современном мире; определить основные направления развития катехизации ее осмысления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: определение, цель, задачи, виды и формы Практической катехизации и ее особенности в современных условиях; главные принципы христианской катехизации, основные ошибки в ее проведении; особенности оглашения детей, молодёжи, престарелых, больных, умирающих, представителей других религий и конфессий и проч.; общехристианскую традицию катехизации, а также современную ее практику - православную, католическую и протестантскую, особенно примеры успешных современных практик катехизации; причины упадка катехумената в истории; критерии качества православной катехизации.

Уметь: уметь оглашать и организовывать процесс катехизации, соотносить знание катехизической традиции с современностью и в многообразии катехизического опыта находить принципиальное и частное, анализировать практику катехизации в ключе единых принципов святоотеческой катехизации.

Владеть: способностью оценивать причины успеха и неудач катехизации; навыком анализировать опыт христианских катехизаторов прошлого, современный опыт практической катехизации в епархиях РПЦ и в инославных конфессиях; навыками самостоятельной работы над собственной практикой катехизации с целью повышения ее качества в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Зачет проводится в форме собеседования по предложенным вопросам.

 

1. Принципы православной катехизации (по статье «Традиционные принципы христианской (православной) катехизации» (http://kateheo.ru/publication/for-catechists/starting-catechization/tradicionnye-principy-khristianskoi-pravoslavnoi-kat).

2. Подготовка ко Крещению: актуальные проблемы (по статьям: «И снова о подготовке ко Крещению» http://kateheo.ru/publication/for-catechists/starting-catechization/i-snova-o-podgotovke-ko-kreshcheniju, «Как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения?» http://kateheo.ru/publication/for-catechists/starting-catechization/kak-preodolet-otnoshenie-k-katekhizacii-kak-k-propusk).

3. Требования, предъявляемые к катехизатору (по статьям «Личность и служение катехизатора в древней церкви» http://kateheo.ru/publication/for-catechists/starting-catechization/lichnost-i-sluzhenie-katekhizatora-v-drevnei-cerkvi, «О подготовке миссионеров и катехизаторов» http://kateheo.ru/publication/for-catechists/starting-catechization/o-podgotovke-missionerov-i-katekhizatorov).

4. Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях (http://kateheo.ru/publication/for-catechists/vozmozhnaja-sistema-oglashenija-v-russkoi-pravoslavnoi-ce).

5. Предоглашение: основные особенности и формы (по статьям «Предоглашение: основные задачи и возможные формы проведения» http://kateheo.ru/publication/predoglashenie/predoglashenie-osnovnye-zadachi-i-vozmozhnye-formy-prov, «Миссия родным и друзьям» http://kateheo.ru/publication/predoglashenie/missija-rodnym-i-druzjam, «Парадигма предоглашения в древней церкви и в современной теории и практике» http://kateheo.ru/publication/predoglashenie/paradigma-predoglashenija-v-drevnei-cerkvi-i-v-sovremen).

6. Первый этап оглашения – «слушающие»: особенности проведения (по статьям «Катехизация слушающих: логика процесса, трудные случаи, критерии перевода в просвещаемые (традиция и современность)» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-slushajushchikh/katekhizacija-slushajushchikh-logika-processa-trudnye-slucha, «Методические рекомендации по совместному чтению учительных книг» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-slushajushchikh/metodicheskie-rekomendacii-po-sovmestnomu-chteniju-uchit, «Основные трудности и искушения оглашаемых» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-slushajushchikh/osnovnye-trudnosti-i-iskushenija-oglashaemykh).

7. Второй (основной) этап оглашения – «просвещаемые (катехумены)»: особенности проведения (по статьям «Современная практика подготовки к Крещению и пример Древней Церкви» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-prosveshchaemykh/sovremennaja-praktika-podgotovki-k-kreshcheniju-i-primer-d, «Тематика и объем огласительных бесед в полном и кратком вариантах основного этапа катехизации» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-prosveshchaemykh/tematika-i-obem-oglasitelnykh-besed-v-polnom-i-kratko, «Условия завершения катехуменами основного этапа катехизации» http://kateheo.ru/publication/nauchenie-prosveshchaemykh/uslovija-zavershenija-katekhumenami-osnovnogo-ehtapa-kate).

8. Третий этап оглашения – «тайноводство (мистагогия)»: особенности проведения (по статьям «Таинство веры в Церковь» http://kateheo.ru/publication/mistagogia/tainstvo-very-v-cerkov, «Мистагогия: возможные варианты проведения» http://kateheo.ru/publication/mistagogia/miro-pomazanie-liturgicheskoe-tainstvo-zhizni-chelov).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студент выполняет один из предложенных вариантов. Работа сдается в печатном и электронном виде преподавателю и защищается перед аудиторией.

Вариант I.

1. Подготовка к крещению в Римской и Североафриканской Церквах (середина II – начало III века). По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Объем и содержание понятия «воцерковление» в современных официальных документах РПЦ.

3. Границы ответственности, содержание служения и подготовка катехизатора в РПЦ на современном этапе (согласно официальным документам) в свете святоотеческой традиции.

Вариант II.

1. Александрийская огласительная школа (конец II – середина III века). По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Порядок, цель, вопросы и формы собеседований на первом этапе оглашения.

3. Основные трудности введения оглашаемых в Закон Божий на 1 этапе катехизации. Основные трудности вхождения современных катехуменов в церковную и личную молитву и возможные пути их преодоления.

Вариант III.

1. Катехизация в Иерусалиме (IV век). По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Основные элементы общей духовно-смысловой структуры второго этапа катехизации («просвещаемых»). Направления научения на втором этапе катехизации: основное содержание, логика развития и взаимосвязь.

3. Порядок, цель, вопросы и формы собеседований на втором этапе катехизации. Тематика и ключевые подходы и задачи беседы на втором этапе катехизации.

Вариант IV.

1. Катехизация в Антиохии (конец IV – середина V века). По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Актуальные примеры огласительной проповеди 1-го, 2-го и 3-го этапов в Св. Писании.

3. Актуальные примеры огласительной проповеди 1-го, 2-го и 3-го этапов у святых отцов и учителей церкви.

Вариант V.

1. Катехизация в Милане и Северной Африке (конец IV - середина V века). По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Рекомендуемая литература для оглашаемых и для катехизаторов.

3. Основные трудности 3-го этапа оглашения у «особенных» катехуменов.

Вариант VI.

1. Закат катехизации в «темные века». По книге: Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М., 2002.

2. Особенности катехизации детей (от 7 лет) и подростков.

3. Подготовка к Крещению тяжелобольных, психически больных и умирающих.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

2. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html).

3. О современной внешней миссии Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/3102956.html).

4.. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/1909481.html).

5. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html).

6. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.html).

7. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М.: МВПХШ, 2002.

8. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви М., 2007.

9. Иннокентий Московский, свт. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. М., 1997.

10. Кочетков Георгий, свящ. Возможная система оглашения в РПЦ в современных условиях. 3-е изд., испр. и доп. М.: МВПХШ, 1997. 35 с.

11. Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы международной богословско-практической конференции (17-19 мая 2010 г., Москва). М.: СФИ, 2011.

12. Традиция святоотеческой катехизации: Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих: Материалы международной научно- богословской конференции (Москва, 25-27 мая 2011 г.). М.: СФИ, 2012. 374 с.

б) дополнительная литература:

1. Арранц М., иером. Крещение и Миропомазание: Таинства Византийского Евхология. Рим, 1998.

2. Афанасьев Н., прот. Вступление в Церковь. М.: Паломник, 1993.

3. Зайденберг С. Духовные основания для деления катехизации на этапы в Четвероевангелии // Православная община. М, 2000. № 59. С. 25-54.

4. Зозуляк Ян, прот. Катехетическая миссия Церкви. Киев: «Пролог», 2008. 158 с.

5. Шмеман А., протопр. Водою и Духом: О таинстве Крещения. М.: 1993.

6. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Киев, 2003. 380 с.

7. Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / Сост. И.В. Пролыгин. Тверь: Герменевтика, 2006.

8. Ипполит, еп. Римский. Апостольское предание / Рус. пер. прот. Петра Бубуруза // Отцы и учители церкви III в. М.: 1996. Т. II. С. 243-260.

9. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Портал Научно-методического центра по миссии и катехизации http://kateheo.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...