Внешняя политика постсоветской России 1990-х гг.
ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1993 (21 сент. - 4 окт.)- явились следствием противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации. В условиях, когда "брежневская", подправленная Съездом народных депутатов российская конституция стала объективным тормозом в проведении реформ, а работа над новой велась слишком медленно и неэффективно, президент Б. Н. Ельцин издал указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народных депутатов прекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключению о несоответствии данного указа российской Конституции, однако Ельцин его не отменил. Верховный Совет, находившийся в Белом доме, отказался подчиниться указу президента, квалифицировав его действия как государственный переворот. Оборону Белого дома возглавили вице-президент А. В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов. Попытки преодолеть кризис путем переговоров оказались безуспешными. Затянувшийся конфликт привел к блокаде Белого дома милицией. Защитники Белого дома предприняли штурм мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкине и штабом объединенных Вооруженных сил СНГ. 4 октября в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал. В ходе событий погибло (по неполным данным) около 150 человек. В итоге событий система советов перестала существовать. В 1994 арестованные участники этих драматических событий были амнистированы Государственной думой Российской Федерации.Если советская внешняя политика была основана на идеологической конфронтации с олицетворяемым Западом «миром империализма», а конечной ее целью было содействие его уничтожению, то под постсоветской внешней политикой следует понимать остаточную «советскость», то есть сохранение парадигмы исключительной роли взаимодействия с Западом при снятии радикальной цели его уничтожения. В различные периоды политическое руководство России (а также и различные политические силы в зависимости от идеологической ориентации) призывали к разным, зачастую противоположным формам взаимодействия с Западом. Маятник раскачивался от полного вхождения в «цивилизованный мир» в качестве младшего партнера (как в начале 1990-х) до жесткого противодействия (как, например, после начала бомбардировок Югославии).Хотя в официальных документах была закреплена концепция «многополярности», а национальные приоритеты порой обозначались верно, практическая внешняя политика не выходила из привычной постсоветской парадигмы «Россия – Запад». Отношения с другими партнерами (Китай, Иран, Ближний Восток) часто рассматривались не как важные сами по себе, а в качестве рычага давления на Запад либо механизма влияния на отношения с ним. Первые годы XXI столетия ознаменовались рядом непродуманных «жестов доброй воли» со стороны Москвы, в частности закрытием российского радиоэлектронного центра на Кубе и российской военно-морской базы во Вьетнаме.Теоретически перед Россией стоял выбор между возвращением к политике в рамках системы и стратегии Запада, и самостоятельной линией. Однако сделать этот выбор Москве не дала позиция Запада, прежде всего Вашингтона. Во внешнеполитическом плане Россия не могла превратиться в государство уровня Польши, которая, несмотря на некоторые трения, всегда идет на принципиальные уступки, или Японии и Турции, которым прощают некоторые особенности внутренней структуры из-за их стратегической важности и полной послушности в военно-стратегических вопросах.
В то же время Россия не выпала из процесса сокращения стратегических вооружений. В 1993 г. США и Россия договорились о радикальном (на 2/3) сокращении стратегических ядерных вооружений. Договор СНВ-2 с большим трудом проходил ратификацию в Государственной Думе, поскольку многим депутатам казалось, что данный договор в большей мере выгоден именно США чем России. Но была проблема экономическая, которая не позволяла как во времена СССР, поддерживать военный паритет любой ценой. В 1995 г. Россия и США продлили на обозримое будущее запрет на испытание всех видов ядерного оружия.
В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении десяти новых государств в состав данного военно-политического альянса. Россия при этом пыталась апеллировать к договорённостям, которые были достигнуты ещё М.С. Горбачёвым о том, что НАТО не будет расширяться. Однако, обещания Запада советскому лидеру были устными и они не были приняты в расчёт. В 1998 г. разразился Косовский кризис. Югославское правительство боролось с албанскими сепаратистами, что сопровождалось страданиями гражданского населения. Запад обвинил Югославию в геноциде косовского (албанского) населения. Начались бомбардировки Белграда натовской авиацией. Более двух месяцев Белград сопротивлялся силовому давлению Запада и готов был дальше отстаивать свой суверенитет. Но произошло событие, которое многие до сих пор оценивают как предательство российским руководством братской Югославии. Специальный представитель Президента РФ по Югославии В.С. Черномырдин буквально заставил Президента Югославии С. Милошевича подписать капитуляцию перед Западом. Косово было фактически оккупировано американцами и их союзниками. Эта оккупация под благовидным предлогом защиты прав косовских албанцев стала явным вызовом национальным интересам России. Политическая элита России стала рассматривать военные действия в Косово как репетицию будущих акций НАТО против России или её союзников, прежде всего Белоруссии. Вслед за этим процесс расширения НАТО активизировался. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия, вступили в НАТО. А такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, стали кандидатами на вступлений в альянс. В этом же году в НАТО была принята новая стратегическая концепция, согласно которой, Североатлантический блок кроме коллективной обороны готово было выполнять и другие военно-политические миссии, к тому же за пределами территорий стран-участниц НАТО. В итоге, в конце 1990-х гг. Косовский кризис и возобновление военных действий в Чечне наряду с другими факторами привели к ухудшению отношений России с Западом до такой степени, что впервые за многие годы возникла возможность прямого вмешательства западных стран в дела Российской Федерации в форме экономических, политических и даже военных санкций. Всё это доказывало, что Запад занимал достаточно враждебную позицию по отношению к России.
С 1992 г. активизировались отношения России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Одним из крупнейших торговых партнёров России становится Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом (добыча нефти), и с Ираном (строительство атомной электростанции). В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Тихоокеанского бассейна, что давало ей значительные преимущества в торговле с ними. Вместе с тем, несколько ослабли контакты с прежними союзниками в Азии - КНДР, Монголией, Йеменом, Сирией, Ираком. В целом же восточное направление внешней политики России оставалось второстепенным в рассматриваемый период. Эволюцию претерпевала политика по отношению к государствам, которые раньше были союзными республиками в составе СССР. В первое время бывшие союзные республики старались дистанцироваться от России. Но эта политическая линия сохранялась недолго, поскольку в странах СНГ имелось немало проблем, которые они предполагали решать с помощью России (внутриполитические проблемы, проблемы экономического развития). Очень быстро бывшие республики поняли, что не они «кормят Россию», а они, оставшись один на один со своими экономическими трудностями, остро ощутили нехватку российских энергоносителей. Переход на мировые цены привёл к сокращению объёмов поставок нефти и газа из России. В то же время сокращение посевов хлопка в Узбекистане парализовало Российскую текстильную промышленность. Сложными были российско-украинские отношения (по вопросу Крыма и статуса Черноморского флота). Лишь в 1999 г. обе страны ратифицировали договор, в котором Россия признала принадлежность Крыма Украине и согласилась на аренду военно-морской базы в Севастополе.
Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) в своих отношениях с Россией взяли, по большей части, недружественную линию (вопрос о статусе русского языка, гражданстве русскоязычного населения). Таким образом, в 1990-е гг. внешняя политика России была довольно противоречивой. Попытки играть роль супердержавы на международной арене не всегда удавались. Её статус в этом качестве постоянно ставился под сомнение. Российская политическая элита в рассматриваемый период начинает изживать иллюзии на счёт друзей и противников России в геополитическом пространстве и мировой политике. Внешняя политика РФ становится более прагматичной, что станет особенно очевидным в последующие годы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|