План занятий по курсу «Философия» для студентов ПО(мо)-Д-1 и НХК-Д-1
на второй семестр 2014-2015 учебного года.
Уважаемые студенты!
Внимательно прочтите пояснения к плану занятий и требования к студентам по курсу «ФИЛОСОФИЯ».
План занятий по Философии включает в себя:
§ темы занятий
§ темы письменных работ
§ список литературы
§ вопросы экзамена
По каждой теме семинарского занятия указаны темы докладов и темы для других видов работы.
§ Если выбираете доклад, то обязательно готовите текст (максимальная оценка – 5 баллов); желательно – презентацию (максимально плюс 3 балла); получаете дополнительные баллы (максимально 3 балла)за иллюстрацию – демонстрацию и анализ художественного произведения (музыкального, литературного, живописного и др.).
§ Задание из перечня других видов работы выполняется в печатном или электронном виде. Требуется только текст.
Некоторые темы курса в большей степени предназначены для самостоятельного изучения – все они есть в любом учебнике по Философии.
Вопросы по данным темам входят в перечень вопросов на экзамене.
Условия сдачи экзамена:
§ Минимально для допуска надо набрать 30 баллов
§ На «автомат» получают право те, кто набрал от 45 и выше
§ За присутствие на семинаре – 1 балл, за присутствие на лекции – 1 балл
Возможно ситуация сложится так, что кому-то не хватит времени выступить в аудитории.
В этом случае подготовленное выступление на электронном или бумажном носителе сдается преподавателю сразу после семинара и засчитывается как выступление.
При пропуске занятия по уважительной причине работу можно отправить на почту yashik211@rambler.ru. Отправляйте заранее или в день семинара
В этом случае баллы также засчитываются как за выступление. Проверяйте после отправки – пришло ли от меня подтверждение получения вашей работы.
Дублируйте отправление, если не получили подтверждение в течение суток. Соблюдайте сроки отправки ваших работ! Каждый день опоздания отнимает от оценки один балл.
Набор необходимого числа баллов происходит только за выполнение заданий к семинарам! Отдельных тем рефератов не предусмотрено, и никаких других работ от студентов, не набравших необходимый минимум баллов, не принимается!
§ Добор баллов предлагается только тем, кто «почти дотягивает» на отличную оценку, когда «автоматом» получается всего лишь «хорошо».
Надеюсь на сотрудничество!
Дата
Вид занятия
Тема
Задания для студентов
Литература для подготовки
03.02.15.
Семинар
Организационное занятие
Практические задания. Подготовка проводится в аудитории.
17.02.15.
Семинар
Предмет философии. Исторические этапы развития философской мысли.
Темы докладов:
1. Философия в Древнем Китае и Индии.
2. Причины и условия возникновения философского знания в античной цивилизации.
3. Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.
4. Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер.
5. Социальные и научные (гносеологические) предпосылки формирования Новой философии.
6. Критическая философия Канта. Учение о категорическом императиве.
7. Философская концепция Гегеля.
8. Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв. В. Соловьев, Н. Бердяев и др.
Другие виды заданий:
А) Составление плана-конспекта по одной из тем с использованием самостоятельно найденной специальной справочной литературы:
- Становление философской мысли в Древней Греции (милетская школа, Гераклит и Парменид, Пифагор, софисты, Сократ).
- Формирование двух основных направлений в философии европейской культуры (Демокрит и Платон).
- Философия Аристотеля.
- Проблема метода познания (Ф. Бэкон и Р. Декарт) в философии Нового времени.
- Эмпиризм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц).
- Субъективный идеализм Фихте.
- Антропологический гуманизм Л. Фейербаха.
- Иррационалистическая философия ХIХ в. Шопегауэр и Керкегор.
- Философия Ницше.
Б) Составление списка дополнительной специальной и справочной литературы по одной из тем:
- Понимание общества и человека в философии Просвещения.
- Французский материализм XVIII в.
- Русская философия в ХVII – начале ХIХ вв.
- Философские воззрения революционеров-демократов.
- Русский космизм.
- Марксистская философия.
Основная литература
1. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов. – М., 2005. Гл. VI., Гл. IХ.
2. Введение в философию: учеб. пособие для вузов. – М., 2007.Ч. 1. Гл. 1–15., Ч. 1. Гл. 5. § 3, 4.
3. История философии в кратком изложении… Раздел «Античная философия», Раздел «Немецкая классическая философия».
4. Моисеева Н.А. Философия… Модуль 4 (§ 4, 2).
5. Философия / под ред. проф. В. И. Кириллова и др... Гл. 3, Гл. 7.
Дополнительная литература
1. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 2006. – Ч. 1, 2.
2. Вундт В. Введение в философию. – М., 2006. Отдел 2. – Ч. 3.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 2003.
4. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности // Вопросы философии. – М., 2006. – № 11.
5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск. 2007. – Т. 1.
03.03.15.
Семинар
Учение о бытии.
Темы докладов:
1. Бытие и материя. Смысл проблемы бытия.
2. Понятие «бытие» и «небытие» (нечто и ничто), существование, предсуществование, сущее, становление, качество, количество, мера.
3. Виды (модусы) бытия: возможность, действительность, необходимость.
4. Монистические и плюралистические концепции бытия.
5. Понятия материального и идеального. Определения материи.
6. Атрибуты материи: движение, пространство, время.
7. Конечное и бесконечное.
8. Основные виды материи.
9. Современная наука о многообразии мира.
10. Детерминизм и индетерминизм.
11. Динамические и статистические закономерности.
12. Проблема единства мира в философии.
13. Проблема изменения и развития бытия и материи.
14. Метафизика и диалектика.
15. Изменение, движение, развитие, прогресс, регресс.
16. Диалектика как учение о развитии. Законы и закономерности диалектики.
Другие виды заданий:
А) Составление подробного тематического плана содержания одного изученного источника из списка дополнительной литературы;Б) Составление сравнительной таблицы определений категорий диалектики, извлеченных из разных источников, указанных в списке обязательной литературы.
Основная литература
1. Алексеев П.В. Философия… Гл. ХХ, ХХV.
2. Введение в философию… Раздел II. Гл. 1, 2.
3. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс… Ч. II. Гл. 2.1.
4. Кармин А.С. Философия: рационализм и материализм ХХI века… Ч. VI. Гл. 10.
5. Философия / под ред. проф. В. И. Кириллова и др… Ч. II. Гл. 1, 2.
Дополнительная литература
1. Васильева Л.Н. Философия развития цивилизаций // Социально-гуманитарные знания. – М., 2005. – № 1.
2. Горяинов В.П. Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени // Вопросы философии. – М., 2006. – № 4.
3. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. – М., 2000. – № 2. – С. 3-31.
4. Чесноков Г.Д. Философское понимание исторического развития // Социально-гуманитарные знания. – М., 2005. – № 3, 4.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М., 1969.
17.03.15.
Семинар
Сознание и познание.
Научное знание.
Темы докладов:
1. Проблема сущности сознания в истории философии и естествознания.
2. Сознание и мозг.
3. Индивидуальное, коллективное и общественное сознание.
4. Сознание и психика.
5. Объективность и субъективность сознания. Образ и предмет.
6. Сознание и мышление.
7. Сознание, язык, знаковые системы, отражение, информация.
8. Структура и формы самосознания.
9. Проблема познаваемости в философии.
10. Основные подходы в исследовании процесса познания: объективный источник познания; происхождение способности (возможности) познания; границы и препятствия познания (апории, антиномии), средства и формы познания.
11. Чувственное познание и его элементы: ощущение как информационный процесс; гносеологический и психический образ; восприятие, иллюзия, обман чувств, представление, фантазия, воображение.
12. Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Объяснение и понимание.
13. Научное познание, его специфика и место в человеческом познании.
14. Научное познание как процесс постижения истины.
15. Уровни и формы научного познания.
16. Основные методы научного познания.
17. Роль и место понимания в научном познании.
18. Проблема адекватности познания социальных процессов.
19. Проблема истины в философии. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение.
20. Эмпирическое сознание и теоретическое сознание как уровни научного познания.
21. Опыт и теория, их взаимосвязь.
22. Формы научного познания: научный факт научная гипотеза, научная проблема, научная теория.
23. Методы получения эмпирического знания (опыт, измерение, наблюдение и т.д.) и теоретического знания (эксперимент, индукция и дедукция, анализ и синтез, идеализация, моделирование и т.д.).
24. Методы анализа причинности в познании.
Другие виды заданий:
А) Составление обзоров основных идей, содержащихся в работах из списка дополнительной литературы, по следующим темам:
- Антропосоциогенез как важнейшая проблема философии.
- Современная наука о происхождении человека.
- Соотношение философского, социологического и психофизиологического подходов к изучению сознания.
- Возможности моделирования сознания.
- Воля в структуре психической деятельности.
- Нетрадиционные формы (методы) познания: интуиция, медитация, озарение, транс, экстаз, откровение.
Б) Составление аннотаций к текстам из списка дополнительной литературы, отражающим следующие проблемы:
- Антинаука и ее влияние на развитие науки в современной России.
- Особенности процесса научного познания.
- Мониторинг трудностей, аномалий и коррекция предпосылок.
- Логика и методология теоретического исследования в социальных науках.
- Особенности социального моделирования и социального прогнозирования.
Основная литература
1. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400с.
2. Сознание и духовный мир человека // Философия: учебное пособие. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 320с.
3. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М.: Академический Проект, 2003. – 526с.
4. Структура сознания // В.В. Миронов, А.В. Иванов. Онтология и теория познания: учебник. – М.: Гардарики, 2005. – С. 331-350.
5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Гардарики, 2005.
6. Философия науки: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006. – 736с.
Дополнительная литература
1. Бочаров А.Б. Научное исследование: методы, принципы, проблемы и подходы: пособие для студентов по курсу философии. – СПб., 2004.
2. Вуйцицкий, Р. Ошибки нестрогого мышления // Вопросы философии. – М., 2001. – № 12.
3. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Хрестоматия по педагогической аксиологии. / В.П. Зинченко. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – С. 216-231.
4. Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги - 2. – М., 2006.
5. Наука: возможности и границы. – М., 2003.
6. Нижников С.А. Лекция 4. Познание, наука и истина. Лекция 5. Сознание и бессознательное // С.А. Нижников Философия: курс лекций. – М.: «Экзамен», 2007. – С. 270-316.
7. Нижников С.А. Лекция 4. Познание, наука и истина. Лекция 5. Сознание и бессознательное // С.А. Нижников Философия: курс лекций. – М.: «Экзамен», 2007. – С. 270-316.
31.03.15.
Семинар
Человек и его деятельность.
Темы докладов:
1. Философская антропология как течение западно-европейской мысли ХХ века.
2. Проблема свободы человека в истории социально-философской мысли.
3. ХХ век: автономизация человека и поворот к собственному духовному миру.
4. Сущность понятий человек, индивид, личность.
5. Бытие человека и его специфика.
6. Бытие индивидуализированного и объективизированного (внеиндивидуализированного).
7. Социальное и природное в человеке. Особенности неосознаваемой психики.
8. Проблема человеческого бессмертия.
9. Проблема несводимости социального к биологическому.
10. Проблема сопряжения установки «иметь» и установки «быть» в смысложизненной позиции личности.
11. Основные тезисы волюнтаризма и фатализма.
12. Взаимосвязь различных социальных ролей личности.
13. Психология масс.
14. Проблема человеческой природы и антропная эволюция.
15. Связь общения и деятельности с социальными и культурными явлениями.
Другие виды заданий:
А) Составить схему логической взаимосвязи тематических единиц изучаемой темы, включив в разработанную последовательность следующие ее отдельные элементы:
- Человек как родовое существо и как конкретно-единичный субъект.
- Речь и коммуникация. Рыночная модель общения.
- Реактивные действия, целенаправленная деятельность, рутинное поведение.
- Типы социальных действий по Веберу.
- Групповое и массовое сознание и поведение.
Основная литература
1. Введение в философию… Раздел II. Гл. 4.
2. Кармин А.С. Философия: рационализм и материализм ХХI века… Гл. 6.
3. Моисеева Н.А. Философия… Модуль 7 (§ 7.2, 7.3, 7.4).
4. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс... Ч. II. Гл. 2.3.
5. Философия / под ред. проф. В. И. Кириллова и др… Ч. II. Гл. VII.
Дополнительная литература
1. Гнатик Е.И. Некоторые философско-гуманитарные проблемы генетики человека // Вопросы философии. – М., 2004. – № 7.
2. Головистикова, А. Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве // Государство и право. – М., 2005. – № 6.
3. Гуревич П.С. Философия человека (лекции). Лекция 2. Человек и его бытие // Личность. Культура. Общество. – М., 2005. – № 3.
4. Колязин В.Ф. Выживание русского интеллектуала – дело частного случая // Вопросы философии. – М., 2006. – № 12.
5. Спасибенко С.Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничности социальной жизни человека // Социально-гуманитарные науки. – М., 2004. – № 4, 5, 6.
6. Юдин Б.Г.О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. – М., 2004. – № 2.
14.04.15.
Семинар
Общество как система.
Темы докладов:
1. Сущность, основные черты и функции социальных систем.
2. Самоорганизация и управление в развитии общества.
3. Человек в мире социальных общностей.
4. Концепции социальной философии о «клеточке» социума – их содержание, смысл, последствия.
5. Принципиальное отличие материальных общественных отношений от духовных.
6. Механизмы и институты общества для выполнения своих функций.
7. Сущность техницизма и его коренной методологический порок.
8. Технические революции в истории общества и их роль.
9. Различие между основным и исходным производственными отношениями.
10. Сущность основного социологического закона.
11. Понятие социальной структуры общества.
12. Признаки различия понятий «нация» и «народность».
13. Связь классовой структуры с экономическим базисом общества.
14. Основные страты в сегодняшнем российском обществе.
15. Роль и место интеллигенции в социальной структуре.
Другие виды заданий:
Составить графическую схему, отражающую содержание темы «Социальные отношения, структуры и взаимодействия».
Основная литература
1. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс... Ч. II. Гл. 2.4.
2. Кармин А.С. Философия: рационализм и материализм ХХI века… Ч. III. Гл. 7.
3. Моисеева Н.А. Философия... Модуль 6. § 6.1–6.9.
4. Философия / под ред. проф. В. И. Кириллова и др… Ч. II. Гл. IХ.
5. Социальная философия / Под ред. Кемерова В.Е. – М., 2002.
Дополнительная литература
1. Миголатьев А.А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. – № 3.
2. Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. – М., 2005. – № 7.
3. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего // Вопросы философии. – М., 2005. – № 11.
4. Цофнас А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат // Вопросы философии. – М., 2005. – № 11.
5. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. – М., 2006. – № 5.
28.04.15.
Семинар
Исторический процесс.
Темы докладов:
1. Проблема общественного развития в истории социально-философской мысли.
2. Движущие силы развития общества и субъекты исторического процесса.
3. Логика истории и исторический процесс.
4. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
5. Жизненный цикл и механизмы развития цивилизаций по А.Тойнби.
6. Теория общества и цивилизации П.Сорокина.
7. Глобализация – объективные и субъективные черты процесса.
8. Охватывающий миросистемный подход А.Г.Франка и Д. Уилкинсона.
9. Сравнительный анализ миросистем К.Чейз-Данна и Т.Холла.
Другие виды заданий:
Составить перечень реальных событий разных исторических эпох, особенности протекания которых, могут служить подтверждением справедливости одного из основных подходов к трактовке сути исторического процесса: линейного, формационного, цивилизационного, культурологического, технологического.
Основная литература
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
2. Рузавин Г.И. Философия истории. – М., 2000.
3. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.
Дополнительная литература
1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.-СПб., 2003.
2. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990.
3. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. – СПб, 2002.
4. Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX веке. – Екатеринбург, 2000.
5. Шпет Г. История как проблема логики. – М., 2002.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
12.05.15.
Семинар
Политическое бытие общества.
Экологическое бытие общества.
Темы докладов:
1. Формационные и цивилизационные функции государства.
2. Сущность теории «общественного договора».
3. Сущность понятия «гражданское общество».
4. Роль бюрократии в системе общественных отношений.
5. Теория происхождения государства по Р. Карнейро.
6. Первая и вторая военные революции по Дж.Паркеру и Р.Коллинзу.
7. Особенности национального государства.
8. Ресурсы и их политическая значимость.
9. Отношения власти и собственности, политики и экономики.
10. Закон, право и политическое могущество.
11. Принуждение и насилие как методы осуществления власти: проблема эффективности.
12. Эволюция социально-философских представлений о взаимосвязи общества и природы.
13. Природное в различных сферах общественной жизни. Диалектика природного и социального.
14. Противоречия в системе «общество-природа» и возможные пути их разрешения.
15. От природной к природно-социальной детерминации – путь развития общества.
16. Методологическое значение учения В.И. Вернадского о ноосфере.
17. Биотехносфера. Человечество как один из биологических видов.
18. Мальтузианство – социально-культурные условия появления учения, идеологические последствия.
19. Современная экологическая ситуация: паразитарные режимы, ресурсные закономерности и экологический маятник.
Другие виды задания:
А) Разработать комплекс наглядных материалов для использования в формате презентации темы «Война, военная организация и политика»;Б) Составить план-конспект выступления в дискуссии по одному из обозначенных в плане занятия вопросов.В) Составить обзор экологической ситуации в регионах постоянного проживания студентов с учетом данных из различных источников.
Основная литература
1. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Проспект, 2004.
2. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Раздел 5, глава 19. – 303 с.
3. История политических и правовых учений / Отв. ред. Лейст О.Э. – М., 2009. – 556 с.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
5. Олейников Ю.В. Экологические ограничения бытия общества // Философия и общество. – М., 2008. – № 3(51).
6. Халипов В.Ф. Кратология (наука о власти). – М., 2001.
Дополнительная литература
1. Аксаков К.А. Государство и народ. – М., 2009. – 608 с.
2. Асланов Л.А. Менталитет и власть: Русская цивилизация / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ТЕИС, 2009. Кн.1: Основы теории. – 557 с.
3. Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России. – М., 1990.
4. Вебер М. Типы господства // Личность. Культура. Общество. = Culture. Personality. Soc. – М., 2008. – Т. 10. Вып.5-6. – С. 22-36.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1994.
6. Кравченко И.И. Государство и общество // Вопросы философии. – М., 2007. – №7. – С.19-35.
7. Николайкин Н. И., Николайкина Н. Е., Мелехова О. П. Экология: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003.
8. Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. – М.: Высшая шк., 2005.
9. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск, 2001.