Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистическое наблюдение. Формы, виды и способы статистического наблюдения.




1. Определение с/наблюдения. Организационные вопросы с/наблюдения

Для исследования соц-эк. явлений и процессов общ. жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения- статистические данные. С/данные (информация) – совокупность колич. характеристик соц- эк. явлений и процессов, полученных в результате с/наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов. С/информация необходима и гос органам управления, и частным предпринимателяи.

Основными свойствами с/информации яв­ляются массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета С, второе – с неиз­менностью однажды собранной информации, ее способно­стью устаревать и необходимостью получения новой инфор­мации.

Состав с/информации во многом определя­ется потребностями общества в условиях рыночной экономики. Появление различных форм собственности, изменение системы хозяйствования и отход от директивно-плановых методов регу­лирования экономики повлекли за собой изменения в политике распространения статистической информации. Если раньше важнейшей задачей гос. С было обеспе­чение руководящих органов оперативной информацией о по­ложении в стране (часто эта информация носила закрытый характер), то в настоящее время почти вся информация, на­правляемая руководящим органам, становится достоянием общественности. Основными потребителями с/информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

Качество, достоверность информации определяют эффективность использования С на любом уровне и в любой сфере. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимых для этих целей данных является важной гос. зада­чей, выполнение которой вменяется в обязанность гос.(официальной) статистике.

Главным источником опубликованной с/информации являются издания органов гос. С. Наиболее полную информацию о РФ содержит официальное издание – с/сборник «Российский статистический ежегодник», издаваемый Госкомстатом РФ – высшим органом гос. статистики нашей страны. Данные о социально-экономическом положении РФ в каком- либо году в сравнении с предыдущими годами содержатся также и в кратком с/сборнике Госкомстата РФ «Россия в цифрах.»

С/наблюдение – первая стадия с/ исследования, представляющая собой научно организованный сбор информации о массовых обществен­ных явлениях и процессах общественной жизни. Однако не всякое собирание сведений является с/наблю­дением (например, наблюдение покупателя за изменением цен на городских рынках). Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для после­дующего обобщения.

Примерами с/наблюдения служат система­тический учет затрат на производство (его результат – обеспе­чение бесперебойного производства) и популярные в последние годы в России опросы общественного мнения с целью выявле­ния отношения людей к представляющим интерес вопросам или событиям.

Организационные вопросы с/наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдения сводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение.

С/наблюдение может проводиться органами гос. статистики, научно-исследовательскими ин­ститутами, экономическими службами банков, бирж, фирм. Оно обязательно должно быть массовым, систематическим, проводиться на научной основе по заранее разработанным плану и программе.

Планомерность с/ наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который входит в план всего статистического исследо­вания и включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее достоверности и оформления итоговых результатов.

Процесс проведения с/ наблюдения включает след. этапы:

1-подготовка наблюдения;

2-проведение массового сбора данных;

3- подготовка данных к автоматизированной обработке;

4-разработка предложений по совершенствованию с/ наблюдения.

В плане с/наблюдения указывается время и место наблюдения.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Мурманске местом проведения обследования будет территория г Мурманска.

Выбор времени наблюдения заключается в решении 2 вопросов:

-установление критического момента (даты) или интервала времени. Критический момент (дата)– конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности;

- определение срока (периода) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение с/формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

Массовый характер с/наблюдения предпо­лагает, что оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления или процесса, достаточное для получе­ния правдивых с/ данных.

Систематичность с/наблюдения определя­ется тем, что оно должно проводиться либо систематически, либо непрерывно, либо регулярно. Только такой подход позво­ляет изучить тенденции и закономерности социально-эконо­мических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

3. Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения

К вопросам программно-методологического обеспечения с/наблюдения относятся:

1-установление цели и задач наблюдения;

2-определение объекта и единицы наблюдения;

3-разработка программы наблюдения;

4-выбор вида и способа наблюдения.

Основной практической целью с/наблюде­ния является получение достоверной информации для выявле­ния закономерностей развития явлений и процессов.

Задача наблюдения непосредственно вытекает из задач с/ исследования и предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

В зависимости от цели выбирается объект с/наблюдения.

Объект с/наблюдения совокупность об­щественных явлений и процессов, которые подлежат данному наблюдению. Объектом наблюдения мб совокупность физ. лиц (население отдельного региона, страны), физ. единицы (станки, машины, жилые дома), юр. лица (предприятия, учебные заведения, коммерческие банки).Напр, при обследовании промышленности объектом наблюдения являются промышл. предприятия.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единица наблюдения ( в заруб. литературе исп. термин «элементарная единица) первичный элемент объекта с/наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Так, напр, объектом при пере­писи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения – каждый отдельный человек. В том случае, если ставится также задача определения численности и состава домохозяйств, то единицами наблюдения будут являть­ся «человек» и «каждое домохозяйство» (именно эти две едини­цы устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г.).

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы- субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации с/наблюдения в кап. строительстве информация мб получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. На­пр, если надо определить объем освоенных за год капиталь­ных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей на­блюдения – стройки и объекты, строительство которых ведет дан­ный застройщик.

Исходя из содержания объекта, цели и задач с/наблюдения разрабатывается программа наблюдения.

Программа с/наблюдения - перечень по­казателей (признаков), подлежащих регистрации. Иными словами, про­грамма – это перечень вопросов, на которые должны быть получены правдивые, достоверные ответы по каждой едини­це наблюдения.Ее содержание зависит от целей и задач исследования (например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном поло­жении, наличии детей и т.д.). При бюджетных обследовани­ях программа содержит вопросы об источниках доходов и расходах.

К программе с/ наблюдения предъявляются требования:

-должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства; не следует включать признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых будут недостоверны или отсутствовать (коммерческая тайна);

-вопросы дб. точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать не верную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов;

-следует определить не только состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения об явлениях и процессах.

- целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных; вопросы мб закрытые и открытые.

Вопросы программы с/наблюдения и отве­ты на них находят отражение в основном инструменте наблю­дения – с/формуляре - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. С/формуляр должен быть удобен для заполнения, чтения, шифровки и машинной обработки данных.

Обязательными элементами с/формуляра являются:

1- титульная часть, содержит наименование с/наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер;

2- адресная часть – включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, анкета, опросный бланк, и т.д.

К с/формулярам составляется инструк­ция, в которой подробно разъясняется, как следует заполнить с/формуляр (мб в виде отдельной брошюры или помещаться на обратной стороне формуляра).

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...