Персонифицируйте свои идеи
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Очень эффективен прием: «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Данный прием заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи, а потом уже и саму идею, персонифицируемую им. Ср. такую постановку вопроса: «Кто прав - У или Х?» вместо того, чтобы спросить: «Надо нам ужесточать вертикаль власти или нет?». В логике такой аргумент называют «аргументом к человеку» или «аргументом к публике»; этот прием неизменно демонстрирует высокую эффективность.
Отвлекайтесь в изложении Нельзя говорить все время только на тему. Вашим идеям необходим «упаковочный материал». В изложении надо слегка отвлекаться, чуть-чуть отклоняться от основной темы, чтобы дать слушателям возможность немного расслабиться. Используйте парадоксальные аргументы
Во многих аудиториях эффективно использование парадоксов в процессе аргументации. Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Этот прием довольно труден, его необходимо заранее обдумывать и готовить, но подобные аргументы обычно хорошо запоминаются и в силу этого оказываются довольно эффективными. Ср. использование такого приема в рекламе, которую опубликовал американский отоларинголог: «Половина населения США носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10.00 до 14.00».
Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией Показывайте аудитории свою образованность: умеренно используйте иностранные термины, латинские изречения, цитируйте зарубежных ученых, иностранные источники. Подчеркнем, что это надо делать умеренно, но этот прием, называемый «аргумент к невежеству», нередко оказывается эффективным и повышает убедительность речи оратора.
Будьте лаконичны Требование лаконичности - одно из важнейших. Краткая, лаконичная речь всегда является более действенной. Краткие выступления хорошо запоминаются и кажутся аудитории более умными и правильными, дают очень большой эффект. Используйте опережающее обсуждение возражений
Используйте опровергающую аргументацию. Предвидя возражения, лучше изложить их заранее самому «в своей редакции» и показать их слабость. Это обычно делается так: «Здесь обычно возражают, что...»; «Часто здесь задают вопрос - а почему...», «Я знаю, Х мне возразит и скажет, что...» и т. д. Сначала приведите чужую точку зрения, а потом свою - таким образом, последнее слово останется за вами. Опережающее обсуждение возражений позволяет избегать резкого противоборства. Мы сами формулируем замечание так, как нам удобно, и подаем его аудитории в выгодной для себя формулировке. Оппонент будет при этом «вторичен», он вынужден будет повторяться, а вы сможете сказать: «Я уже ответил на это возражение в своем выступлении».
Ссылайтесь на авторитеты Ссылка оратора на свой авторитет является наиболее убедительной, особенно если оратор уже известен аудитории как специалист или сумел вызвать у нее доверие. Поэтому очень важно авторитетно представить оратора - как знатока, специалиста, либо он сам должен рассказать о себе: «Я давно занимаюсь этой проблемой...», «Я специально изучаю этот вопрос уже много лет...», «Меня часто привлекают как консультанта по данной проблеме...», «Это тема моей научной работы» и т. д. Ссылка оратора на общественное мнение может принимать, по П. Соперу, различные формы: ссылка на официально опубликованные сведения, данные социологического опроса, ссылки на народную мудрость (пословицы, поговорки), ссылки на мнение людей, сходных со слушателями (соседи, человек из толпы), ссылка на прецедент (то, что я вам сообщаю, не ново, это давно известно, уже используется, проверено людьми и др.).
Ссылка на авторитет сведущих лиц - это ссылка на мнение экспертов, известных специалистов, знаменитых ученых и политических деятелей.
Используйте наглядные примеры Использование примеров - это большое искусство. Мы уже говорили, что их не должно быть очень много. Те же примеры, которые оратор приводит, должны быть наглядными - то есть конкретными, легко представимыми, вызывающими зрительный образ, любопытство.
Есть три основных правила приведения примеров:
1. Заострите внимание на примере до его приведения. 2. Не навязывайте аудитории смысл примера (то есть не говорите – «Таким образом, данный пример показывает нам, что...» - аудитория сделает этот вывод сама). 3. Пример должен быть предварительно обработан - сокращен и включен в контекст вашего выступления. Он должен быть кратким и наглядным.
Используйте цифры Статистические данные, цифровой материал обладают значительной убедительностью практически для любой аудитории и при правильной подаче цифровой информации убедительность речи оратора значительно повышается.
Опирайтесь на наглядность Известно, что около 80% информации человек получает через зрение. Отсюда - важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Наглядность создается в речи оратора как образными примерами, так и прямым применением наглядных средств. Оба средства наглядности ведут к запоминанию содержания речи и в большой степени способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга. Использование наглядных приемов в процессе выступления дает оратору возможность упростить излагаемую идею для ее восприятия и тем самым сделать ее более понятной и убедительной. По данным Е.А.Юниной и Г.М.Сагач, около 20% информации публичного выступления усваивается аудиторией только за счет аудиовизуальных приемов (таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и др.).
Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил, основные из которых следующие:
1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно. 2. Заранее ничего не выставлять, делать это только в нужный момент. 3. Не включать в таблицы и графики слова, которые не будут всем видны. 4. Не говорить аудитории: «Тут, правда, плохо видно...» - лучше в таком случае вообще не вешать таблицу. 5. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально. 6. Статистическим таблицам придавать вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают исследования - в форме разноцветных прямоугольников разной высоты. 7. Обязательно словесно увязывать ваши суждения с изображением на таблицах и графиках. 8. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше. 9. Если слушатели разглядывают изображение или схему, которые вы повесили, сделайте паузу, дайте им закончить. 10. Не раздавать слушателям никаких пособий и изображений - это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе. 11. Пособия убрать, таблицы снять, с доски стереть, как только это стало ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.
Используйте юмор Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое - если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении - это оригинальный, то есть свой собственный. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору, но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота. Ф. Снелл сформулировал для ораторов ряд правил «рассказывания смешных историй». Вот они:
1. Рассказывайте только то, что хорошо знаете. 2. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим. 3. Шутка должна развивать тему вашей речи. 4. Шутка должна быть короткой. Не пользуйтесь старыми остротами - хуже всего, если аудитория скажет «Старо!». 7. Перед большой аудиторией избегайте пикантных шуток и подробностей. В узком кругу такие шутки допустимы, но в окружении большого количества незнакомых людей многие слушатели чувствуют себя от таких шуток неловко. 8. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов.
Таковы основные общие правила эффективной аргументации. Соблюдение их даст оратору возможность повысить эффективность своего убеждающего воздействия на аудиторию, обеспечит доступность и запоминаемость сообщаемой информации. Можно также рекомендовать некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления, использование которых может усилить любой текст выступления, независимо от его содержания. Приемы усиления текста требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению (это так называемые сигналы достоверности, то есть сигналы, повышающие достоверность сообщения, как бы гарантирующие ее):
· подача факта как нового («недавно установили», «я только что прочитал, что...», «вчера стало известно, что...»); · подача факта как не сразу осознанного оратором («я сам долгое время в это не верил», «я долго сомневался в этом сам...» и т. д.); · подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: «экспериментально установлено...», «эксперименты показали, что...» и т. д.; · подача факта как установленного психологами; · подача факта как установленного американскими или японскими учеными; · подача факта как установленного молодыми учеными; · подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными; · упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; · упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных; · ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой; · подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас («еще в ХVI веке использовали этот метод..», «об этом знали еще в ХIХ веке...» и т.д.).
Список подобных приемов должен быть дополнен. Отметим, что эти приемы имеют яркую национальную окраску - они «работают» в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и др. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, в нашей аудитории - нет и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|