Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Реализация содержания образовательной области




ГЛАВА 4 . УМК области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

· развитие детского творчества;

· приобщение к изобразительному искусству.

· развитие музыкально-художественной деятельности;

· приобщение к музыкальному искусству.

Методический комплекс, обеспечивающий реализацию

Содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Комплексная программа и её методическое обеспечение «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011 Курочкина Н.А., Детям о книжной графике. Спб. Д-П, 2000 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых мате­риалов для ДОУ. Старшая группа: методическое пособие / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — М.: Центр педагогического образова­ния, 2008. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Курочкина Н.А. О портретной живописи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006 Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. Гэгоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. .
Дополнительная программа и её методическое обеспечение «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002 · Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. 2000 Просвещение. · Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс.
Технологии и методические пособия Р. М. Чумичёва «Дошкольникам о живописи» - М. Просвещение 1992г О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» - М.: Баллас, 2010 Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем» (книга для занятий с детьми дошкольного возраста).- М.: ТЦ Сфера, 2001 И. М. Петрова. Объемная аппликация. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2008. И.М.Петрова. Волшебные полоски. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009. Н.А. Курочкина Знакомим с натюрмортом: наглядно-дидактичес­кое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Н.А. Курочкина Знакомим с пейзажной живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. Н.А. Курочкина Знакомим с портретной живописью: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Н.А Курочкина. Знакомим со сказочно-былинной живописью: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Н.А. Курочкина Знакомим с жанровой живописью: наглядно-ди­дактическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. - М: ТЦ Сфера Карапуз 2010 Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009 Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., Скрипторий 2003 Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009 Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Куревина О.А.- М.: Линка – Пресс, 2003 Лыкова И.А Цветные ладошки..- М.: Карапуз – Дидактика, 2007 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: Карапуз-Дидактика, 2006. Каплунова И. «Ладушки» - практико-ориентированная программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста СПб.: Композитор,1999 О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» - М.: Просвещение, 1998 А.И.Буренина. ритмическая мозаика.: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 1997О.П. Радынова. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990 О. А . Буренина. Синтез искусств. – М.: Линка – Пресс, 2003 Т. Суворова Танцевальная ритмика для детей., СПБ, 2009 Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: «Просвещение», 1990 О.П.Радынова «Музыкальные шедевры».. М., «Гном – пресс», 1999. Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. Театр — творчество — дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. — М.: МИПКРО, 1995. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада). Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты. М.Ю. Картушина Праздники народов мира в детском саду - М., Издательство «Скрипторий», 2009    

Реализация содержания образовательной области



«Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе

Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления (содержание) работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность Совместная деятельность с семьей
II младшая группа Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество 1. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. 2. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмо­циональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений. 3. В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками) и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать вязь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма). 4. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. 5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты. 6. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций.   Приобщение к изобразительному искусству Дети знакомятся с народной игрушкой и предметами промыслов: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные, свистульки) из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда, мебель). Знакомятся ( на уровне рассматривания) с элементами росписи (кольца, квадраты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы животных (лошадка, медведь, собака, птица и т.п.) и человека (барышня, нянька). Знакомятся (на уровне рассматривания) со скульптурой малых форм на примере образов животных, материалами из которых они изготовлены (дерево, глина) Знакомятся с иллюстрациями в детских книгах (книги-игрушки, книги-забавы). Учатся отмечать проявление красоты в природе, отражать увиденное в речи. Художественная деятельность и детское творчество. Дети знакомятся с изобразительными материалами: бумага разного цвета и фактуры, пластичные материалы (глина, пластилин и т.п.), краска гуашевая основных цветов, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага, легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется:, отрывается, намокает, приклеивается, на ней можно рисовать раз­ами материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно скатывать, отрывать маленькие кусочки; клей можно наносить на кисть, приклеивать детали. Инструменты и действия с ними, правила использования (цветные карандаши основных цветов, фломастеры, крупные кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки) . Дети учатся правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать крас­ку на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку для обсушивания; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Дети узнают и называют свойства и качества предметов и явлений мира (в процессе деятельности): форма и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб), элементы (линии прямые, волнистые, зигзаги), основные цвета, оттенки (розовый, голубой), фактура (гладкий, шероховатый, пушистый), размер (большой, маленький). В рисовании: умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна («Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кру­жатся», «Зажигаются огоньки на елке», «Разноцветные цветы на по­лянке», «Ягодки на ветке»). Знакомятся со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий (короткие, длинные, волнистые, прямые), в разных направлениях, пересекая («травинки», «ленточки», «дорожки», «веточки», «рельсы», «заборчик»); со способами создания предметов разной формы (округлой, прямоугольной: томаты, клубоч­ки, яблоки, сливы, арбуз, вагончик, домик, флажок, звездочки), ком­бинации разных форм и линий (снеговик, цыпленок, тележка, цвето­чек, бусы, гирлянды, воздушные шары, салют). Развивает умение создавать некоторые обобщенные образы (дере­во — ствол, ветви; дом — стены (квадрат) и крыша (треугольник); цве­ток — серединка (круг) и лепестки), изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок). Формируется умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, чер­ный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомятся с не­которыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учатся создавать изобра­жение с использованием одного, двух и нескольких цветов. В предметном изображении в процессе создания рисунка, лепки воспитатель учит детей передавать общие признаки и некоторые ха­рактерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении развивает умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта («линия земли» — край листа, горизонталь), строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов рисунка: «Жучки-паучки в траве», «Цветочная полянка», «Елочный лесок»). В декоративном изображении педагог развивает умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки, платочки, шарфики, тарелку»); передавать элемен­ты декоративного узора прямыми пересекающими линиями, точками, кругами, мазки, ритм и чередование элементов, цветовых пятен; ук­рашать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослы­ми (юбка барышни, конь, птичка, козлик). В аппликации воспитатель знакомит детей со свойства бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, сминается, отрывается, намокает, приклеивается и т.п. Ребенок создает образы, используя готовые формы. Учит создавать изображе­ния на бумаге разной формы (квадрат, круг), на предметной основе (одноразовая картонная тарелка). Педагог показывает детям последовательность аппликационной работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли получилось, по­следовательно выбирать форму, переворачивать тыльной стороной, намазывать их клеем на клеенке, аккуратно класть на прежнее место, прижимать салфеткой. В лепке педагог знакомит со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега (пластичность, возможность обработки). Знакомит со способами создания изображения в пластич­ных материалах: раскатывание глины под углом ладоней рук (мор­ковка, ракета), раскатывание и соединение различных частей (бублик, пирамидка), скатывание, вдавливание пальцем (чашка, бокал), соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снеж­ная баба, пирамидка). Развивает умение детей украшать работу, используя стеки, па­лочку, печати-штампы. Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение Конкурсы работ родителей и воспитанников   Выставки детских работ   Художественный досуг   Дизайн помещений, участков   Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам   Консультативные встречи.   Встречи по заявкам.   Мастер – классы   Открытые мероприятия   Совместные мероприятия
Игровое экспериментирование с материалами   Пальчиковые игры   Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и со­здания коллективных композиций (индивидуально выполненную ра­боту — рыбку, яблоко, цветок — дети располагают на общий фон, объединяя в сюжет или общую тему   Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, на­зывание эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа   Настольно-печатные игры   Игры с цветными пирамидками, разноцветными шарами, составление простых компози­ций с помощью рамок-вкладышей, геометрических мозаик.   Рассматривание игрушек, предметов быта (на­рядной посуды, одежды, ярко и интересно оформленной мебели)   Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам и стихам   Досуги   Развлечения   Игровые образовательные ситуации.   Игры – эксперименты с материалами и инструментами (выяснение свойств)   Дидактические и развивающие игры   Проблемные ситуации и вопросы   Игровые ситуации   Ситуации общения   Ситуативные задачи   Рассматривание картин   Рассматривание иллюстраций в книгах   Рассматривание предметов и игрушек   Прием сотворчества и создания коллективных композиций Игры – эксперименты с материалами и инструментами (выяснение свойств)   Рассматривание иллюстраций в книгах   Рассматривание предметов и игрушек   Сюжетно – ролевая игра
II младшая группа Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность 1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональ­но отзывчивость на музыку. 2. Организовать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра. 3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. 4. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельнос­ти — музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах. 5. Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах. 6. Формировать у детей вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому. 7. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять про­стейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.     Дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука ; высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музы­кального образа и средств выразительности (медведь — низкий ре­гистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно эксперименти­руют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать эле­ментарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать му­зыку.   Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная, двигательная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение Музыкальный досуг     Консультативные встречи.   Встречи по заявкам.   Мастер – классы   Открытые мероприятия   Совместные мероприятия   Праздники   Развлечения
Утренняя гимнастика   Рассказывание сказок с музыкальным вступлением   Двигательные образные импровизации под музыку   Сопровождение рассказывания потешек, прибауток игрой на музыкальных инструментах   Элементарное музицирование   Игры с шумовыми муз. инструментами   Игры – экспериментирования со звуком   Музыкальные физ.минутки и динамические паузы   Использование музыки: - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении Досуги Музыкальные занятия   Двигательные образные импровизации под музыку   Упражнения для развития певческого голосообразования   Упражнения артикуляционной гимнастики   Интонационно – фонетические игровые упражнения   Приемы звукоподражания   Пение взрослого a cappella   Игры на фонацию звуков и их мелодику   Элементароное музицирование Музыкально – ритмические упражнения с предметами и без предметов   Использование музыки на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения. Игры – экспериментирования   Игры с музыкальными (шумовыми) инструментами   Игры в «концерт», «праздники»  
                         

 





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.