земной группы, развивать у учеников познавательные интересы, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
Основные этапы организации учебной деятельности
| Цель этапа
| Содержание педагогического взаимодействия
|
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
|
Коммуникативная
| Регулятивная
| Познавательная
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)
| Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. Предлагает отгадать загадки (Приложение 1).
| Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.
Отгадывают загадку
| Слушают учителя
| Предполагают дальнейшее действие
| Отвечают на загадку
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин)
| подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
| Как вы думаете, о чѐм мы сегодня с вами будем говорить?
Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? А вы как считаете, существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
| Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, определяют тему.
Записывают тему урока в тетради.
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
| Слушают учителя. Формулирование собственного мнения (позиции).
Построение понятных для других высказываний.
Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
| Поиск разнообразных способов решения задач.
Формулирование проблемы.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
|
3. Выявление места и причины затруднений (2 мин)
| Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
| Что вам уже известно о планетах?
А может этих знаний недостаточно?
Детям предлагается выполнить задание - сопоставить фотографии планет, их названия и характеристики.
Учитель предлагает, исходя из темы, определить значение цели и задачей урока для каждого ученика по теме и помогает им наводящими вопросами.
| Отвечают на вопрос
Дети говорят, каких знаний им недостает.
Ставят цели и задачи к уроку
| Формулирование собственного мнения (позиции).
Построение понятных для других высказываний.
Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
| Поиск разнообразных способов решения задач.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) (3 мин)
| Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Сейчас мы с вами поделимся на 4 группы (метод жеребьевки), каждая из которых будет готовить доклад об определенной планете. У каждой группы свое задание. Каждая группа распределяет роли:
«координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения.
«контролер» - фиксирует время работы группы (10 минут)
«шкипер» - представляет доклад у доски.
«оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
| Отвечают на вопрос
Делятся на группы, распределяют роли
| Слушают учителя.
Формулирование собственного мнения (позиции).
Строят понятные для собеседника высказывания.
Воспринимают ответы обучающихся
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
| Осмысление понятий,связанных с данной темой, анализ, выбор
|
5. Реализация построенного проекта (22 мин)
| Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| Учитель раздает листы с таблицами, которые нужно заполнить (заносит информацию «оформитель») (Приложение 2). В качестве образца на слайде представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер (Приложение 3).
| Работают в группах.
После заполнения таблиц «шкиперы» знакомят класс со своими сообщениями.
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
внимательно ознакомиться с текстом учебника, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями.
| Формулирование собственного мнения (позиции).
Построение понятных для партнера высказываний. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Установление причинно-следственных связей.
| Принятие и сохранение учебной задачи.
Учет правила в планировании и контроле способа решения.
| Поиск разнообразных способов решения задач.
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Выделение существенной информации.
Отработка операций по исследуемой теме.
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (2 мин)
| Организовать освоение учащимися нового знания в форме коммуникативного взаимодействия
| Вопрос: Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.) Хотите использовать для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
Почему? (На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы)
| Отвечают на вопросы.
| Формулирование собственного мнения (позиции).
| Принятие и сохранение учебной задачи.
Учет правила в планировании и контроле способа решения.
| Структурирование знания.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и включением в систему знаний (5 мин)
| Организовать самостоятельную деятельность учащихся по закреплению применению новых знаний.
| Учитель проверяет изученный материал с помощью игры. Каждой группе выдаются 4 карточки: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Учитель 2 раза зачитывает вопрос – факт о планете (Приложение 4), после чего ученикам дается 10 секунд, чтобы поднять карточку с правильным названием планеты. Ученикам победившей группы, набравшей наибольшее количество правильных ответов, присуждается по 1 дополнительному баллу к проверочной работе, которая будет проводиться по изученной теме на следующем уроке.
| Внимательно выслушивают учителя, выполняют задание.
| Внимательно слушают учителя
| Осуществляют самоконтроль
| Выполнение задания, отработка операций по исследуемой теме
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)
| Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
| Учитель предлагает облако "тегов", которые необходимо дополнить. На интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
| Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.
Определяют уровень достижения своих результатов
| Рефлексия своих действий.
Формулировка собственного мнения.
| Осуществляют пошаговый контроль по результату.
| Анализируют, оценивают результат.
|
9. Домашнее задание
(2 минуты)
| Выполнить задания
| Учитель объясняет задание.
Предупреждает о проверочной работе на следующем уроке.
|
|
|
|
|
Приложение 1.
1. Эта желтая звезда
От других звезд защищает. (Солнце)
2. Бегают вокруг огонечка
Но не встретятся они. (Планеты)
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
1. Эта планета получила свое название в честь бога торговли, покровителя путешественников (Меркурий)
2. На этой планете есть Страх и Ужас (Марс, спутники Деймос и Фобос)
3. Поверхность этой планеты нагревается до +400 градусов (Меркурий)
4. В одном из горных районов этой планеты возвышается вулкан высотой 12 метров (Венера)
5. Это самая большая из планет земной группы (Земля)
6. Средняя температура на этой планете составляет -70 градусов (Марс)
7. Атмосфера на этой планете была открыта М.В.Ломоносовым (Венера)
8. Атмосфера этой планеты состоит в основном из азота (Земля)
9. Оборот вокруг своей оси эта планета совершает за 24 часа 37 минут (Марс)
10. У этой планеты есть один спутник (Земля)
11. Эта планета практически лишена атмосферы (Меркурий)
12. На этой планете очень много железа (Марс)
13. На этой планете сутки длиннее года (Венера)
14. Самая близкая к солнцу планета (Меркурий)
15. Эта планета вращается медленнее всех и в обратную сторону (Венера)
16. Расстояние от этой планеты до Солнца 150 млн км (Земля)