Основной этап создания проекта.
Организационный момент. Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности. Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи». Создание проблемной ситуации. Учитель говорит о завершении нескольких разделов, связанных с изучением былин, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать полученную информацию, необходимо научиться её обрабатывать и систематизировать. -Какие формы систематизации вы можете предложить? (Варианты проектов: альбом, памятка, игра, опорная таблица…) Выбор останавливаем на опорной таблице. Формулирование целей и задач проектной деятельности. Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию Задача: создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре. Подготовка к созданию проекта. - Назовите основные этапы создания проекта. (1.Организвационный – распределение детей на инициативные группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»; 2.Формулирование темы и целей деятельности; 3. Подготовительный – готовят первый план деятельности по разработке проекта, корректируют его, получают продукт. 4. Работа в группах (наблюдения, систематизируют, иллюстрируют, апробируют); 5. Практическое применение проекта; 6. Самоанализ положительные и отрицательные стороны деятельности. 7. Подведение итогов.) - Ставим задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. Предлагаются идеи, «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.
На доске помещают заготовки для проекта в разделе «Сборка»
Основной этап создания проекта. 1) Формулирование определения былины. «Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.
Прикрепляем в первый раздел нужную формулировку. - Что такое былина? Былина — русская народная эпическая песня о подвигах богатырей. 2) Классификация былин по различным признакам. Учитель предлагает признаки классификации былин. По содержанию былины делятся на два цикла: киевский и новгородский. Учитель предлагает «Экспериментаторам» поработать с отрывками из былин. На партах у детей книги с былинами. На доске пишут название книги и номер страницы. «Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид былины по каждой из классификаций. «Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия. (Герои и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах). «Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов былин нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела.
3) Определение особенностей былин. «Экспериментаторы» зачитывают из книг отмеченные учителем отрывки и называют признаки былины. (Признак музыкального, песенного исполнения; речитатив - это не разговорный язык, а как бы условно уставной былинный сказ или распев; повторы; испытание; эпические герои; чёрная сила; необычное место действия.
«Аналитики» повторяют признаки былины. «Иллюстраторы» подбирают соответствующие условные обозначения:
4).Определение черт отличия былины от других сходных жанров. - Будем работать с различными источниками информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи. Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды. «Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров
5).Определение особенностей языка былины. - В данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «Иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка былины. Задача «Аналитиков» -особые слова и выражения.«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки. «Богатырский словарь» - архаизмы
«Исследователи» составляют мини – зарисовку по иллюстрации к былине. 6).Определение особенностей цветовой гаммы - По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в былинах. Но иллюстрации – это лишь отражение особого колорита былин. Издавна народ придавал большое значение цвету. - Сопоставьте ситуации, когда упоминаются разные цвета. Учитель прикрепляет на доску карточки разные цвета: зелёный - бесстрашие, синий - тишина, красный - оберег, чёрный – зло, белый – искрящийся(выполняют дети из любой группы).После высказываний детей карточки переворачиваются и помещаются в 6 раздел. Этап испытания проекта. В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о былине как о жанре. «Исследователи» будут проводить испытание созданного проекта по очереди с опорой на составленную таблицу. Итоги урока. - Какую цель ставили и какую задачу ставили перед собой в начале урока? (Учиться обрабатывать и систематизировать информацию; создать опорную таблицу для сообщения о былине как о жанре). - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? - Какие трудности встретились? -Что показалось наиболее интересным?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|