Состояние теории инновационной деятельности в библиотечно-информационной сфере.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основная причина внимания специалистов к инноватике в библиотечном деле – это необходимость совершенствования деятельности библиотек в условиях социальных и экономических изменений общества. Для решения этого и других вопросов специалисты-теоретики и практики библиотечной деятельности используют разработки классиков зарубежного менеджмента, рассматривающих организацию, как единое целое и систему (Столяров). Для разработки концепций и стратегий инновационного развития библиотек, специалистами использовались труды учёных, исследовавших проблемы управленческой деятельности с точки зрения концептуальных подходов к управлению в сфере культуры (А. Арнольдов, О. Виханский). В сфере внимания библиотековедов находится инновационная деятельность, направленная на создание новых образцов и технологий библиотечной работы. С. Матлина в своих публикациях первой обратила внимание на инновационную деятельность, как явление библиотечной практике и, предложила подходы к научному оформлению библиотечной инноватики. Во многих случаях инновационная деятельность рассматривается в контексте методической работы (И. Суслова, А. Ванеев и др.). В конце 80-х гг. 20 в. число статей, публикаций, отражающих примеры инновационной деятельности библиотеки на страницах профессиональной печати увеличивается: появляются диссертационные исследования: так, С. Матлина в своей диссертации осветила проблемы управления нововведениями в библиотеке. Диссертация Н. А. Толканюк «Инновационные процессы в библиотечном деле: теория и методика» (1994). Автором были определены направления развития инновационной деятельности библиотечной работы, факторы влияющие на инновационную активность библиотечных работников.
В 2003 г. появляются диссертация и монография Е. Качановой «Инновационная деятельность библиотек: теория, организация, методика». Автором рассмотрены инновационные проблемы в конкретной библиотечной деятельности. В теоретической части данного исследования содержится многоаспектный анализ библиотечных инноваций, их классификация. В эти же годы появляется цикл проблемных статей Н. Чуприной, рассматривающую профессиональную инноватику как самостоятельный комплексный вид деятельности библиотеки и ведущий фактор её развития. По мнению автора эффективность инновационной деятельности конкретной библиотеки зависит от комфортности среды, её общедоступности, открытости, гибкости. Ряд авторов рассматривают вопросы стратегического управления инновационной деятельностью библиотек (Л. Бобров). Автор считает, что актуальным для библиотеки в высшей степени характерна тенденция предоставления несвойственной ей информационных услуг (посредничество, консалтинг), с целью наиболее полного удовлетворения информационных потребностей пользователей. Именно в этой плоскости библиотекам и следует инновационно развиваться, по мнению автора. Появляются работы, посвящённые внедрению и использованию инновационных методов в справочно-библиографическом обслуживании (2005 г., Л. Беркутова). Интересный взгляд на методическую деятельность библиотек, её методологические и организационные основы представлены в диссертационном исследовании О. Ратниковой «Методическое обеспечение деятельности библиотек в условиях государственной реформы управления». Автор считает, что теория и практика методической работы не могут развиваться без использования инновационных технологий. Кроме теоретических исследований появлялись также работы, в которых исследовались конкретные формы инновационной деятельности библиотек: научно-практическое пособие Сусловой, Злотниковой «Проектная деятельность библиотек», в котором утверждается, что это один из видов их инновационной деятельности.
В этом же ракурсе рассматриваются ранние труды В. Клюева, Е. Ястребовой «Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности», 2001 г. и Сусловой «Библиотека в системе некоммерческого маркетинга», 2005 г. В данных работах раскрываются суть некоммерческой библиотечной сферы и возможности библиотеки по предложению разных платных услуг. В РБ теорию инновационной деятельности фрагментарно рассматривают: В. Е. Леончиков, С. В. Зыгмантович, В. Масальцева, А. Предеина, В. М. Бигеза, Ю. А. Переверзева, А. А. Демешка. Практику рассматривают: Т. Кузьминич, Л. Кирюхина, Р. Сухорукова, Е. Долгополова. С. А. Павлова.
Основные направления и специфика практической инновационной деятельности.
Библиотечно-инновационная деятельность – это особый признак развития и совершенствования библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования библиотек, качественно превосходящих предыдущие нововведения. В библиотеке это попытка осуществить целенаправленное организационное и/или содержательное изменение в её деятельности для решения существующих и потенциальных проблем, новых возможностей дальнейшего развития. По сфере воздействия на различные области практической деятельности выделяются следующие группы инноваций: 1. Организационно-управленческие инновации – внедрение новых форм и методов организации, регламентации деятельности, изменение соотношения сфер управленческого влияния, структурных подразделений, отдельных лиц в библиотеке. 2. Социальные инновации – рассматриваются как усовершенствование кадровой политики: система профессиональной подготовки, адаптация новых сотрудников, система вознаграждения и т.д. 3. Экономические инновации – изменение в области планирования, ценообразования библиотечных услуг. 4. Технико-технологические инновации – внедрение новых технологий, средств производства библиотечных услуг.
По мнению Качановой, существуют три взгляда на библиотечные нововведения (инновации):
1. Библиотечные инновации понимаются как средство распространения передового библиотечного опыта в рамках научно-методической деятельности библиотек. Учёные данного взгляда: Ванеев, Суслова считают, что инновация это просто новый термин, пришедший на смену старому; 2. Некое изобретение, т.е. незапланированное, спонтанное, но подхваченная и растиражированная инициатива. В данном случае, учёные рассматривают инновацию как некий особый признак развития совершенствования библиотечной работы. 3. Инновация – это некая трансформация, т.е. это конкретное внедрение инновационных моделей в данной библиотеке. На сегодняшний день в большинстве библиотек инновации находят выражение в инновационных проектах (технико-технологические инновации), в целом служат для совершенствования библиотечного обслуживания пользователей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|