Программа экзамена по дисциплине
Программа дисциплины «Современные проблемы науки и образования»
Модуль 1. Наука. Место математики в системе наук. Математические методы познания.
Наука как одна из форм общественного сознания. Объект и предмет науки. Структура науки. Классификация наук. Современное состояние математики как науки. Математика в системе наук. Классические и современные представления о предмете математики. Характерные черты математики как науки. Противоречия как движущие силы математики. Источники нового в математике: практика, внутренние потребности самой математики, необходимость обоснования математики. Архитектура математики. Предмет и метод отдельных математических дисциплин. Математика и религия. Математика и искусство. Математика и идеология. Математика и право. Математическое моделирование как сверх метод математики. Понятия и свойства математической модели. Основные этапы конструирования математической модели. Роль математического моделирования в развитии науки. Специфика математического моделирования на современном этапе. Основные виды математических моделей: дескриптивные модели, оптимизационные модели, многокритериальные модели, игровые модели, имитационные модели. Абстрагирование в математике. Понятие математического абстрагирования. Виды математических абстракций: абстракция отождествления, идеализации, абстракции осуществимости. Бесконечность в математике. Особенности математических абстракций. Аксиоматический метод в математике. Общая характеристика аксиоматического метода. Содержательная и полуформальная аксиоматические теории. Метод интерпретации. Формальная аксиоматическая теория.
Модуль 2. Современные проблемы математики Фрактальная геометрия. История возникновения и развития фрактальной геометрии. Бенуа Мандельброт – создатель фрактальной геометрии. Проблема вычисления протяженности побережья Британии как геометрическая проблема. Самоподобные геометрические объекты. Различные определения фрактала. Виды фракталов: геометрические (триадная кривая Кох, снежинки Кох, салфетка и ковер Серпинского, дракон «Хартера-Хейтуэя», губки Менгера, фрактал Кантора, фрактальные кривые Пеано, дерево Пифагора), алгебраические (множество Мандельброта, множество Жюлиа), стохастические. Обобщение понятия размерности (координатная, топологическая, фрактальная). Фрактальная размерность (размерность Хаусдорфа-Безиковича, размерность самоподобия). Примеры вычисления размерности Хаусдорфа-Безиковича (размерности самоподобия) геометрических фракталов. Итерации линейных систем. Системы итерируемых функций. Метод случайных итераций, или игра в хаос. Игры с поворотами. Сжимающие аффинные преобразования. Теория кос и узлов. Основные понятия теории узлов: узел, развязывание узла, тривиальный узел, полигональные узлы, плоская и сферическая диаграммы узла, зацепление, изотопные (эквивалентные) узлы, плоская изотопия диаграммы, типы узлов. Проблема распутывания узла. Элементарные изотопии. Примеры распутывания узла при помощи элементарных изотопий (узел «лестница Иакова»). Алгоритм Рейдемейстера (достоинства и недостатки). Теорема Рейдемейстера. Примеры распутывания узла при помощи алгоритма Рейдемейстера. Алгоритм полного перебора с запоминанием. Примеры кодирования узла при помощи алгоритма перебора с запоминанием, возможности его использования в компьютерных программах. Алгоритм Ивана Дынникова. Проблема сравнения узлов. Инвариант узла. Полный инвариант узла. Примеры инвариантов узла: минимальное число скрещиваний узла, «изломанность» узла, «кондитерское число» узла, полином Конвея (полином Александера-Конвея). Примеры вычисления инвариантов узлов и зацеплений.
Арифметика узлов. Группа узлов. Таблица диаграмм узлов. Основные понятия теории кос: математическая коса, виды кос (тривиальная, девичья, крашенная, циклическая и др.). Теорема Александера. Алгебра кос. Группа кос. Значение теории узлов и кос для современной науки.
Модуль 3. Современные проблемы в области математического образования. Глобализация в сфере образования. Система российского образования и концепция его модернизации. Инновационные процессы в современном образовании. Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего, среднего профессионального, высшего образования. Образовательные инновации в образовательной области «математика», критерии оценки их эффективности. Мониторинг в математическом образовании, международные системы оценки качества математического образования. Интеграция отечественной системы математического образования с мировым образовательным пространством.
Программа экзамена по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» 1. Наука как одна из форм общественного сознания. Объект и предмет науки. Структура науки. 2. Классификация наук. 3. Современное состояние математики как науки. Математика в системе наук. 4. Классические и современные представления о предмете математики. 5. Характерные черты математики как науки. Противоречия как движущие силы математики. Источники нового в математике: практика, внутренние потребности самой математики, необходимость обоснования математики. 6. Математика и религия. 7. Математика и искусство. 8. Математика и идеология. 9. Математическое моделирование как сверх метод математики. Понятия и свойства математической модели. 10. Основные этапы конструирования математической модели. Роль математического моделирования в развитии науки. Специфика математического моделирования на современном этапе. 11. Основные виды математических моделей: дескриптивные модели, оптимизационные модели, многокритериальные модели, игровые модели, имитационные модели.
12. Абстрагирование в математике. Понятие математического абстрагирования. 13. Виды математических абстракций: абстракция отождествления, идеализации, абстракции осуществимости. 14. Бесконечность в математике. Особенности математических абстракций. 15. Аксиоматический метод в математике. Общая характеристика аксиоматического метода. 16. Содержательная и полуформальная аксиоматические теории. 17.Метод интерпретации. Формальная аксиоматическая теория. 18. История возникновения фрактальной геометрии. Значение фрактальной геометрии. 19. Геометрические фракталы: триадная кривая Кох. 20. Геометрические фракталы: салфетка Серпинского. 21. Фрактал Кантора. 22. Фрактальная размерность. Примеры вычисления размерности фракталов. 23. Алгебраические фракталы: метод построения алгебраических фракталов. 24. Множество Мандельброта. 25. Основные понятия теории узлов. 26. Изотопные (эквивалентные) узлы. 27. Проблема распутывания узлов: алгоритм Рейдемейстера. 28. Проблема распутывания узлов: алгоритм Ивана Дынникова. 29. Проблема распутывания узлов: алгоритм полного перебора с запоминанием. 30. Проблема сравнения узлов. 31. Инварианты узлов. 32. Арифметика узлов. 33. Полином Конвея. 34. Примеры вычисления полинома Конвея. 35. Основные понятия и факты теории кос. 36. Алгебра кос. 37. Прямолинейные и топологические симплексы. Примеры. 38. Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS. 39. Международное исследование образовательных достижений PISA. 40. Российская система оценки качества математического образования. Единый государственный экзамен по математике. Государственные образовательные стандарты. 41. Интеграция отечественной системы математического образования с мировым образовательным пространством. Болонский процесс: плюсы и минусы. 42. Система российского образования и концепция его модернизации. 43. Инновационные процессы в современном образовании. Инновационная деятельность преподавателя в системе среднего, среднего профессионального, высшего образования.
44. Образовательные инновации в образовательной области «математика», критерии оценки их эффективности.
Основная литература 1. Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы: [сборник]/РАН, Институт философии; отв. ред.: А. А. Крушанов, Е. А. Мамчур. - М.: КРАСАНД, 2011. 2. Чупахин Н.П. Методологическая культура научного поиска: Учебное пособие / Н. П. Чупахин. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 3. Ясницкий Л. Н. Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 4. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. 5. Сосинский А.Б. Узлы и косы. Серия: Библиотека «Математическое просвещение». М.:МЦНМО, 2001. Дополнительная литература 1. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. М.:Изд-во МЦНМО, 2004. 2. Божокин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 3. Гнеденко Б. В. Введение в специальность математика. М. Наука, 1991. 4. Гнеденко Б.В. О математике. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. 5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. - Ростов –на-Дону, 2005. 6. Морозов А.Д. Введение в теорию фракталов. М.- Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2002. 7. Новиков С.П. Математика на пороге XXI века // ИМИ. Вып.42. М.: Янус-К, 2002. 8. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки.: учебник для вузов/Е. В. Ушаков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2008. 9. Чупахин Н.П. Культура научного поиска / Н.П. Чупахин. – М.: НИА «Наследие Отечества», 2010. – URL: http://www.viperson.ru – 08.02.2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|