Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Выделяя понятие «профессиональные действия», Ю.К. Стрелков отмечает, что трудовой процесс легче рассматривать, разделив его на части. Один из вариантов «квантования» труда - выделение ситуаций. Ядром понятия «ситуация» является человек, осуществляющий действие в определенном пространстве и времени (Стрелков, 1999. С. 11-54). При этом само действие - это «живое» исполнение, «психологическое настоящее субъекта» (Там же. С. 12). Главная проблема построения моделей труда определяется тем, что сам образ ситуации должен быть задан не просто как некая данность, а более широко - как «форма настоящего, того, что предстоит субъекту Выделяются основные модели трудового действия: • Традиционный деятельностный подход исходит из трехкомпонентной схемы («триады»): «субъект - деятельность - объект»; • Ю.К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему («тетраду»); «субъект - действие - объект - окружающий мир» (субъект совершает действие среди движущихся, изменяющихся предметов). Далее есть смысл подробнее рассмотреть каждый из этих компонентов. 1. Субъект деятельности. Сам субъект рассматривается как «носитель» целостного, единого телесного опыта, активности, сознания… «Субъект выступает как высшая интегрирующая инстанция». Интегрирующая функция обеспечивается рефлексивным планом сознания. По сравнению с бытийным планом (который включен в данную ситуацию), рефлексивный план вне-ситуативен, т.е. выходит за пределы выполняемого действия и наличной ситуации. Именно «благодаря рефлексивному плану сознания происходит формирование специалиста» (Стрелков, 1999. С. 14). 2. Окружающий мир понимается как совокупность движущихся, меняющихся объектов. Эта совокупность предметов окружающего мира, данная субъекту в его восприятии - есть «перцептивный мир». В перцептивном мире субъекту даны его собственные тело, управляемый объект, а также собственное действие, которое он совершает, двигаясь среди предметов… Предметы и события окружающего мира влияют на выполнение действия и составляют «пространство-время действия». Очевидно, что «пространство-время действия» не совпадает с «пространством-временем перцептивного мира» (например, действие может строиться на основе предварительного восприятия, ориентировки в мире, а может выстраиваться интуитивно, до такой ориентировки, но бессознательное действие - это уже не совсем действие…). Границы двух миров, внешние и внутренние, - различны (границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия - порогами и прочими параметрами).
3. Действия. Каждое действие обладает пространственно-временной определенностью и позволяет субъекту удерживать его в сознании как единый целостный акт, как свое «психологическое настоящее» (как «хронотроп» - по В.П.Зинченко). В инженерной психологии речь идет не просто о соответствии действий оператора требованиям технологического процесса, а о «роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира» (Там же. С. 15). Субъект координирует свои действия с событиями в окружающем мире. В действии соединяются исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными и эмоциональными процессами. Поскольку действия нередко выступают интегрирующим образованием, где соединяются ориентировочные, исполнительные и даже эмоциональные составляющие труда оператора, то есть смысл кратко обозначить основные характеристики действия. Пространственные характеристики действия. Иногда сравнение намеченного пути и пути, реально проходимого среди предметов, позволяет отделить субъекта (ориентирующегося и планирующего действие) от самого действия. Очень важна роль восприятия (симультанного, одномоментного схватывания) для планирования путей движения и обхода препятствий.
Временные характеристики действия. Важно учесть не только «объективные» характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т.п.), но и «телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире» (Там же. С. 18). При анализе действий оператора важно найти «точку отсчета», которая соотносилась бы с «настоящим»: «Описание должно схватывать пульсацию живого, текущего сейчас действия» (Там же. С. 18). Энергетические характеристики действия. Учитывается усилие субъекта, масса объектов и ускорение их движения. Учитывается концентрация внимания и утомление оператора на разных этапах выполнения действия. Но при этом возможны и «пустые зоны», например, когда действие как бы «выходит за свои пределы» (реальные усилия очень малы и почти не учитываются). Важно учитывать и социально-психологическое обоснование понятия «действие», т.е. «социальный характер действия необходимо сопоставлять с технологическим процессом» (Там же. С. 19). Например, у летчиков (штурманов) действие осуществляется в «удвоенном пространстве и времени - действие штурмана осуществляется и внутри, и вне кабины. Здесь приходится говорить о двух перцептивных мирах штурманов» (Там же. С. 23). Важное значение при анализе некоторых видов операторского труда (например, труда летчиков)) имеет выделение «пространства действия» и «пространства восприятия». «Пространство действия не совпадает с пространством восприятия. Например, бессознательное исполнение нельзя назвать действием. Действие развертывается на фоне уже знакомого перцептивного мира. Но парадокс в том, что «действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось - предметы, различия между ними». «Действие расширяет и время восприятия: воспринимаемым становится то, что также не воспринималось - само изменение предметов, тонкости временного упорядочивания» (Там же. С. 20). «В реальном трудовом потоке точно выделить и пронаблюдать действие невозможно. Действие можно выделить только после его окончания и только с помощью субъекта» (Там же. С. 20).
В само понятие «действие» должен быть включен и результат - точный или ошибочный. Между элементами действия возникают динамические, т.е. силовые отношения (например, между самими управляемыми объектами и мотивами, симпатиями-антипатиями оператора и т.п.). Преодоление препятствий - волевой акт, требующий большого расхода энергии. Очень часто подлинным субъектом труда становится экипаж (бригада операторов) и тогда возникает проблема координации и синхронизации действий этого экипажа, направленных на решение единой задачи. Можно выделить следующие основные модели трудового действия оператора: 1. Имитационная модель Зигеля и Вольфа. Часть трудового процесса разделяется на отдельные трудовые задачи. Анализ отдельных задач позволяет с высокой точностью предсказывать статистические результаты различных испытаний. Модель учитывает возможность сокращения времени на одну операцию. 2. Информационные и информационно- процессуальные модели (например, модель Шеннона). Работа с информацией, понимаемой как мера неопределенности сигнала. Информация, которую несет сигнал, зависит от его вероятности: наибольшую информацию несут наиболее редкие из случайных сигналов; неслучайные (ожидаемые) сигналы не несут никакой информации. 3. Линейные модели. Главная особенность - они используются для временного анализа последовательности операций, выполняемых в ходе простого, т.е. одиночного акта. Это отдельный двигательный акт, результаты которого не могут быть улучшены внутри него самого (чтобы улучшить результат, требуется совершить другой акт). 4. Кольцевые модели (например, модель Н.А. Бернштейна). В модели Н.А. Бернштейна два элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), а другие - по логическому основанию (сравнивающий блок, программа, усиливающий и преобразующий блоки…). В данной модели «кольцо замыкается через вход». Различные авторы дополняли схему Н.А. Бернштейна «тремя внутренними кольцами» (А.И. Назаров), «дополнительными блоками памяти» (С.М. Морозов) и т.п.
5. Корреляционные модели. Факторные, кластерные и другие модели позволяют изучить связи между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса. Для лучшего понимания профессионального действия полезно разобраться с тем, что такое «профессиональная задача» (см. Стрелков, 1999. С. 55-114). «Действие определяется задачей....В характеристике задачи время играет важнейшую роль: задача предзадается и ориентирует субъекта на будущее действие» (Стрелков, 1999. С. 55). Формулировка задачи. Она формулируется на технологическом языке и толкуется на языке обыденном. В задаче указываются: цель, средства, сроки и пространственная точность действия. По мере выполнения задачи отношение к ней субъекта меняется (например, эмоциональное безразличие может смениться глубокой личной заинтересованностью). Задача отличается от действия как формальное условие от процесса исполнения («живого» и переживаемого субъектом процесса). Субъект знает свои возможности и различает задачи на доступные и недоступные для него, т.е. он часто выходит за рамки движений, действий, всей ситуации исполнения. Сам деепричастный оборот «выполняя действие» показывает, что «будучи включенным в действие, субъект совершает нечто, выходящее за рамки данного действия» (Стрелков, 1999. С. 59-60). Субъект способен работать параллельно в разных пространствах: работая и воспринимая свое действие «здесь», он может одновременно анализировать то, что будет «там». Действуя, субъект выходит за рамки действия. О субъекте невозможно говорить вне времени. Понятия «свертывание» и «развертывание» (по А.Н. Леонтьеву) означают именно временную трансформацию. О субъекте невозможно говорить вне пространства. Субъект вообще работает с ориентирами. «Пространство возникает для субъекта, когда он теряет ориентировку. - Тогда он начинает думать о пространстве, осознавая себя в пространстве». Сориентироваться в пространстве - это волевой акт, а проявление в человеке воли - это и есть субъектность. Но через волю оператор проявляет и свои энергетические характеристики. Понятие «сложная задача». Операциональное определение сложности задачи предполагает: дробление задачи на отдельные фрагменты (операции); оценку их количества; установление сложности движений для их выполнения. Сложность задачи во многом зависит от неопределенности обстоятельств. Для диагностики и формирования операторского мышления необходимо подбирать задачи, соответствующие их реальному труду (например, шахматные задачи для работы со штурманами неприменимы…).
При решении сложных задач выделяется «двухуровневая структура»: на первом уровне - простые, исполнительские действия, доведенные до автоматизма; на другом уровне - более сложные мыслительные действия, связанные с предвосхищением (антиципацией) и преобразованием ситуации. «По мере совершенствования профессионального опыта отношение специалистов к выполняемым задачам меняется. Возникает и закрепляется сочетание опасных установок (склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность)». Это может «стать причиной объективного усложнения решаемой задачи, в то время, как сам субъект считает задачу простой» (Там же. С. 73). Анализируя деятельность пилотов, Ю.К.Стрелков вводит понятие «навигационный образ полета» (Стрелкову, 1999. С. 79-90). Решение навигационных задач включает в себя: психологические процессы построения образа; выполнение умственных преобразований; переходы от одной системы отсчета к другой; согласование систем отсчета. Навигационный образ зависит от профессионального опыта специалиста. Образ полета - это не просто представление о географическом пространстве. Он формируется путем наложения на географическое пространство воздушных путей и схем подходов. «Совмещение представлений - непростая задача, требующая особого внимания при обучении и подготовке летчиков» (Там же. С. 82). Представление о ситуации полета включает в себя несколько слоев: представление о пространстве и времени, сложившееся в ходе предыдущей деятельности; систему перцептивных миров (актуальное восприятие). «Выполнение задачи предполагает преобразование этих структур. Преобразования, которые специалист выполняет уже в процессе подготовки к полету, позволяют согласовать пространственные и временные составляющие образа и заставить функционировать динамическую часть создаваемого образа будущего полета» (Там же. С. 84). Проблема «точки отсчета» в построении образа полета. Сама система координат - это «пространство» преобразования объекта: его сдвиги, вращения, сжатия и растяжения. Постепенно субъект обретает способность использовать любую свободно выбираемую точку отсчета. Препятствиями для развития специалиста часто являются: единственная система отсчета; неспособность переходить к иным системам отсчета. Объектно-центрированная система отсчета - основана на использовании двух объектов: один служит для создания нулевого (главного) направления; другой - для фиксации нулевой точки (для последующей сверки нулевого направления с фиксированной точкой). Субъектные системы отсчета организованы в сложную иерархию. У каждого конкретного штурмана «упорядочение отдельных систем отсчета зависит от его субъективных, личных, индивидуальных предпочтений, от профессионального опыта и мастерства» (Стрелков, 1999. С. 88). Интересно, что в исследовании штурманского труда психологу лучше действовать следующим образом: • предлагать испытуемым «не решать задачу», а попросить у них «дать консультацию» по поводу задачи; • посоветоваться, «как лучше ее построить»; • высказать «мнение» о пригодности задачи для обучения курсантов летных училищ (см. Стрелков, 1999. С. 88).
Ошибка в труде оператора Важное значение в изучении труда оператора придается анализу ошибок (Стрелкову, 1999. С. 151-186). Ошибка - это факт, случай из практики. Концепция ошибки должна строиться на представлении о позитивном (правильном) функционировании, т.е. надо еще разобраться, что есть позитивная работа (примерно как и в патопсихологии - проблема «нормы» и «патологии»). Но сама ошибка определяется негативно, как отклонение от правильной работы. Для определения (и понимания) ошибки решающее значение имеет время. Ошибочное действие уже совершено, т.е. оно всегда в прошлом (хотя ошибочное ориентировочное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет анализировать причины (причинно-следственные связи), приведшие к уже совершенной ошибке. В экспериментальной психологии различают следующие виды ошибок: • ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить и др.); • ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести и др.); • ошибки мышления (не понял, не сумел «схватить» суть, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил и др.); • ошибки внимания (не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться). Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем и будущем. Соответственно, следует при подготовке операторов формировать такое чувство вины (но не страха). Проблема метода исследования ошибок оператора. В основе - восстановление цепи событий (через опрос операторов). Но: «людям свойственно не признаваться в ошибках, либо эти признания бывают ситуативными, поверхностными» (Стрелков, 1999. С. 163). Субъект, совершивший ошибку, часто «сопротивляется», т.к. боится наказания. Реконструкция ошибки предполагает деление целого процесса на части, но «дробление на шаги - искусственная операция»… Поэтому возникает проблема «признания соответствия представления, воспоминания о процессе и самого непрерывного процесса». Важно развести разные позиции в ходе пошаговой реконструкции ошибки: 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Между позициями субъекта, совершившего ошибку, и судьи-исследователя «огромная разница», и если субъекту грозит наказание, то для признания им ошибки возникают «непреодолимые препятствия» (Стрелков, 1999. С. 165). Действие субъекта, совершившего ошибку, протекает в двух планах: 1) в плане смысла и контекста выполнения задания (сам этот план смысла определяется целостностью и непрерывностью); 2) в плане отдельных операций, допускающих деление процесса на дискретные части (эти операции часто бывают достаточно автоматизированными и внешними по отношению к сознанию оператора). В связи с этим возникает проблема: где искать ошибку, в плане смысла или в плане отдельных операций? Обычно проще найти ошибку в плане отдельных операций. Но и в плане «представлений о смысле также возможны определенные отклонения». Интересно, что у опытных специалистов для выполнения одной и той же операции всегда находится множество способов, кроме того, его действия достаточно освоены и автоматизированы, т.е. опытный специалист скорее может ошибиться в плане смысла. Таким образом, для новичка - больше ошибок из-за неосвоенности операций, а для опытного работника - из-за проблем с пониманием (или с извращением) смысла своей работы. В целом же, «путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок». Опыт не может возникнуть из одного только знания правил. Сама ошибка - это «активность по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным» (Стрелков, 1999. С. 162); Если сложность профессиональных задач для работника выше уже достигнутого «потолка», то для него это может стать началом деградации. Субъект уже больше не может работать выше достигнутого уровня сложности. «Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все и не всегда» (Там же. С. 162). Основные методы исследования ошибок операторов: 1. Метод полирефлекторного интервью (по Н.А.Носову). Суть метода - в многостороннем кольцевом опросе свидетелей и всех, кто имел отношение к происшествию. 2. Метод построения фреймов (по А.М. Емельянову, М.А. Котик). Анализируются содержащиеся во фреймах «узлы» и «связи», в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности. 3. Метод критических инцидентов (по Фланагану). Анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе (где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование. 4. Метод выделения трех категорий действий, каждое из которых подвергается особому анализу (по Дж. Расмуссену): 1) Моторные навыки: они автоматизированы и часто не могут быть поставлены в вину оператору; главная вина - на инструкторах, которые не довели у обучающихся навык до автоматизма. 2) Знания: движение по цепи знаний редко соответствует движению по цепи операций (действий); это категория субъективная, особенно у высококлассных специалистов; пробел в знаниях - часто также на совести инструкторов; 3) Творческая активность: здесь субъект в гораздо большей степени сознательно берет ответственность на себя; соответственно, повышается риск совершения им ошибки; для снижения вероятности ошибок субъект сам должен заблаговременно позаботиться и о своих знаниях, и о моторных навыках (как основы для импровизации и творчества). Часть ошибок связана с неправильной диагностикой и прогнозом со стороны психологов. За последние 25 лет получила распространение практика оценивания специалистов в специальных организациях, известных под названием «Центры ассесмента». Оценивание производится по специализированным профессиональным задачам и по психологическим показателям (личностным свойствам и характеристикам психических процессов). После оценивания специалиста аттестуют и направляют на службу. Через год Центр ассесмента делает запрос о том, насколько точен был прогноз успешности специалиста. Статистика показала, что точность прогноза успешности - около 65%. В качестве примера можно привести типичные ошибки пилотов при реагировании на сигналы и показания приборов - по результатам исследований П. Фиттса и Дж. Джонса 270 ошибок (см. Стрелков, 1999. С. 167-169): • неправильный отсчет показаний приборов, индикаторное устройство которых делает несколько оборотов. Ошибка в понимании двух и более стрелок или стрелки и вращающейся шкалы; • неправильная интерпретация направления движения индикаторного устройства, ложное толкование показаний прибора; • неправильная реакция на сигнальные жесты, огни и звуки или на радиосигналы; • ошибки различения, вызываемые недостаточной четкостью элементов: цифр, делений или стрелок; • ошибки идентификации показаний приборов. Ошибочный отсчет нужной величины по другому прибору или по другой шкале многострелочного прибора; • использование неработающего прибора; • неправильная интерпретация цены деления; • ошибки, связанные с иллюзиями восприятия показаний приборов и т.п. Другим примером могут быть ошибки, совершаемые отечественными пилотами при полетах в зарубежные аэропорты - по данным исследования Ю.К. Стрелкова и С.В. Фоломеевой (см. Стрелков, 1999. С. 179-180): • самолет направляется в зону, где полеты категорически запрещены; • вместо выполнения команды диспетчера экипаж делает нечто другое (например, приземляется на правую полосу вместо левой), либо вообще бездействует; • задержка при выполнении команды диспетчера; • вместо выполнения команды диспетчера экипаж начинает с ним обсуждать ситуацию, предлагать собственный вариант решения; • выполняя команды диспетчера в ходе «векторования» (когда диспетчер командует в определенных пунктах полета, с какой скоростью и в каком направлении двигаться), экипаж перестает понимать, где находится самолет; • полная или частичная утрата ориентировки (видимо, из-за незнакомых ситуаций - Н.П.); • самолет выходит в определенную точку схемы полетов, на высоте, отличающейся от той, что указана в летных документах. Ю.К. Стрелков выделяет также основные факторы, приводящие к ошибкам пилотов в зарубежных полетах (Там же. С. 181-184): • для новичка первые зарубежные полеты являются весьма сложной и напряженной деятельностью; • конфликт между жесткостью требований выполнения правил и импровизацией, между самостоятельностью и абсолютным подчинением; • в условиях «векторования» (см. выше) у экипажа, незнакомого со схемой полета, возникает резкий временной дефицит в отслеживании ситуации и проведении соответствующих расчетов; • система «экипаж - диспетчер» проявляет себя по-разному при разных типах захода на посадку (в зарубежных полетах значительно повышается личная ответственность командира и каждого члена экипажа); «Опираясь на материалы интервью, можно заключить, что основная причина большинства трудностей заложена в непригодности мышления наших летчиков для решения задач, возникающих в зарубежных аэропортах, где предъявляются иные требования к самостоятельности решений и действий командира, а также имеет место иное отношение к ошибке и ее последствиям» (Стрелков, 1999. С. 184). Интересно, что в Америке годовой заработок командира аэробуса примерно равен заработку Президента США (около 140 тысяч долларов). Выделяются также факторы, препятствующие освоению нашими летчиками зарубежных трасс (Там же. С. 184-186): • стихийность предполетной подготовки экипажей (особенно в плане индивидуальной работы с каждым пилотом); • недостаточное владение профессиональным английским языком; • отсутствие навыков визуальных заходов на посадку; • требования, предъявляемые к самолетам за границей, противоречат нашим требованиям: • у нас часто разрешается то, что у них запрещается (возникает парадокс: то, что человек хорошо усвоил при полетах у нас, там становится помехой); • отсутствует специальная профессиональная и педагогическая подготовка инструкторов (часто сами инструкторы во многие зарубежные аэропорты не летали); • проблема «стаж и возраст»: молодые переучиваются легко, но трудно переучивать тех, кому «за сорок».
Основы проектирования СЧМ Проектирование систем «человек - машина» занимает видное место в работах по инженерной психологии (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 196-275; Зинченко, Мунипов, 1979. С. 210-292 и др.). Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее. 1. Средства отображения информации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим критериям: o по способу использования СОИ: контрольные, быстрые («да-нет»); качественные (насколько возрастает или падает параметр); количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) - это для больших СОИ; o по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные; o по степени детализации: интегральные или детальные. Выделяются основные подходы в совершенствовании СОИ (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 228-230): o структурно-психологический (в основе - статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии, совершать предпочтительные выборы при построении информационных образов объекта); o системно-лингвистический (построение оптимальных языков, диалоговых систем); o графоаналитический (табличное программирование, экспертная оценка, теория графов - строится «картинка» распределения потоков информации). Перспективные подходы в совершенствовании СОИ: o разработка многоканальных (многофункциональных) индикаторов; o разработка полисенсорных (полимодальных) СОИ, т.е. воздействующих на различные органы чувств; o объемное отображение информации («плюс» - со стереоскопическим эффектом); o разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития процесса - выход на совместное принятия решения человеком и машиной. 2. Органы управления или средства ввода информации - СВИ. 3. В основу типологии СВИ также могут быть положены разные критерии: o по характеру движений человека различают: простые, повторяющиеся, высокоточные; o по назначению выделяют: оперативные, периодические, эпизодические; o по конструктивному исполнению: кнопки, тумблеры, педали. На основании специальных замеров и испытаний выделяются требования к отдельным типам органов управления, к совместному расположению индикаторов и органов управления, к системам ввода информации (к клавиатурам). Например, выделяются следующие принципы совместного расположения индикаторов и органов управления: o функциональное соответствие (каждой подсистеме СЧМ - свой блок-панель на общем пульте управления); o объединение (использование однотипных элементов контроля и управления - оптимизация количества информации); o совмещение стимула и реакции, что обеспечивает последовательность действий, соответствие общему алгоритму управления - пример про компьютер (ноутбук и обычный); o важность и частота использования (наиболее важные органы управления - в наиболее удобном месте). Также на основании специальных замеров и испытаний выделяются общие требования к системам ввода информации - СВИ (к клавиатурам): o клавиши должны соответствовать характеру решаемых задач и соответствовать психофизиологическим характеристикам человека-оператора; o расположение клавиш - оптимальное (минимум рабочих движений оператора); o компактность клавиатуры и ее умещаемость в зоне моторного контроля (даже в условиях постоянного усложнения СЧМ и увеличения алфавита вводимых символов). Выделяются также основные правила экономии рабочих движений, которые важно учитывать при проектировании разнообразных органов управления (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 292): § при движении двумя руками - одновременность, симметричность и противоположность по своей направленности (все это обеспечивает равновесие тела); § простота движений, их плавность и закругленность; необходима минимизация самого количества движений; § траектория - в пределах рабочей зоны оператора; § движения должны соответствовать анатомии руки и находиться в зоне зрительного контроля; § рабочие движения должны быть ритмичными; § привычность движения для работника (следует учитывать ранее сформированные двигательные навыки); § при возникновении малых сопротивлений - должны включаться малые группы мышц, при больших сопротивлениях - большие группы (т.к. требуются большие усилия); § необходимо по возможности использовать кинетическую (двигательную, инерционную) энергию самого объекта работы. Выявлена более оптимальная организация при выполнении различных рабочих движений. В частности, там, где больше требуются быстрые движения, рекомендуется учитывать следующие особенности o где требуется быстрая реакция, более предпочтительны движения к себе; o в горизонтальной плоскости скорость рук быстрее, чем в вертикальной; o наибольшая скорость руки - сверху вниз, наименьшая - от себя снизу вверх; o скорость больше слева - направо (для правой руки и для правшей); o вращательные движения быстрее, чем поступательные; o плавные криволинейные движения рук быстрее, чем прямолинейные с внезапным изменением направления (чем резкие и угловатые); Там, где требуются более точные движения, рекомендуется учитывать, что: o более точные - в положении сидя (чем стоя); o при движении в вертикальной плоскости ошибок меньше, чем в горизонтальной. 4. Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ которого важен при проектировании и оптимизации систем «человек - машина». 5. Основные условия проектирования рабочего места оператора: o достаточное рабочее пространство для оператора; o достаточные физические, зрительные и слуховые связи между работниками; o оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также безопасные и удобные проходы; o необходимое естественное и искусственное освещение; o допустимый уровень акустического шума и вибрации; o необходимые средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (физических, химических, биологических и психофизиологических). Оптимизация рабочего места оператора предполагает: o выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя); o рациональное размещение индикаторов и органов управления; o обеспечение оптимального обзора элементов рабочего места; o соответствие рабочего места различным характеристикам работника; o соответствие информационных потоков возможностям человека по их приему и переработке; o обеспечение условий для кратковременного отдыха в процессе работы. Выделяются также оптимальные рабочие позы оператора: o положение «стоя» более естественно для человека (но при длительной работе стоя человек утомляется быстрее), поэтому необходимо предусмотреть возможность изменения рабочей позы; o нормальная поза в положении «стоя», когда не требуется наклоняться вперед более, чем на 15о; o наклоны назад и в сторону (при работе стоя) нежелательны; o положение «сидя» имеет много преимуществ (разгружаются многие системы органов), но длительное сидение тоже нежелательно, из-за нагрузки на таз, и поэтому также лучше предусмотреть смену поз. В качестве примера можно привести основные требования к рабочему сиденью оператора: o сиденье оператора должно обеспечивать позу, способствующую уменьшению статичной работы мышц; o сиденье должно обеспечивать возможность для изменения рабочей позы; o оно не должно затруднять деятельность различных систем организма (дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной) и не вызывать болезненных ощущений; o глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой; o должно быть обеспечено свободное перемещение сиденья относительно рабочих поверхностей (в том числе желательно обеспечить вращение сиденья); o важно предусмотреть возможность регулирования высоты, угла наклона спинки, высоты спинки; o важно учесть требования безопасности (общие и частные, в зависимости от конкретного места работы оператора); o желательно использовать на сидениях полумягкую обивку, но не скользкую, неэлектризирующуюся, воздухопроницаемую, влагоотталкивающую (кроме случаев с особыми условиями производства, где сиденья могут быть только деревянными) и т.п. Можно выделить общую схему инженерно-психологического проектирования (см. Основы…, 1986. С. 196-346): 1. Анализ характеристик объекта управления: анализ статистических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы. 2. Распределений функций между человеком и техникой: анализ возможностей человека и техники; определение критерия эффективности системы; определение ограничивающих условий; оптимизация критерия эффективности. 3. Распределение функций между операторами: выбор структуры группы; определение числа рабочих мест; определение задач на каждом рабочем месте; организация связи между операторами. 4. Проектирование деятельности конкретного оператора: определение структуры и алгоритма деятельности; определение требований к характеристикам человека (ПВК); определение требований к обученности; определение допустимых норм деятельности. 5. Проектирование технических средств деятельности операторов: синтез информационных моделей; конструирование органов управления; общая компоновка рабочего места. 6. Оценка системы «человек - машина»: оценка рабочего места и условий деятельности; оценка характеристик деятельности оператора; оценка эффективности системы в целом. Различными авторами предлагаются и иные варианты оптимизации систем «человек - машина». Например, Д. Босман разрабатывает системный подход к проектированию социотехнических систем (см. Леонова, Чернышева, 1995. С. 39-60). Д. Босман пишет: «Социотехнические системы представляют собой некоторую совокупность технических средств, процедур и правил, выполняющих заданную работу под управлением и контролем человека» (Там же. С. 39). Само системное проектирование предполагает (по сравнению с более простым проектированием), что: o разработка простых систем («технология операциональной разработки») осуществляется через постепенное увеличение функций и проверки эффективности на основе опыта; o для более сложных систем более адекватным является подход под названием «компьютерная метафора». В основе - разделение целого на части, которые еще способны воспринимать управляющие воздействия оператора (т.е. основная функция разбивается на подфункции) - все это еще на этапе анализа (выделения подфункций). На этапе синтеза (собственно проектирования) - акцент на внедрение, где необходим постоянный контроль за эффективностью нововведений - частые повторы, пробы («повторение - основа проектирования»); o основные этапы процесса разработки и проектирования сложных систем: исследование; анализ и планирование; техническое проектирование; испытания; введение в эксплуатацию. Важным для проектирования различных социотехнических систем является учет индивидуальных характеристик оператора. Традиционно многие авторы используют схему составления индивидуальных характеристик оператора, предложенную Хопкиным (см. Леонова, Чернышева, 1995, с.55). Для оценки особенностей оператора в данной схеме выделяются 15 групп характеристик: o Биографические данные: возраст, пол, национальность, опыт работы, выполняемая ранее работа. o Физические и физиологические характеристики: здоровье, физическая сила, выносливость, стрессоустойчивость. o Требования к сенсорным системам (включая «интермодальное взаимодействие»). o Требования к когнитивным процессам: скорость, точность, способность к опознаванию в различных сенсорных модальностях. o Требования к обработке информации. o Требования к психомоторике: мышечная координация, ловкость, манипулятивные способности, реакция на стимул. o Требования к семантическим системам: умение говорить и понимать речь, беглость речи, ясность выражения мысли. o Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические суждения. o Требования к образованию: базовое и квалификационное образование, дополнительная квалификация, последнее достижение, посещение курсов переподготовки, планы на будущее в области образования. o Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура; вербальные, числовые, пространственные, механические способности и склонности; умение учиться на ошибках, способность не обращать внимания на обиды. o Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций; перцептивные, интеллектуальные, психомоторные функции; целеполагание. o Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки. o Социальные требования: способность работать в команде, такт, готовность к лидерству, мораль, отношение к руководству и подчиненным. o Мотивация и интересы: поведение, потребность в сложных задачах, готовность прилагать дополнительные усилия в работе. o Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость, устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс и скуку. Чем принципиально отличается эргономическое (инженерно- психологическое) проектирование от любого другого вида проектирования, например, от инженерного проектирования? - Е.Б. Моргунов выделяет два таких основных отличия: o при эргономическом проектировании «производится тщательный анализ не только прототипного устройства или программного комплекса, но и прототипной деятельности пользователя»; o перед тем, как писать программу, имеет смысл сопоставить режимы, в которых выполняет работу специалист, и их усовершенствование в ходе исторического развития профессии. Все это предполагает постоянное совершенствование проектируемых комплексов в сотрудничестве психолога-эргономиста с пользователем - по принципу: «чем раньше будет исправлена ошибка, тем качественнее станет конечный продукт» (Моргунов, 1994. С. 185-186).
Основы эксплуатации СЧМ Традиционно выделяются следующие основные направления эксплуатации СЧМ (см. Основы…, 1986. С. 196-275): o Профессиональная подготовка и постоянная переподготовка операторов (профотбор, обучение, тренировка), а также формирование бригад (команд) операторов; o Организация группового взаимодействия (взаимодействие операторов в группе; методы изучения групповой деятельности; принципы формирования рабочей группы); o Организация труда операторов: разработка режима труда и отдыха, контроль за состоянием операторов, охрана и психогигиена труда, оценка результатов труда, использование способов поощрения и порицания. Ниже более подробно будут рассмотрены каждое из этих направлений. 1. Полный цикл профотбора и формирование рабочих групп операторов предполагает следующие основные этапы: 1) Определение численности группы (на основе анализа трудозатрат, т.е. объема работы данной группы); 2) Определение организационной структуры группы (в зависимости от характера решаемых задач, от информационных связей и их интенсивности). 3) Выделение ПВК по каждой операторской должности (например, с опорой на схему «аналитического профессиографирования«- см. Приложения 1 и 2). Задачи первого, второго и третьего этапов решаются еще на этапе проектирования СЧМ. Отбор операторов в рабочую группу (бригаду) осуществляется на основе выявления ПВК, подбора и использования соответствующих психодиагностических методик, а также с помощью специальных процедур комплектования групп операторов, занятых сложным и ответственным трудом, которые предполагают следующую работу (подэтапы): o сначала основное внимание уделяется индивидуально-психологическим особенностям претендентов (через тестирование, наблюдение и собеседование); o затем с помощью специально организованных процедур (или в естественной обстановке) выявляются спонтанные контакты внутри группы; o особое место отводится изучению поведения группы в экстремальных условиях, нередко специально созданных (это позволяет проявиться лидерам, ведомым, «сотрудничающим», а также отверженным и тем, кто явно не «вписывается» в совместную групповую работу); o на заключительных этапах отбора проводится интегративная оценка группы (насколько она состоялась как работоспособный коллектив); o далее продолжается формирование группы уже в процессе группового обучения. При подборе экипажей и смен используется понятие «совместимость». «Согласно расхожему представлению, совместимость социально-психологическая подобна совместимости органов в теле, групп крови, ее ингда даже называют психофизиологической. Более тридцати лет предпринимались попытки создать тесты совместимости, но проблема подбора до сих пор остается не решенной: конфликты и напряженные отношения по-прежнему остаются причинами несчастных случаев, аварий и катастроф. По-видимому, проблема подбора экипажей не так проста, как казалось прежде, - пишет Ю.К. Стрелков, - … вместо концепции совместимости, которую удовлетворительно осуществить на практике невозможно, мы предлагаем идею формирования в трудовой группе взаимного принятия, понимания, быстрой и легкой координации движений. Это уже не качества отдельного специалиста, а команды в целом. Вместе взятые, эти качества образуют то, что называется «слетанностью» (Стрелков, 1999. С. 209-211). Однако, как отмечает сам Ю.К. Стрелков, опыт изучения труда летных экипажей показал, что «рабочие группы почти никогда не достигают такого высокого уровня развития», а полноценный «коллектив - это идеал, к которому стремится трудовая группа» (Там же. С. 211). 2. Управление рабочей группой операторов предполагает решение следующих основных задач: 1) организация оптимального распределения функциональных обязанностей между членами группы; 2) специальная подготовка и обучение руководителей группы (или лидеров) навыкам управления малой группой; 3) формирование групповых норм и ценностей, способствующих успешной работе; 4) проведение мероприятий, препятствующих образованию замкнутых подгрупп (при общих размерах группы более 4-5 человек). «Высокая степень специализации, обособление трудовых функций при директивной системе администрирования даже при совместном труде привели к отчуждению людей друг от друга, разрушению чувства принадлежности к коллективу, общности целей и ответственности за их достижение, - пишет Ю.К. Стрелков. - Препятствовать этому отчуждению могут мероприятия, осуществляемые вне производственного процесса и внутри его. Сюда относятся преобразования системы управления - уменьшение числа уровней в иерархии системы управления, активное включение работников в процесс управления, в различные виды творчества. Для операторов, хорошо знающих документацию, - это работа по ее усовершенствованию. Многие операторы размышляют о наиболее экономичных режимах эксплуатации оборудования, режимах труда и отдыха и путях комплектования команд. Привлечение к разработке соовтетствующих моделей и графиков может наполнить смыслом их труд, способствовать объединению людей в общем деле… В результате в большом трудовом коллективе, из которого набираются команды или смены, возникает и культивируется атмосфера взаимопомощи, уважения и доверия. Человека оценивают не по должности, а по его подлинному вкладу в общее дело, по достоинству. Объединенные общей целью, взаимной симпатией и общими интересами, люди легче справляются с трудными задачами» (Стрелков, 2001. С. 209). 3. Организация труда операторов на конкретных трудовых постах предполагает: o разработку режима труда и отдыха; o контроль за состоянием операторов; o охрану и психогигиену труда; o оценку результатов труда; o использование способов поощрения и порицания и т.п. Как уже отмечалось выше, важную роль в исследовании операторского труда играет анализ и изучение причин ошибок. В ходе эксплуатации СЧМ анализу ошибок операторского труда также уделяется особое внимание в работах разных авторов (см. Леонова, Чернышева, 1995. С. 117-135, а также Стрелков, 1999. С. 151-186). Общая тенденция развития индустрии - «быстрая и непрерывная централизация, что означает рост размеров и сложность систем». Отсюда - «нарушение правил эксплуатации или ошибки приводят к очень серьезным последствиям», - пишет Дж. Расмуссен (цит. по: Леонова, Чернышева, 1995. С. 117). Определение «повреждения системы - это определение причины отклонения от стандарта». Поэтому поиск причины повреждения системы - это «движение по цепи причинных связей в обратном направлении от происшествия», - отмечает далее Дж. Расмуссен (Там же. С. 119). Выделяя три уровня управления поведением человека-оператора (моторные навыки, знания и творческую активность, проявляемую в рамках регламентированной задачей деятельности), Дж.Расмуссен считает, что у оператора постепенно формируются шаблонные действия, которые трудно осознаются и, потому в меньшей степени поддаются контролю со стороны работника.). Таким образом, «…анализируя причины человеческих ошибок, необходимо принимать во внимание увеличение числа заученных стандартных двигательных подпрограмм». Но если человека натренировать, то он, действуя эффективно, перестает иногда замечать свои ошибки, т.к. «понятие правил, ошибок или промахов становится бессмысленным» (Там же. С. 129-132). Быть может, для повышения степени осознания (и лучшего понимания) своей работы и совершаемых ошибок полезно использовать в ряде случаев и «метод искусственной деавтоматизации», предложенный еще И.Н. Шпильрейном. Данный метод позволяет с помощью более сложной задачи, «разрушить» («деавтоматизировать») привычные действия работника и тогда работник вынужден будет задуматься над тем, как вообще справиться с заданием, какие действия и как при этом совершить. Иными словами, при подготовке и контроле за действиями операторов полезно бывает иногда оценивать, насколько оператор способен отходить от стереотипизированных действий и все-таки осознавать то, что он делает. Все это в какой-то степени убережет его от некоторых ошибок, в основе которых лежит притупление степени такого осознания. Фактически и здесь идет речь о повышении степени рефлексивности субъекта труда, взаимодействующего со сложной техникой, т.е. о повышении уровня субъектности человека-оператора, только уже в ходе эксплуатации СЧМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|