Знать: содержание понятий инвестиций и инвестиционной деятельности, инвестиционных правоотношений.
Уметь: самостоятельно определять понятия инвестиций и инвестиционной деятельности; выявлять специфику применения принципов инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права), инвестиционных правоотношений.
Приобрести навыки: применения на практике норм действующего российского законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности.
Освоение темы ведет к частичному формированию профессиональной компетенции в правоприменительной деятельности ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, а также в экспертно-консультационной деятельности ПК-15 - способность толковать различные правовые акты, в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция».
Краткое содержание
1. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности.
2. Инвестиционная деятельность как институт финансового права.
3. Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права).
4. Инвестиционные правоотношения.
Дополнительная литература
1. Федеральный закон от 09.07.1999г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" (ред. от 06.12.2011) [Текст] // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3493.
2. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об инвестиционных фондах" [Текст] // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4562.
3. Федеральный закон от 28.11.2011 №335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" [Текст] // Российская газета. №275. 07.12.2011.
4. Антипова, О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) [Текст]. - М.: Волтерс Клувер, 2007. – 248с.
7. Пушкин, А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации [Текст]: монография. — М.: Юрист, 2007. – 192с.
8. Фархутдинов, И.З. Международное инвестиционное право и процесс [Текст]: монография. - М.: Проспект, 2010. – 416с.
9. Крохина, Ю.А. Проблемы налогового регулирования государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Финансовое право. - 2012. - №2. – С.21-26.
10. Решетина, Е.Н. К вопросу о соотношении финансового права и инвестиционного права [Текст] // Финансовое право. - 2011. - № 6. - С.5-9.
ГЛОССАРИЙ
По Финансовому праву
Тема 1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Финансы
- 1) в экономическом аспекте это совокупность общественных отношений в сфере образования, распределения (перераспределения) и использования денежных средств государства, регионов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц);
- 2) в материальном аспекте это совокупность денежных средств, мобилизованных государством и муниципальными образованиями для реализации своих функций
2.
Финансовая система
–а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; - б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность
3.
Централизованные финансы
–этофонды денежных средств, имеющие территориальный характер, находящиеся в распоряжении государства и муниципальных образований, используемые в интересах населения соответствующей территории (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный и муниципальный кредит)
4.
Децентрализованные финансы
–этофинансы хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и физических лиц), а также отраслевые и межотраслевые бюджетные фонды (к публичным финансам в таком случае относятся финансы государственных и муниципальных предприятий)
5.
Финансовая деятельность государства
–это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению (перераспределению) и использованию денежных фондов (централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности государства
6.
Метод кредитования
–означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Применяется как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций
7.
Метод финансирования
–выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций
8.
Метод добровольных взносов
–покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.
9.
Органы общей компетенции
– органы, для которых управление публичными финансами не является основной и единственной задачей
10.
Органы специальной компетенции
– органы, созданные исключительно для осуществления функций по управлению публичными финансами
11.
Временная финансовая администрация
–это государственный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ или муниципального образования, оказывать содействие органам государственной власти в осуществлении отдельных бюджетных полномочий субъектов РФ или органов местного самоуправления, а также осуществлять и контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или местной администрации
Тема 2. Финансовое право как отрасль российского права
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Финансовое право
–это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права, правовых идей и принципов, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
2.
Система финансового права
–это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности
3.
Источники финансового права
–это система внешних форм финансового права, в которых содержатся нормы финансового права
4.
Система источников финансового права
–это совокупность источников, выстроенная по определенному системообразующему принципу (например, по принципу убывания (возрастания) юридической силы). В данной системе источники финансового права находятся в иерархической соподчиненности
5.
Подотрасль права
–это более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права
6.
Институт права
–это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права
7.
Финансово-правовой институт
–совокупность финансово-правовых норм, регулирующих более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль.
8.
Финансово-правовые акты
–это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию
9.
Финансово-плановые акты
–это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов
Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Финансово-правовая норма
–это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников
2.
Гипотеза финансово-правовой нормы
- часть нормы, указывающая на условия действия финансово-правовой нормы, т.е. определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывающая на субъектов – участников правоотношений.
3.
Диспозиция финансово-правовой нормы
- часть нормы, устанавливающая содержание самого правила поведения, т.е. предписывающая совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражающая содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений (т.е. определяет их права и обязанности)
4.
Санкция финансово-правовой нормы
– часть финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке
5.
Диспозитивные нормы
–нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению. Это нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения
6.
Обязывающие нормы
– устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий
7.
Запрещающие нормы
–нормы, содержащие запрет на совершение определенных действий, устанавливающие обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них под угрозой применения санкций
8.
Уполномочивающие нормы
- нормы, устанавливающие права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах
9.
Оперативные нормы
–нормы о введении в действие, приостановлении, отмене финансово-правовых норм
10.
Материальные нормы
–регулируют содержание финансовых правоотношений, устанавливая права, обязанности и ответственность их участников
11.
Процессуальные нормы
–устанавливают правовые формы финансовой деятельности и порядок (процедуры) ее осуществления
12.
Нормы-дефиниции
–определяют понятия и категории финансового права
13.
Нормы-принципы
–закрепляют общие начала финансового права
14.
Нормы-рекомендации
–содержат рекомендуемые государством правила поведения, не предусматривают применение санкций за нарушение рекомендаций
15.
Финансовые правоотношения
–это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению (перераспределению) и использованию государственных денежных фондов и доходов
16.
Юридический факт
–предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей
17.
Субъект финансового права (финансового правоотношения)
–это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений
Тема 4. Финансовый контроль в Российской Федерации
№
п/п
Понятие
Содержание
Финансовый контроль
–это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования
Государственный контроль
–это контроль, проводимый федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти
Внутренний контроль
–это контроль, осуществляемый в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации
Обязательный контроль
–это контроль, проводимый в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов
Инициативный контроль
–это контроль,проводимый по решению хозяйствующих субъектов
Предварительный контроль
–это контроль, осуществляемый до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, имеющий важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины
Текущий контроль
–это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.)
Последующий контроль
–это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.), в ходе которого определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Аудит
- это предпринимательская деятельность независимых бухгалтеров (аудиторов) и аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований
Аудиторская деятельность
– это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами
Обязательный аудит
–проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции (прокурора, судов)
Инициативный аудит
-проводится по решению хозяйствующего субъекта
Аудиторский контроль
–это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности
Аудиторское заключение
–это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц
Достоверность
–этостепень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения
Наблюдение
–это метод финансового контроля, направленный на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта
Проверка
–это метод финансового контроля, проводимый на месте, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий
Анализ
–это метод финансового контроля, направленный на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов
Ревизия
–это основной метод финансового контроля, включающий наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности
Акт ревизии
–это официальный документ, которым оформляются результаты обследования хозяйственно-финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения
Финансовый мониторинг
—это деятельность организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или другим имуществом, по выявлению операций, которые подлежат обязательному контролю, и других операций с денежными средствами или другим имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
Обязательный финансовый мониторинг
—это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга из анализа информации относительно финансовых операций, что предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации в соответствии с законодательством РФ
Внутренний финансовый мониторинг
—деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, в соответствии с законодательством РФ, финансовыми операциями, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и другими финансовыми операциями, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов
Виды субъектов финансового мониторинга
-кредитные организации;
- лизинговые компании;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- страховые организации; - организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;
- управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
- организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;
- организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности
Тема 5. Финансово-правовая ответственность
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Финансово-правовой конфликт
–это противоборство субъектов финансовых правоотношений, возникающее при осуществлении финансовой деятельности государства или муниципальных образований
2.
Процедура разрешения финансово-правового конфликта
–этонормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий уполномоченных субъектов финансового права в целях прекращения конфликтного финансового правоотношения
3.
Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов
— это система взаимосогласованных правовых процедур (средств, способов), позволяющая выявить причины конфликта, осуществить его формализацию и идентификацию, принять адекватные меры по разрешению и последующему предотвращению противоборства субъектов финансового права
4.
Юридическая ответственность
–это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия
5.
Финансово-правовая ответственность
–это обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке
6.
Позитивная финансовая ответственность
–этоформа финансово-правовой ответственности, существующей в силу добровольного выполнения субъектами финансового права своих обязанностей и возникающей на основе формальных (нормативных) признаков
7.
Негативная финансовая ответственность
–1)реакция государства на нарушение финансового законодательства, выражающуюся в наложении на виновное лицо за совершенное деяние дополнительной обязанности претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия в форме имущественных лишений (взысканий);
- 2) исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения
8.
Общая превенция
–профилактика (предупреждение) финансовых правонарушений под воздействием финансово-правового запрета
9.
Частная превенция
–предупреждение совершения новых финансовых правонарушений лицами, уже их совершавшими, что проявляется в создании со стороны государства специального правового механизма
10.
Финансовое правонарушение
–это совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность
11.
Состав финансового правонарушения
–это установленные нормами финансового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние финансовым правонарушением
12.
Финансово-правовая санкция
-это мера государственного принуждения, предусмотренная финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности
13.
Правовосстановительная санкция
–этосанкция, реализация которой направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства; принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства
14.
Карательная санкция
–это санкция, реализация которой направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства
15.
Штраф
– это денежное взыскание; мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных финансовым законодательством
16.
Лотерея
–это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи
Тема 6. Бюджет и бюджетное право
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Бюджет
- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
2.
Бюджет федеральный
- основной финансовый план Правительства РФ на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства. Бюджет федеральный утверждается органом законодательной власти и является главным звеном бюджетной системы РФ как федерального государства
3.
Бюджет субъекта РФ
- фонд денежных средств правительства субъекта РФ, его финансовый план на текущий год. В широком значении под бюджетом субъекта Федерации понимается консолидированный бюджет субъекта Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает в себя наряду с бюджетом субъекта Федерации бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта Федерации. Собственно бюджет субъекта Федерации утверждается органами законодательной власти субъекта Федерации и имеет статус закона или постановления
4.
Бюджет муниципального образования
— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления
5.
Территориальные бюджеты
– совокупность бюджетов субъектов РФ, районов, городов, поселков, сельских поселений
6.
Бюджетное право
- это подотрасль финансового права, включающая в себя совокупность финансово-правовых норм, определяющих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию (аккумулированию), распределению, использованию централизованных фондов денежных средств (бюджетов разного уровня) целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
7.
Источник бюджетного права
— это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.
8.
Система источников бюджетного права РФ
- закреплена в положениях ст. ст. 2—4 БК РФ. Основным источником бюджетного права в РФ является БК РФ. Важнейшими источниками бюджетного права являются НК РФ, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций
9.
Бюджетное законодательство
–состоит из БК РФ; принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов; муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения
10.
Бюджетные правоотношения
–это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов, а также отношения, возникающие при установлении статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ
11.
Бюджетный федерализм
–этоисходное начало (принцип) бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между РФ и ее субъектами
12.
Государственные (муниципальные) услуги (работы)
- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами
13.
Государственное (муниципальное) задание
- документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)
14.
Финансовые органы
- Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований)
15.
Ассигнования
– целевые денежные средства, выделенные из государственных или других источников на определенные нужды или конкретным организациям, лицам
Тема 7. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Бюджетное устройство
–это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии доходов и расходов
2.
Бюджетная система Российской Федерации
- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
3.
Консолидированный бюджет
- свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
4.
Бюджетная классификация РФ
- группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета
5.
Доходы бюджета
- поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета
6.
Расходы бюджета
- выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета
7.
Бюджетная роспись
- документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ
8.
Текущий финансовый год
- год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)
9.
Очередной финансовый год
- год, следующий за текущим финансовым годом
10.
Плановый период
- два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом
11.
Отчетный финансовый год
- год, предшествующий текущему финансовому году
12.
Временный кассовый разрыв
- прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета
13.
Бюджетные ассигнования
- предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств
14.
Обоснование бюджетных ассигнований
- документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде)
15.
Бюджетный кредит
- денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах
16.
Целевой иностранный кредит (заимствование)
- форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций
17.
Связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц
- форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора
18.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций
- форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций
19.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)
- орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ
20.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета)
- орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
21.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)
- орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ
22.
Администратор доходов бюджета
- орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ
23.
Межбюджетные отношения
- взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса
24.
Межбюджетные трансферты
- средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации
25.
Дотации
- межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования
26.
Бюджетные инвестиции
- бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества
27.
Субвенция
–этобюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов
28.
Субсидия
–этобюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов
29.
Грант
- денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов и благотворительных организаций. В системе бюджетного федерализма термин "грант" используется как синоним термина "трансферт".
В российской практике грант - это целевые средства, предоставляемые благотворительными организациями, внебюджетными фондами организациям и физическим лицам в натуральной или денежной форме на проведение научных исследований, выполнение опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и др. цели с последующим отчетом об их использовании
Тема 8. Правовой статус государственных внебюджетных фондов
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Государственный внебюджетный фонд
–фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь
2.
Источники формирования внебюджетных фондов
включают в себя:
• обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;
· добровольные взносы физических и юридических лиц;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;
· другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
3.
Пенсионный фонд Российской Федерации
- крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, созданная для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается ГД ФС РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ
4.
Государственная пенсия
— это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы
5.
Фонды обязательного медицинского страхования
- представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
6.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.
- некоммерческие организации, созданные субъектами РФ в соответствии с федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Для реализации полномочий, установленных федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.
8.
Медицинское страхование
— форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.
9.
Задачи медицинского страхования
— гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия
10.
Обязательное медицинское страхование
— вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования
11.
Фонд социального страхования Российской Федерации
— один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Деятельность фонда регулируется БК РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
12.
Социальное страхование
— установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан. В РФ социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования РФ является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.
13.
Источники формирования средств Фонда социального страхования РФ
включают страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.
14.
Виды социального страхования
на сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий. Из пяти имеющихся видов государственных пенсий четыре считаются трудовыми: по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости, за выслугу лет. Есть одна социальная пенсия – назначаемая гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии.
Тема 9. Бюджетный процесс
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Бюджетный процесс
- регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
2.
Нормативный метод
–метод бюджетного планирования, используемый при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий, составлении бюджетных смет бюджетных учреждений, в ходе которого учитываются производственные показатели деятельности, установленные учредителями, а также нормативы расходов
3.
Программно-целевой метод
–метод бюджетного планирования, заключающийся в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для экономических и социальных задач
4.
Бюджетное послание Президента РФ
– направляемый Федеральному Собранию РФ документ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год
5.
Сбалансированность бюджета
–этосоответствие объема расходов бюджета объему его доходов
6.
Дефицит бюджета
- превышение расходов бюджета над его доходами
7.
Профицит бюджета
- превышение доходов бюджета над его расходами
8.
Соотношение расходов и доходов бюджета
Р = Д + - ИФД
Объем определяемых в соответствии с целями государственной политики расходов диктует количество мобилизуемых доходов, где
Д – доходы, Р – расходы, ИФД - источник финансирования дефицита бюджета
9.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета)
- орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с БК РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета
10.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета)
- определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета
11.
Бюджетная роспись
- документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)
12.
Сводная бюджетная роспись
- документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с БК РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета
13.
Бюджетные полномочия
- установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса
14.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета
- проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
15.
Единый счет бюджета
- счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении ЦБ РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
16.
Секвестр
–специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года
17.
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
–это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения
18.
Бюджетно-правовая ответственность
–это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающаяся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке
19.
Бюджетно-правовая санкция
–это меры государственного принуждения, предусмотренные бюджетно-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей обременения в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировки расходов, изъятия бюджетных средств, приостановления операций по счетам в кредитных организациях и иных мер в соответствии с БК РФ и другими федеральными законами
Тема 10. Правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Государственный (муниципальный) заказ (госзаказ, госконтрактинг)
— заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный заказ в РФ регулируется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с измен.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
2.
Виды процедур (способы) размещения госзаказа
В соответствии с российским законодательством госзаказ может быть размещён следующими способами:
· Открытый конкурс
· Открытый аукцион в электронной форме
· Запрос котировок цен
· Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
· Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
· Закрытый конкурс
· Закрытый аукцион
3.
Органы регулирования госзаказа
- Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в РФ является Министерство экономического развития РФ,
- Уполномоченными органом на осуществление контроля в сфере размещения заказов являются Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу
4.
Государственный (муниципальный) заказчик
- государственные (муниципальные) органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
5.
Размещение заказов для государственных нужд
- действия заказчиков, осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, по определению исполнителей в целях заключения с ними государственных контрактов или иных гражданско-правовых контрактов на выполнение работ для государственных нужд.
6.
Участник размещения заказа
- любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель, отвечающие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, претендующее на заключение государственного контракта.
7.
Подрядчик
–этофизические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ
8.
Тендер (торги)
— конкурсная форма проведения подрядных торгов;
- размещение заказов
9.
Закупки государственные
– система приобретения и оплаты продукции и товаров, заказанных государством для удовлетворения государственных нужд, включая создание и увеличение резервов различного назначения. Через гос. закупки. создаются и увеличиваются при необходимости стратегические резервы, особенно нефти и продуктов ее переработки и др. В РФ система гос. закупок способствует формированию государственного продовольственного фонда, доставке продовольствия и других товаров на северные территории и т.п.
10.
Аукцион
- торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта
11.
Конкурс
- торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее выгодные условия исполнения государственного контракта
12.
Государственный контракт
- контракт, заключенный заказчиком от имени РФ в целях обеспечения государственных нужд
Тема 11. Общая характеристика правового регулирования государственных и муниципальных доходов
№
п/п
Понятие
Содержание
1.
Государственные доходы
–это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов
2.
Муниципальные доходы
–представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой базы местного самоуправления для решения вопросов местного значения
3.
Правовое регулирование государственных доходов
–это совокупность правовых норм, регулирующих однородные финансовые отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий в целях выполнения функций и задач государства или муниципального образования
4.
Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием
- это утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации
5.
Классификация доходов бюджетов РФ
- в бюджетной системе РФ - группировка доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
6.
Неналоговые доходы
–это поступающие в распоряжение государства (муниципального образования) доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах
Тема 12. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий
№
п/п
Понятие
Содержание
12.
Казенное предприятие
– это унитарное предприятие, созданное на праве оперативного управления
13.
Унитарное предприятие
–этокоммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия