Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки. История возникновения и становления этнопсихологии




Министерство внутренних дел Российской Федерации

Московский университет

___________________________________________________________

Кафедра юридической психологии

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по курсу «Этнопсихология»

 

для слушателей факультета заочного и вечернего обучения

 

МОСКВА – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Вводные методические указания................................................................................3

Тематический план по курсу «Этнопсихология»......................................................5

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров...................6

Тематика контрольных работ …………………….………………………..………26

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Этнопсихология»………...…....33

Рекомендуемая литература по всему курсу «Этнопсихология»……........……....35

 

 

Вводные методические указания.

Происходящие в последние годы в России перемены заставляют по-новому осмыслить межнациональные связи во всех регионах страны. Необходимо признать: в течение длительного времени в нашей стране противоречий в одной из самых сложных областей человеческого бытия – межнациональной - не замечалось. Между тем в настоящее время дело дошло до открытых межнациональных конфликтов, разрешение которых представляет большие трудности.

В этой связи роль и значение этнопсихологии как науки, изучающей психологические особенности представителей различных этносов, постоянно возрастает. Поэтому профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел в многонациональном государстве, тем более в современных условиях, когда межэтнические конфликты и проблема миграции стали повседневной реальностью, обязательно должна строиться с учетом национальной специфики и этнопсихологических факторов.

Недооценка знания национально-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудника любого уровня правоохранительных органов.

Цель изучения дисциплины «Этнопсихология» во взаимосвязи с другими дисциплинами - повышение компетентности слушателей в области этнопсихологии и на этой основе их подготовка к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия в интересах решения задач правоохранительной деятельности.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие основные задачи дисциплины:

- вооружить слушателей знаниями психологических закономерностей формирования и функционирования национально-психологических феноменов;

- показать своеобразие проявления этнопсихологических феноменов в практике межнациональных отношений с целью гармонизации общения и взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания;

- способствовать осознанию этнокультурных различий как источника ошибочного понимания, напряжения и конфликтов;

- способствовать формированию умения распознавать этноцентрическое поведение (в себе и в других);

- познакомить слушателей с основными психологическими особенностями различных этносов;

- способствовать формированию установок признания и принятия в отношении привычек и стереотипов представителей других этносов и народов, толерантности к культурной самобытности других наций;

- способствовать формированию познавательного и уважительного отношения как к собственному этносу, так и к культуре других народов.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

Знать:

- основные понятия и проблемы этнопсихологии;

- национально-психологические особенности представителей населения России, стран СНГ и дальнего зарубежья;

- системы управления межэтническими конфликтами и способами их разрешения в условиях правоохранительной деятельности.

Уметь:

- диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон в условиях решения задач, связанных с правоохранительной деятельностью;

- выполнять функции посредника при разрешении конфликтных ситуаций с участием представителей различных национальностей.

Владеть:

- системой основных знаний, умений и навыков, необхо­димых для профессиональной деятельности в мультикультурном рос­сийском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;

- навыками анализа ситуаций межэтнического взаимодействия;

- навыками бесконфликтного общения при решении оперативно-служебных задач с представителями различных национальностей;

- технологиями эффективного разрешения конфликтов с участием представителей различных национальностей, возникающих в правоохранительной деятельности.

 

Примерный тематический план

Дисциплины «Этнопсихология» для слушателей по специальностям: 030501.65 - «Юриспруденция»,

Правоохранительная деятельность»

(заочная форма обучения)

№ темы   Название раздела и темы   Всего часов по рабочему учебному плану Аудиторная работа В том числе контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся
Всего часов В том числе лекции В том числе семинары В том числе практические занятия
                 
  Раздел I. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов              
  Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки. История возникновения и становления этнопсихологии   - - - - -  
  Психологическая характеристика этнических общностей     2 обз. - - -  
  Сущность, структура и своеобразие психологии нации     -   - -  
  Раздел II. Психология межэтнического взаимодействия              
  Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов     -   - -  
  Психология межэтнических конфликтов     -   - -  
  Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения   - - - - -  
  Психологические особенности этносов     -   - -  
  Всего:         - -  
  Зачет              

Раздел I. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов

Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки. История возникновения и становления этнопсихологии

Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Понятие, объект и предмет этнической психологии. Задачи этнопсихологии как научной дисциплины. Методология и методы этнической психологии.

Основные ветви, разделы этнопсихологии: психологическая антропология, сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология и психоло­гия межэтнических отношений. «Еmic» и «Еtic» подходы в этнопсихологии.

Основные тенденции и направления развития современной этнической психологии. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфе­ре психического: Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концеп­ция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мыш­ления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных спо­собностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.

Этническая психология и другие отрасли знаний. Зарождение этнопсихологии в античной истории и философии (Геродот, Тацит, Плиний Старший). Географический детерминизм в представлениях о «духе народа» Ш.Монтескье. Этнопсихологические идеи в немецкой философии истории (И.Г.Гердер). М.Лацарус и Г.Штенталь о психологии народов как науке о народном духе. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Психология народов В.Вундта как первая фор­ма социально-психологического знания.

Изучение «психической этнографии» в Русском географическом обществе. Развитие идеи психологии народов в трудах К.Д.Кавелина и А.А.Потебни. Русские философы и историки о русском национальном характере. Г.Г.Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского и этнопсихология.

Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культурантропологии. Теория «культура и личность», ее методы и задачи. Р.Бене­дикт и «конфигурации культур». Базовая (А.Кардинер) и модальная (К.Дюбуа, Р.Линтон, А.Инкелес) личности. Ф.Хсю и современная концепция психологической антро­пологии.

Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (У. Риверс, М. Херсковиц, Д. Кемпбелл, Э. Сепир, Б. Уорф).

Сферы практического приложения этнопсихологических исследований.

Методические указания. При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что этнопсихология – это наука самостоятельная, довольно молодая, сложная отрасль знаний, возникшая на стыке многих наук. До сих пор единства мнений ученых по терминологическим вопросам, сам термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науки.

Необходимо разобраться в различиях предмета этнопсихологии и других наук. Так, философия методологически и теоретически осмысливает социальное и психологическое своеобразие этнических групп. Социология разрабатывает социологические концепции развития национальных групп. Этнология (этнография) изучает материальную культуру, системы родства, воспитания и т.д. различных народов, проблемы демографических процессов в этносах, этногенеза. Психология анализирует национальные особенности психики людей. История дает возможность интерпретировать факторы и источники формирования этнических особенностей. Этносоциология изучает социальные явления в этнических общностях. Этнокульторология изучает влияние культурной среды как фактора, определяющего этнопсихологическую характеристику народов. Этнопедагогика исследует своеобразие целей, задач, методов, приемов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов.

Предметом этнопсихологии является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Этнопсихология – это наука, изучающая закономерности развития и проявления этнических психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга.

Различают три уровня методологии этнопсихологии: общая, специальная и частная.

Далее слушатели должны четко представлять содержание задач этнопсихологии (изучение специфики мотивационной сферы, исследование характеристик интеллектуально-познавательной сферы, изучение специфики установок на волевую активность и др.).

Этнопсихология развивается в тесном сотрудничестве с другими науками.

Необходимо понимать, что представители разных народов всегда различали друг друга по этническим признакам. Однако потребовалось много времени прежде, чем возникла концепция представлений о сущности этнопсихологических явлений и процессов.

Начиная с Геродота, ученые древности много внимания уделяли описанию нравов, обычаев, привычек других народов. Констатирую этнические различия, они объясняли их спецификой географического положения.

В средние века контакты Европы со стальным миром были более ограничены. В эпоху Великих географических открытий значительно повысился интерес к этническим особенностям населения земли.

Первые попытки научных психологических наблюдений были предприняты лишь в XVIII в. широкая распространение в науке получило географическое направление (Ш.Монтескье). Слушатели должны разобраться в достоинствах и недостатках этого направления.

Другие точки зрения учитывали влияние социальных факторов (Д.Юм, Г.Гегель).

В XIX в. значительно повысился интерес к проблеме национальной психологии. Начало собственно этнической психологии в Европе как самостоятельной отрасли знаний, ее методологических и теоретических основ было положено М.Лацарусом (1824-1903) и Х.Штейнталем (1823-1889), создавших «психологию народов» и сформулировавших ее задачи.

Идею о выделении «психологию народов» как отрасли знаний развил и систематизировал В.Вундт (1832-1920).

В конце XIX в. Г.Лебон (1841-1931) дополнил «психологию народов» идеей наличия у каждой расы психологического менталитета, ввел иерархию расс. Западная наука использовала впоследствии идеи Лебона для формулирования тезиса о национальной исключительности.

В начале XX в. обозначились новые подходы к изучению этнопсихологии на Западе. Она стала междисциплинарной областью знаний.

Многие ученые придерживались психоаналитического подхода, предложенного З.Фрейдом.

Большое влияние на развитие этнопсихологических взглядов оказала концепция Л.Леви-Брюля (1857-1939) о качественных различиях между первобытным и современным мышлением, под влиянием его идей сформировались устойчивые представления об этнических архетипах.

Другой французский ученый К.Леви-Строс (1908-1987), полемизируя с Леви-Брюлем, исследовал универсальность структуры мышления.

В 30-е годы ХХ в. развитие западных научных представлений происходило под влиянием американской этнопсихологической школы. Ее родоначальником был Ф.Боас (1858-1942), исследовавший феномен аккультурации (взаимовлияние людей с определенной культурой). Следствием его подхода стало явление культурного релятивизма (Ф.Боас, А.Кардинер). Было введено понятие базовой личности, как основной личностной структуры, формируемой данной культурой. Однако возможность исследование сложных современных культур на основе базовой личности затруднительно. Р.Линтон (1893-1953) вводит понятие модальной личности, выражающие наибольшую распространенность типа личности в культуре.

В конце 20-х – начале 30-х годов разрабатывается теория «Культура и личность» (Р.Бенедикт, М.Мид) с ее идеей о фундаментальных различиях между культурами.

В 40-е годы в США большой интерес проявился к «теории национального характера».

В 70-90-е годы этнописхологические исследования на Западе приняли форму кросскультурного (сравнительного) изучения национальных особенностей (исследования под руководством А.Инкелеса в Аргентине, Чили, Индии, Израиле, Пакистане, Нигерии).

Этнопсихология как наука зародилась в России на полтора десятилетия раньше появления теории «психологии народов» М.Лацаруса, Х.Штейнталя и В.Вундта (Н.Г.Чернышевский, Н.Я.Данилевский).

Особые заслуги в развитии этнопсихологии принадлежат Н.И.Надеждину (1804-1856), представителю географического направления; К.Д.Кавелину, К.М.Бэру. В середине ХIX века прошли обширные прикладные исследования, под их руководством была разработана и реализована программа изучения этнопсихологического своеобразия населения России.

Появляются работы об исследовании «русского характера» и «русской души» с перечнем отрицательных и положительных качеств русских. О своебразии русского национального характера писали В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948), В.О.Ключеский (1841-1911).

Значительный вклад в развитие этнопсихологии внес А.А.Потебня (1835-1891), разрабатывавший вопросы теории языкознания.

К концу XIX века была разработана теоретическая и методологическая основа для осмысления этнических феноменов.

И.М.Сеченов (1829-1905) призывал к использованию специальных психологических методик для изучения этнической психики. В.М.Бехтерев (1857-1927) в противовес В.Вундту призывал исследовать коллективную и индивидуальную психологию людей как представителей этнических общностей.

Особые заслуги принадлежат Г.Г.Шпету (1879-1937), в 1920 году организовавшему единственный в стране кабинет этнопсихологии. Он считал этнопсихологию описательной наукой, а предметом ее – типичные коллективные переживания представителей конкретного народа.

Л.С.Выготский (1896-1934) – психолог, основатель культурно-исторической школы, пришел к выводу о влиянии орудий труда на процесс формирования психической деятельности человека, считал необходимым проведение обширных кросскультурных исследований.

Под руководством А.Р.Лурии (1902-1977) в начале 30-х годов была осуществлена практическая проверка идей культурно-исторического подхода во время специальной научной экспедиции в Узбекистан.

В 30-50-е годы развитие этнической психологии приостановилось в период культа личности И.В.Сталина. лишь в 60-х годах появились первые публикации по этнопсихологии (Б.Ф.Поршнев).

Изучением этнопсихологических феноменов начали заниматься многие науки: философия, социология, история, этнография и др.

В начале 60-х годов прошли дискуссии по проблемам национальной психологии, в 70-е годы активно разрабатывается теория наций и национальных отношений (Э.А.Баграмов, А.Х.Гаджиев, П.И.Гнатенко, Г.П.Николайчук и др.). в 80-90-е годы складываются научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами этнической психологии (Л.М.Дробижева, П.Н.Шихирев, В.Г.Крысько, А.О.Бороноев, А.И.Крупнов). В настоящее время исследования ведутся по трем направлениям: психологическое и социологическое изучение различных народов; социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ; изучение социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематики.

Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология.- Москва: Аспект Пресс, 2008.

2. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Альбом схем. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. - М., 1990.

2. Белик А.А. Культура и личность: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001.

3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1981.

5. Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995.

6. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.

7. Кочетков В.В. Психология культурных различий: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ, 2002.

8. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Академия, 2002.

9. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.

10. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. – М., 1999.

11. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. - М. РУДН, 2003.

12. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

13. Лурье СВ. Историческая этнология. - М., 1998.

14. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм Еврознак, 2002.

15. Налчаджян А.А Этнопсихология. - Ереван, 2004

16. Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. – СПб., 1993.

17. Платонов Ю.В. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001.

18. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. – Минск, 1998.

19. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

20. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.

21. Сухарев В.А., Сухарев М. В. Психология народов и наций. – Донецк, 1997.

22. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000.

23. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. – СПб., 1996.

24. Этнология / Под ред. Г.Е.Маркова, В.В.Пименова. - М., 1994.

25. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. – М., 1999.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...