Маркетинговая информация, Маркетинговые исследования
Система маркетинговой информации – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Маркетинговые исследования – систематический сбор, обработка, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности. Или это процесс сбора, анализа и интерпретации данных, которые фирма использует для повышения качества своих маркетинговых усилий. Методы сбора маркетинговой информации (исследования): 1. Кабинетные исследования – сбор и обработка вторичной информации; 2. Полевые исследования – сбор и обработка информации «по месту нахождения информации» - опрос, наблюдение, эксперимент; 3. Комбинированные исследования. Опрос – выяснение субъективных мнений и предпочтений респондентов в отношении какого-либо объекта. Наблюдение – пассивная регистрация лично исследователем или техническими устройствами определенных процессов или действий людей. Эксперимент – метод исследования, применяемый для оценки причинно-следственных связей, подразумевающий активное вмешательство исследователей в определенные процессы: они изменяют один или более параметров и наблюдают за тем, какое влияние это изменение оказывает на зависимый параметр. Бенчмаркинг – деятельность, включающая: · обнаружение того, что другие предприятия делают лучше; · изучение того, что другие предприятия делают лучше;
· усовершенствование и использование методов работы лучших предприятий.
Система маркетинговой информации – постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Виды и источники маркетинговой информации Все управленческие решения (в том числе и маркетинговые) должны базироваться на информации, обладающей тремя основными свойствами: 1. Актуальностью; 2. Достоверностью; 3. Полнотой. Роль маркетинговой информации в деятельности фирмы: · Оценка деятельности; · Получение конкурентных преимуществ; · Слежение за внешней средой; · Координация стратегии; · Поддержка управленческих решений. В своей деятельности фирмы используют две разновидности информации – вторичную и первичную. Вторичная информация – данные, собранные ранее для целей, не связанных с решением проблемы, преследуемой фирмой. Делится в зависимости от источников получения на внутреннюю и внешнюю. Источники вторичной внутренней информации: · Отчеты о продажах (по товарам, рынкам, географическим районам, интервалам времени и т.д.); · Рекламации потребителей; · Сведения о запасах продукции на складах; · Счета клиентов; · Отчет о прибылях и убытках; · Выполненные ранее исследования и т.д. Источники вторичной внешней информации: · Публичный внутринациональный – государственные и административные органы, учреждения и организации (например, министерства, торгово-промышленная палата, таможенное управление, различные национальные центры и институты); · Публичной международной – комиссии ООН, ВТО и т.п.;
· Частного происхождения: профессиональные печатные издания, профессиональные организации(например, отраслевые союзы), компьютерные банки данных независимых организаций, непериодические публикации различных фирм. Первичная информация – данные, собранные специально для решения конкретной проблемы, исследуемой фирмой (необходима в том случае, если вторичной информации оказалось недостаточно). Маркетинговая информация может быть получена в ходе проведения исследований. Маркетинговые исследования – систематический сбор, обработка, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности. Или это процесс сбора, анализа и интерпретации данных, которые фирма использует для повышения качества своих маркетинговых усилий. Фирма может проводить маркетинговые исследования существующих и потенциальных покупателей, а также лиц, оказывающих влияние на покупателей, таких как регулирующие и законодательные органы. Основные задачи маркетинговых исследований: · Анализ конкурентной среды; · Анализ рыночной конъюнктуры; · Обоснование стратегий и программ; · Оценка эффективности маркетинговых функций; · Выявление мнений и предпочтений потребителей; · Поддержка управленческих решений. Объекты маркетинговых исследований: · Состояние и тенденции в развитии рынка; · Состояние и тенденции в изменении конкурентной среды; · Состояние и тенденции в развитии спроса; · Возможности фирмы; · Угрозы внешней среды. Для начала маркетингового исследования важно определить четко и правильно проблему, сформулировать цель и гипотезы исследования. Один из методов определения проблемы, используемый в системе комплексного управления качеством, предусматривает поиск ответов на пять вопросов ПОЧЕМУ?: · Наши результаты сбыта не соответствует запланированным; · Продавцы не прилагают достаточных усилий; · Трудно убедить покупателей приобретать наш продукт; · Наш продукт не удовлетворяет потребности покупателей; · Наш процесс разработки продукта не учитывает глубинных представлений о покупателе. Цели и гипотезы обычно связаны между собой, но гипотезы более конкретны. Предположим, что ваша цель состоит в определении рыночных возможностей нового продукта. Конкретные гипотезы могут иметь отношение к позиционированию вариантов, ценовых значений и имени бренда. Например:
1. ЧТО: · Что думают наши потребители о нашем продукте и о продуктах конкурентов; · Что конкретно, по их мнению, представляют собой предлагаемые нами выгоды и ценности; · Что представляют собой выгоды и ценности, на которые мы должны обращать особое внимание в наших коммуникациях. 2. ПОЧЕМУ: · Почему некоторые потребители переключаются с бренда на бренд; · Почему некоторые потребители сохраняют прочную лояльность бренду; 3. КАК и СКОЛЬКО: · Как часто потребители покупают наш продукт; · Как потребители предпочитают делать покупки; · Сколько продукта покупают потребители за один раз; · Сколько продукта потребляют покупатели за один раз. 4. КТО: · Кто принимает решение о покупке продукта; · Кто влияет на решение о покупке; · Кто потребляет этот продукт. Разные вопросы могут потребовать разных методологий, например поисковых или экспериментальные исследований для ответов на вопрос ПОЧЕМУ и качественных исследований для вопросов ЧТО, КАК, КТО. Сценарный план маркетингового исследования должен включать следующие пункты: 1. Направленность и масштабность исследования (объект исследования, характеристики выбора); 2. Горизонты МИ – пространственный и временной (место, время и продолжительность исследования); 3. Методы исследования (эмпирические, экспертные, экономико-математические); 4. Средства исследования; 5. Организация работ (исследователи: численность, квалификация); 6. Стоимость исследования Классификация маркетинговых исследований: А) по месту проведения: - кабинетные; - полевые Б) по степени охвата: - сплошные; - выборочные. В) по цели: - разведочные (поисковые) – проводятся для лучшего определения проблемы и выдвигаемых гипотез, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности. - описательные – направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.
- каузальные – проводятся для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. - тестовые – направлены на проверку правильности принятых маркетинговых решений. - прогнозные – связаны с предсказанием будущего состояния объекта. 4. Кабинетные исследования – сбор и обработка вторичной информации; 5. Полевые исследования – сбор и обработка информации «по месту нахождения информации» - опрос, наблюдение, эксперимент; 6. Комбинированные исследования. Наблюдение – пассивная регистрация лично исследователем или техническими устройствами определенных процессов или действий людей. Условия проведения наблюдения: · Фиксация наиболее значимых характеристик ситуации; · Публичность наблюдаемых процессов; · Неосознанность наблюдаемого поведения; · Краткосрочность. Достоинства метода наблюдения: · Независимость хода исследования от желания объектов принимать в нем участие; · Возможность учета факторов окружающей обстановки; · Высокая объективность метода (наблюдаются фактически происходящие события); · Возможность наблюдения неосознанных поведенческих актов. Недостатки методов наблюдения: · Селективность (предпочтительность наблюдателя в отношении объектов, обладающих определенными характеристиками); · Субъективность восприятия наблюдаемых событий; · Возможность проявления «эффекта наблюдения» (естественного поведения при обнаружении наблюдения). Эксперимент – метод исследования, применяемый для оценки причинно-следственных связей, подразумевающий активное вмешательство исследователей в определенные процессы: они изменяют один или более параметров и наблюдают за тем, какое влияние это изменение оказывает на зависимый параметр. Виды экспериментов: А) с точки зрения реальности объектов: · Реальные эксперименты – проводятся на реально существующих объектах; · Имитационные эксперименты – проводятся на основе моделирования объектов Б) с точки зрения реальности условий проведения: · Лабораторные эксперименты – тестирование продукта; · Полевые эксперименты – тестирование рынка. Достоинства метода эксперимент: · Возможность изучения причинно-следственных связей между событиями; · Возможность проверки маркетинговых решений (пробный маркетинг). Основными недостатками эксперимента считаются: · Возможная непригодность результатов эксперимента для других условий; · Высокая стоимость; · Большая трудоемкость; · Высокий риск; · Сложность отнесения влияния на зависимую переменную за счет определенной независимой переменной. Опрос – выяснение субъективных мнений и предпочтений респондентов в отношении какого-либо объекта.
Классификация по следующим признакам: А) по количеству одновременно опрашиваемых респондентов: · Индивидуальные – каждый респондент опрашивается индивидуально; · Групповые – одновременно опрашиваются несколько респондентов. Используют два типа групп: дискуссионные и фокус-группы. Дискуссионные группы – изучаются восприятие определенного сектора рынка, мотивы и сдерживающие факторы в поведении потребителей. Состав группы 6-8 человек, опрос проводится в форме свободной дискуссии и может продолжаться несколько часов. Фокус-группа – более структурированный опрос. Применяется для анализа восприятия определенной группой потребителей имиджа фирмы, марки или товара, оценки рекламы. Состав группы 8-12 человек. Б) по используемым средствам коммуникации с респондентами: · Личные (интервью); · Телефонные; · Почтовые; · Электронные. В) по периодичности проведения: · Разовые (единичные) – опрос проводится один раз; · Многоразовые; · Периодические. Г) по способу представления информации: · Устные – респондент устно отвечает на задаваемые вопросы; · Письменные. Д) по степени стандартизации: · Структурированные – с жестко заданными последовательностью и формулировкой вопросов. Панельный опрос – результаты поступают всем регулярным пользователям. Панели – постоянные выборки изучаемой группы населения, подвергающиеся регулярным опросам по одним и тем же вопросам. Специальные – заказываются фирмой для своих нужд. · Неструктурированные – со свободными последовательностью и формулировкой вопросов. Пример – глубинное интервью – полное отсутствие влияния интервьюера на респондента. Респондент должен высказать свое мнение в абсолютно свободной форме. Е) по типу респондентов: · Экспертные – респонденты являются экспертами в изучаемой области; · потребительские - респонденты являются потребителями или потенциальными потребителями. Достоинства опроса: · возможность выявления мнений у самих потребителей; · возможность статистической обработки полученных сведений; · гибкость в проведении. Недостатки: · субъективность полученной информации; · зависимость от желаний респондентов публично высказывать свое мнение. Достоверность маркетингового исследования определяется четырьмя параметрами: 1. Размером выборки; 2. Ошибкой исследования, %; 3. Репрезентативностью (качеством выборки); 4. Надежностью исследования, %. Бенчмаркинг. Основная идея – для поиска эффективного решения в области конкуренции необходимо знание опыта лучших предприятий, добившихся успеха в похожих условиях. Главный принцип – «от лучшего к лучшему». Цель – на основе исследования надежно определить вероятность успеха бизнеса. Бенчмаркинг – деятельность, включающая: · обнаружение того, что другие предприятия делают лучше; · изучение того, что другие предприятия делают лучше; · усовершенствование и использование методов работы лучших предприятий. Эволюция бенчмаркинга: 1. ретроспективный анализ продукта. 2. Бенчмаркинг конкурентоспособности: измерение характеристик продукции компании и сопоставление ее с характеристикой продукции конкурентов. 3. Функциональный бенчмаркинг: сравнение определений функции двух или более компаний из одного сектора экономики. 4. Бенчмаркинг процесса: сопоставление показателей определенного процесса компании с показателями аналогичного процесса другой компании, признанного совершенным. 5. Стратегический бенчмаркинг: оценка альтернатив, реализация стратегий и повышение производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий-партнеров. 6. Глобальный бенчмаркинг: инструмент организации международного обмена опытом с учетом культуры и особенностей национальных процессов организации произвордства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|