Неофициальная структура коллектива
Анализ воспитательной работы
Лицей №33 г. Иваново
Выполнила: студентка 5 курса 2 группы Биолого-химического ф-та специальность «Биология» Блюдова А.А.
Иваново, 2010 Анализ воспитательной работы. При первом знакомстве с классом меня удивило то, что ученики спокойно отнеслись ко мне в качестве учителя, потому что я думала, что ученики отреагируют бурно, и будут относиться ко мне не как к учителю. Чтобы лучше их узнать я первые дни посещала с классом все уроки. Просила учителей и классного руководителя не рассказывать о том, что я буду у них вести биологию. Я считаю, что отношения с учащимися сложились. Ситуаций, с потребностью в неофициальном общении с учениками, не возникало. Особых затруднений при проведении воспитательной работы, которые мог бы вызвать сам класс, у меня также не возникло. Класс попался очень спокойный, учащиеся относились ко мне с пониманием.
Анализируя проведенную работу, я могла бы хорошо оценить свои способности как школьного учителя. Работать с детьми мне очень понравилось. Наблюдался заметный рост качества проведения уроков от начала практики и до её окончания.
В 8б классе учится на данный момент 24 ученика, из которых 12 мальчиков и 12 девочек 13-14 лет. Классный руководитель, Вера Анатольевна, учитель химии и классный руководитель с 8го класса, говорит, что коллектив образовался в первом классе, состав менялся, но постепенно. Проведенные беседы с учителями истории, алгебры и геометрии, физики, географии, русского и иностранного языков помогли сделать общую оценку успеваемости и сплоченности исследуемого коллектива. Учителя считают класс не очень дружным, дети редко стоят друг за друга. С другой стороны, если учителям удается заинтересовать ребят, то они с удовольствием работают на уроке, очень активны. Конфликты с учителями бывают только у отдельных учеников.
В процессе наблюдений за классом на уроках литературы, физики, истории, краеведения, обществознания, географии можно выявить такие качества ребят, как умение вести дискуссии, анализировать различного рода учебный материал, но есть недостаток внимания к мелким, но оказывающимся важными, фактам, деталям, отчего страдает доказательная сторона выводов. Беседы с учителями еще раз подтвердили правильность сделанных наблюдений.
Результаты бесед показали, что ученики не считают себя дружным классом, некоторые ученики очень часто вспоминают о тех ребятах, которые покинули класс.
Общественно-психологические особенности классного коллектива В процессе работы со школьниками была проведена беседа, включающая в себя элементы тестирования и анкетирования, которая позволила выяснить общественно-психологические особенности класса по следующим пунктам:
Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Из 24 учеников практически никто не интересуется внутриполитическими проблемами и международными событиями; не смотрят новости, не читают соответствующие хроники в газетах также немногие, ответили, что знают, о происходящем в стране и в мире, но не испытывают особого интереса к политическим и иным событиям. На вопрос «Пошли бы вы на выборы президента?» положительных ответов было также немного, что, в общем, подтверждает политическую пассивность класса.
Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. На вопрос о политических партиях и молодежных и иных общественных движениях прозвучали лишь названия партий: «Единая Россия» и ЛДПР. На вопрос «Верите ли вы в Бога?» большинство ответили положительно, семеро затруднились с ответом на данный вопрос, но при этом ни один из учеников церковь регулярно не посещает.
Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению. Как ни странно, в профильном биолого-химическом классе биология не получила ранг «самого любимого» предмета, оказавшись в одном ряду с математикой, английским языком и географией. Возможно, это связано с личностями учителей и их методами преподавания (на мой взгляд, не совсем удачными). Невысокая заинтересованность в биологии проявляется в скучном и однообразном преподнесении материала и проведении уроков. Что касается уроков физической культуры, большинство ответили, что им нравится посещать уроки физкультуры в школе (возможно, это связано с тем, что большинство ребят очень активны и энергичны). При этом из 24 учеников больше половины занимаются спортом вне школы (плавание, футбол, баскетбол, теннис, рукопашный бой, фитнес, легкая атлетика). Если говорить об общественно-полезном труде, то из бесед с учениками выяснилось, что они не слишком любят заниматься общественной работой в школе, пусть даже таковой практически нет. Профессиональное самоопределение почему-то не играет большой роли в жизни восьмиклассников: большинство не знает, куда потом хотели бы поступать.
Культурный уровень школьников. Кино. Предпочтения отдаются зарубежным фильмам (наше, особенно старое, «не модно»). Самые популярные жанры: комедия, боевик, ужасы, триллер; также упоминались мелодрамы, экшн, фантастика и современные мультфильмы. Практически все любят ходить в кино, когда есть свободное время. Театр практически никто не посещает. Изобразительным искусством интересуется только один человек, т.к. занимается в художественной школе, также иногда посещает выставки. Музыка вызывает больший интерес. При этом присутствуют различные направления от популярной музыки до г'nb, госк, rар и т.д.. На вопрос «Как вы относитесь к классической музыке?» все считают данную музыку слушать «не модно». Художественная литература. Художественной литературой не увлекаются, предпочитают читать журналы и смотреть фильмы.
Индивидуальные увлечения и досуг школьников. Ученики любят на досуге сходить в кино, погулять с друзьями, посидеть в Интернете и пообщаться в социальных сетях, таких как сайт Вконтакте. Также они любят организовывать массовые выходы в спорткомплекс «Олимпия», чтоб покататься на коньках. Классный руководитель практически никогда не участвует в подобных мероприятиях. Остальное же время многие отдают своим индивидуальным увлечениям. Среди названных увлечений были: компьютер, спорт, музыка, общение, Интернет. О большом разнообразии увлечений и хобби учеников данного класса говорить не приходится.
Неофициальная структура коллектива Проанализировав беседы с учениками и наблюдая за ними на уроках и переменах, можно привести следующие результаты: общая оценка идейного, морального и психологического единства коллектива не очень высокая . Можно выделить следующие группировки: 1. «Пятиугольник». Состав: Голубев Дмитрий, Дроздов Дима, Карапетян Карина, Пономарев Илья, Седов Саша. Причины образования: Голубев Дмитрий и Пономарев Илья дружат со второго класса, с Сашей - с 5го класса. Дима и Илья в этой компании с 7го класса. Направленность и особенности морали: очень активные, энергичные, спортивные и веселые мальчики и девочка, считаются «звездами» не только в классе, но и в школе и ведут себя соответственно. Вместе с тем их успеваемость по школьным предметам невысока, за исключением Пономарева Ильи. Группа замкнута не только на собственных интересах, но и принимает участие в жизни класса - они первые, когда надо помочь в подготовке какого-либо мероприятия или участвовать в соревнованиях. В свой круг стараются никого не пускать. Особое место занимает в группе Карина, так как является единственной представительницей женского пола и оказывает влияние на мальчиков
2. «Отличники». Состав: Кострова Настя, Сорокин Данил, Маршинова Лиза, Синицын Ваня. Причины образования: Ваня и Данил раньше были в предыдущей группе, но по причине разногласий покинули ее; Настя (в связи с общностью интересов) и Лиза (которая пришла как раз в восьмом классе из школы №23) присоединились к ним в 8м классе; тогда же случались конфликты с «Пятигугольником» (называется так в связи с популярностью членов группировки), которые пытались диктовать свою волю всему классу. Вместе проводят свободное время. Направленность и групповая мораль: юноши и девушки стараются хорошо учиться, они всегда поддерживают класс, помогают другим ребятам, но в основном этим занимается Лиза, потому что большинство ребят обращается за помощью по учебе к Лизе. Также Лиза и Ваня имеют влияние в подготовке внеклассных мероприятий и участии в различных конкурсах и предметных олимпиадах. Таким образом, группа тоже оказывает влияние на класс.
Взаимоотношения между группировками ровные, конфликты возникают очень редко (были в прошлом, когда Ваня и Данил вышли из-под влияния «Пятиугольника» и подружились с Лизой), большинство ребят учатся вместе с первого класса, во многом уже «притерлись» друг к другу. Референтной группировкой является первая, как имеющая, хотя и в лице отдельных представителей, наибольшее количество выборов. Девочки в классе оказались на удивление недружными, группировок не образуют, являются лишь отдельные общающиеся пары. Лидеры у класса в разных сферах деятельности разные. Абсолютный лидер класса в общении, учебе, отдыхе и внеклассной деятельности является Голубев Дмитрий (который считается «самым активным, деятельным и общительным», хотя и немного испорчен, из своей группы). Индивидуальные особенности Димы: ум, организованность, общительность, оптимистичность, добродушие, веселость, активность, разговорчивость, открытость. Причины выдвижения: активный участник не только в жизни класса, но и школы. В учебной деятельности также лидируют Маршинова Лиза и Абакумова Алина (одна из самых неконфликтных людей в классе, натянутые отношения только с Твороговой Леной из-за личных разногласий). Отношения между всеми тремя лидерами ровные, конфликтных ситуаций не возникает. Отвергаемые и изолированные ученики - это Мокеева Настя, Терентьева Алена и Коликова Аня. Мокеева Настя (хорошая успеваемость по литературе и русскому языку) и Терентьева Алена вместе с первого класса и так просто получилось, что с остальными ребятами они не общаются. Отношение к ним негативное и внутренне и внешне - с ними никто старается не общаться, только по каким-то серьезным вопросам класса и школы. Что касается Коликовой Ани, то по наблюдениям отношение к ней нейтральное, она просто не очень общительна. Также следует упомянуть о Романове Кирилле, который перевелся в 8м классе из школы №4. Не являясь лидером ни в учебе, ни внеклассной работе, но он получил достаточное количество положительных выборов, в том числе взаимных. Он инстинктивно тянется к двум юношам из первой группировки, которые вызывают наименьшее отторжение у основного коллектива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|