Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права)
Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское законодательство охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Как известно, смежные права впервые получили признание в российском законодательстве лишь в 1992 г. в результате принятия Верховным Советом РФ 14 июля 1992 г. решения о применении на территории России впредь до принятия нового Гражданского кодекса РФ Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал две статьи, вводившие охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных прав они не гарантировали. В Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства утратил силу, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с принятием этого закона изменился и состав охраняемых смежных прав. Из числа субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но наряду с организациями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны организации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.
Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов. Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское законодательство не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: — латинской буквы “R” в окружности; — имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; — года первого опубликования фонограммы. Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
Следует иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных (прав существенно ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов. Россия пока еще не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже отмечалось, принципиальное решение о присоединении России к международной системе охраны смежных прав уже принято.1 Практически готово к этому и российское законодательство. Однако сейчас смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда: а) исполнитель является гражданином РФ;
б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ; в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом; г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.
Права производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо если он является гражданином РФ иди юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ. Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько Уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу. Существенно сужены временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” они действуют, по общему правилу, в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Однако если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается и срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков.
Нормам закона, касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим правилом не придается обратная сила. Если бы на этом была поставлена точка, то вопрос о начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то особых сложностей. Но в п. 3 Постановления “О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"” говорится, что срок охраны, предусмотренный ст. 43 указанного закона, применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г. Однако данное положение для большинства обладателей смежных прав сводится практически на нет теми ограничениями сферы действия смежных прав, которые установлены пунктами 2—3 ст. 37, п. Зет. 40 и п. Зет. 41 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”. В них говорится, что исключительные права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания не распространяются на случаи, когда первоначальная запись исполнения или постановки либо запись передачи была произведена с согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания и когда воспроизведение исполнения, постановки, передачи осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя или была произведена запись. В результате правовая охрана смежных прав в отношении объектов, созданных до вступления данного закона в силу, распространяется лишь на производителей фонограмм, а также на тех исполнителей и те организации вещания, которые не давали своего согласия на запись и использование созданных ими объектов смежных прав, либо если изменяется характер использования этих объектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|