Вспомните и примените правила написания дефиса.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Для студентов специальности «Туризм СПО» Учебный год
Изменяя начальную словообразовательную часть слова, образуйте антонимы. Запишите их. Вталкивать, вытаскивать, въезжать, завернуть, отвинчивать, заклевать, отцеплять, недобор, объединять, погрузка, съехаться, быстровращающийся, зловоние, благонравие, высокосортный, коротковолновый, левобережный, широкоплечий, многолюдный.
Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Прим…рять - прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, изморо..ь – изморо..ь, плач? – плач?, впереме…ку – впереме…ку, пр…зрение – пр…зрение, с…деть – с…деть,..юбовь - …юбовь, брак – брак, …оман - …оман.
Употребите в прямом и переносном значениях следующие слова, составляя с ними словосочетания. Образец: добыча металл – металл в голосе. Вода, грязь, ветер, зерно, тепло, артист; черный, деревянный, золотой, горький; рубить, вспыхнуть, хлебнуть, звенеть; горячо, грамотно, тепло; первый, десятый, поле, море, ядро, фигура, узел, связь, сентябрь, площадь, линия, марка.
Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них чередовались не два звука, а три (например, т/ч/щ; ц/к/ч; д/ж/жд). Блеск, свет, лицо, испечь, поникнуть, напряжение, водить, судить, будить, укрепить, вырос, друг, блестеть.
Образуйте слова с любыми из указанных приставок: без- (бес-), в- (во-), вз- (вс-), вне-, до-, за-, из- (ис-), меж-, между-, на-, над-, наи-, не-, недо-, о- (об-, обо-), обез-, от- (ото-), пре-, по-, под- (подо-), пред-, при-, про-, противо-, раз- (рас-), с- (со-), сверх-, у-, через- (чрез-)..
Голос, петь, чернеть, желтеть, черный, интересный, лепить, идти, весить, город, делать, водный, жать, срочный, полезный, сказать, водить, мирный, косить.
Укажите, к какой группе (конкретные, вещественные, относительные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению. Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
Просклоняйте следующие числительные: 1285, 8, 37, 458, 1687, 52987, 157893, 1,8%, 4 ½
Образуйте прилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где возможно). Образец: белка – беличий, беличье дупло, беличья шуба. Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
Распределите словосочетания в зависимости от разряда прилагательных. Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий человек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лапа, медвежья шуба, зеленая шляпа.
1) Образуйте всевозможные формы глагола. Укажите основу инфинитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Определите спряжение. Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.
Образуйте видовые пары глагола (совершенные – несовершенный). Подумайте, в каких случаях эти пары будут формами одного и того же слова, в каких – разных слов. Лишать, кидать, нравится, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, ловить. Определите спряжение глаголов, укажите вид. Смотр…шь, вид…шь, катат?ся, накл…няет?ся, (не)навид…шь, держ…т, (недо)услыш…те, разве…шь, вымо…шь, выро…те, мир…те, стон…шь, завал…ш?ся, мину…шь, наряд…те, увенча…шь, камене…шь, завис…те, терп…те, направлят?ся, обход…шь, передвигат?ся, пов…рач…ват?ся, ск…льзить, теч?, тянуть, пр…ближат?ся, переходить.
Образуйте от перечисленных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий. Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять, улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, греть, бросить, потерять, стричь, обижать.
Подчеркнуть деепричастия и выделить запятыми деепричастные обороты. Доктор прошел между нами взяв руку Ганувера. – Ещё минута воспоминаний, – сказал он, – тогда завтрашний день испорчен. Уйдите, прошу вас! Дюрок хлопнул по колену рукой и встал. Все подошли к девушке – веселой или грутсной? – трудно было понять, так тосковало мгнове(н, нн)о осв…щаясь улыбкой или стан…вясь вн…запно расе…(н, нн)ым её пожвин… лицо. Прощаясь я сказал: – Молли, если я вам понадоблюсь, ра?читывайте на меня!.. – и (не, ни) дожидаясь ответа, быстро выскочил первый почти (не, ни) помня как холодная рук Ганувера стиснула мою крепким пожатием.
Образуйте наречия от указанных слов: А) прежний, пустой, далекий, редкий, крутой, чистый, верный, аккуратный. Б) сквозь, завтра, много, всегда, вчера. В) низ, верх, даль, ширь, круг.
Отметьте слова, которые пишутся раздельно 1. (не)возможно (не)восхищаться 2. ещё (не)отправленное письмо 3. (не)интересный фильм 4. (не)закрытая дверь 5. (не)изменяемая форма глагола 6. (не)склоняемые существительные 7. Совершенно (не)терпимое поведение 8. (не)зависящее от ударения написание 9. (не)решенная задача 10. Никем (не)решенная задача
11. (не)решенная мной задача 12. (не)напечатанные стихи 13. Нигде (не)напечатанные стихи 14. Пока (не)проветренное помещение 15. (не)выполненное поручение 16. (не)замеченный противником батальон 17. Ещё (не)распустившийся цветок 18. (не)защищенный от ветра дом 19. (не) смерть страшна – страшна твоя немилость. 20. (не)давши слово – крепись, а давши – держись. 21. (не)стерпимая боль
Вспомните и примените правила написания дефиса. 1. Кто(то), что(либо), где(нибудь), кое(как) 2. Темно(синий), ярко(красный), голубовато(зеленый), бледно(розовый), красно(желтый), русско(японский). 3. Чуть(чуть), еле(еле), как(никак), крепко(накрепко). 4. Северо(восток), юго(запад), (пол)Москвы, (пол)Европы, (пол)яблока, (экс)чемпион, (вице)президент, (контр)адмирал, генерал(майор). 5. Моква(река), (река)Москва. 6. (во)первых, (во)вторых, (по)русски, (по)прежнему, (по)видимому.
1. Буквы И или Е. Отметьте слова, в который пишется И. 1) Проб…раться 2) Зам…реть 3) Оп…рались 4) Соб…рать 5) Ст…рать 6) Бл…стит 7) Заж…гательный 8) Расст…лать 9) Соч…тание 10) Заб…решь 2. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы. 1) От…скать 2) Без…скусный 3) Дез…нфекция 4) С…мпровизировать 5) Пред…нфарктный 6) Роз…грыш 7) Сверх…зысканный 8) Пред…дущий 9) Пол-…стории 10) Без …ллюзий 3. Отметьте значение приставки в слове «пристегнуть» 1) Пространственная близость 2) Неполнота действия 3) = очень 4) Присоединение 4. Отметьте значение приставки в слове «преувеличить» 1) Приближение 2) = очень 3) Пространственная близость 4) Значение установить трудно 5) = пере- 5. Буквы И или Е. Отметьте слова, в которых пишется И. 1) Пр…брежный 2) Пр…шить 3) Пр…добрый 4) Пр…морье 5) Пр…рвать 6) Пр…неприятный 7) Пр…писать 8) Пр…близиться 9) Пр…чудливый 10) Пр…сытиться 6. Буквы И или Е. Отметьте слова, в которых пишется И. 1) Пр…творить дверь 2) Пр…творить в жизнь 3) Пр…бывать в неведении 4) Пр…бывать вовремя 5) Пр…клонить голову к подушке 6) Пр…ступление 7) Пр…давать значение 8) Пр…дательство 9) Пр…ступить к делу
10) Пр…клонить колени
7. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О. 1) Деньж…нки 2) Кош…лка 3) Ш…в 4) Борж…ми 5) Капюш…н 6) Щ…голь 7) Пиж…н 8) На рож…н 9) Дж…уль 10) Ч…рт 8. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы. 1) Панц…рь 2) Сестриц…н 3) Ц…кнуть 4) Ц…тата 5) Куриц…н 6) Иллюминац…я 7) Краснолиц…й 8) Ц…ц 9) Птиц… 10) Границ…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|