Стратегии управления стоимостью предприятия
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. В процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственника и задачей управляющих фирм в рыночной экономике. Процесс реструктуризации направлен на обеспечение эффективного использования производственных ресурсов, приводящего к увеличению стоимости бизнеса. Реструктуризация — это совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией развития данной компании. Реструктуризация нацелена на быстрое скачкообразное улучшение показателей деятельности компании. Рыночные исследования свидетельствуют о том, что существует устойчивая связь между денежным потоком и стоимостью компании. Показатель чистой прибыли не коррелирует с рыночной стоимостью предприятия так устойчиво, как показатель денежного потока, поскольку первый не учитывает: • размеров инвестиции в основные средства; • величины собственных оборотных средств; • потребности предприятия в финансировании; • делового и финансового рисков, которые характерны для данного предприятия. Метод дисконтирования денежных потоков основан на простой посылке, в соответствии с которой конкретная инвестиция приносит дополнительную стоимость, если генерируемый ею доход превышает доход на инвестиции с аналогичным уровнем риска. Другими словами, при данном уровне прибыли предприятию с более высоким уровнем дохода на инвестиции потребуются меньшие дополнительные инвестиции, и у него будут больше денежный поток и выше стоимость.
Управление стоимостью в целом требует от менеджера особого подхода. Он должен концентрироваться на долгосрочных денежных потоках, а не на сиюминутных изменениях величины прибыли в расчете на акцию. Подход должен быть беспристрастным, ориентированным только на прирост стоимости. Предприятие надо рассматривать с учетом того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет. Управление денежным потоком и стоимостью предприятия заключается прежде всего в создании новой его стоимости. Последнее предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих изменение стоимости, затем разработку на их базе стратегий по увеличению стоимости, далее — последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий. Процесс создания стоимости предприятия можно разделить на четыре ключевых этапа: первый этап — оценка предприятия «как есть»: по данным о текущем состоянии и нынешних производственных и финансовых планах руководства предприятия. Для оценки используется метод дисконтирования денежных потоков; второй этап — углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, «движущих стоимость» внутри предприятия, разработка и воплощение стратегий увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы; третий этап — использование возможностей организационного реструктурирования, например продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.; четвертый этап —финансовое реструктурирование, означающее принятие решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.
Оценка предприятия «как есть», проводится методом дисконтирования денежных потоков. Особое внимание уделим второму этапу — созданию дополнительной стоимости внутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие стоимость. Факторы, движущие стоимость, — это отдельные переменные в модели дисконтированных денежных потоков, характеризующие те или иные стороны в деятельности предприятия. При количественном изменении той или иной переменной происходит изменение величины денежного потока и соответственно стоимости. К важнейшим факторам, движущим стоимость, относятся: 1. Временной фактор. 2. Объемы реализации. 3. Себестоимость реализованной продукции. 4. Соотношение постоянных и переменных затрат. 5. Маржа валовой прибыли. 6. Собственные оборотные средства. 7. Основные средства. 8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия. 9. Стоимость привлечения капитала. Семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, восьмой и девятый — на ставку дисконта. Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется согласно конкретным стратегиям развития предприятия. При этом применяются два основных подхода: лидерство по затратам и дифференциация. Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле над затратами и тем самым в максимальном повышении эффективности производства; второй — в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей серьезных конкурирующих аналогов. Операционные стратегии рассматривают следующие стоимостные факторы: • ассортимент производимой продукции или услуг; • ценообразование; • выбор рынков; • рекламу; • эффективность затрат; • систему сбыта; • качество обслуживания клиентов. При первом подходе (лидерство по затратам) оптимальными являются следующие приемы: • сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах; • оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах; • увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;
• обеспечение за счет всего перечисленного конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию. Второй подход (дифференциация) предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами. Инвестиционные стратегии предусматривают анализ: • уровня товарно-материальных запасов; • сбора дебиторской задолженности; • управления кредиторской задолженностью; • расширения производственных мощностей; • планирования капиталовложений; • продажи активов. При первом подходе рекомендуется: • минимизировать остаток денежных средств; • стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения • минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов; • экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их); • продавать избыточные неиспользуемые активы. При втором подходе рекомендуется: • связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами; • добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности; • инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации. Финансовые стратегии в обоих подходах ориентированы на: • создание оптимальной структуры капитала; • выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов; • максимальное сокращение факторов делового риска. Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий всех трех уровней приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, стоимости предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|