Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции возникновения человека




Концепции Содержание
Мифологические и религиозные концепции. Креационизм
Античная мифология Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом (Богом или несколькими Богами) в результате сверхъестественного творческого акта. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Возникновение человека имеет возможность объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как филиал от иных существ, как модернизирование (самопроизвольное либо силами богов) каких-то несовершенных существ, как биологическое порождение богами либо как изготовление божественными демиургами из территории, глины, дерева и т. п., как движение каких-то существ из нижнего мира на плоскость территории. Креационизм (от лат. creatio — создание, сотворение) (биол.), ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме К. отрицает изменение видов и их эволюцию. Креационистами были многие исследователи 18 — начала 19 вв. Так, например, шведский учёный К. Линней считал, что все виды растений и животных существуют со времени "сотворения мира" и созданы богом независимо друг от друга; французский анатом и палеонтолог Ж. Кювье считал, что в течение истории Земли происходили обширные катастрофы, или катаклизмы, после которых опустошённые места заселялись организмами, пережившими катастрофу в отдалённых районах (см. Катастроф теория). Сокрушительный удар К. нанёс Ч. Дарвин, доказавший своим учением изменяемость видов и преемственность между ними. Для современного К. характерны попытки "ассимилировать" эволюционное учение, подчинив его идее божественного творения. Однако даже современный католицизм вынужден признать (энциклика 1950 папы Пия XII) возможность происхождения человеческого тела от обезьяноподобных предков, относя акт божественного творения только к "душе" человека. В современной биологии встречаются разновидности ограниченного К., признающего эволюцию лишь на видовом уровне. К. в любой форме служит орудием идеологической борьбы религии против научной биологии. (человек сотворен Богом или мировым разумом.)
Иудаизм, Христианство, Ислам   Монотеизм – представление о едином универсальном вездесущем и всемогущем Боге. Иудаизм, Христианство и Ислам – монотеистические религии, формирующие представление о Боге путем исходящего от Бога Священного писания. Бог – центральная фигура, всемогущая высшая личность, Творец, создавший мир и все живое в нем. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних творений.  
Буддизм Согласно концепции Буддизма, существо рождается в теле человека как результат эволюции сознания от более примитивных форм, таких как растения, животное и т.д. И хотя люди не равны по своим интеллектуальным, эмоциональным и культурным развитиям, у всех людей есть чистая природа, или же природа Будды. Человек творит свою жизнь своими мыслями, словами и поступками, но не является полностью свободным. Он трансмигрует, т.е. перерождается в 6-ти мирах - адском мире, мире голодных духов, мире животных, людей, асуров (полубогов) и богов. Три мира являются нижними - это мир адский, мир голодных духов, мир животных. Миры асуров и богов являются высшими, однако рождение в этих мирах не гарантирует человеку вечного счастья, поскольку из этих высших миров существа могут переродиться в низших. Целью жизни человека является осознание им своей природы Будды. Такое осознание является результатом приведения сознания в особое трансовое состояние - состояние просветления, может осуществляться различными методами. Эти методы во многом похожи на методы Индуизма. Это та же медитация, начитка мантр, упражнения буддийской йоги, особые дыхательные техники - пранаямы. Осознав свою природу Будды, человек может выйти из круга трансмиграции и получить свободу выбора - воплощаться или нет, в каком мире воплощаться и т.д. В Буддизме не рассматриваются вопросы о наличии или отсутствии Бога, а предлагается сосредоточить свое внимание на том, как стать просветленным существом и получить выход из круга смертей и рождений. Выполнение практик некоторых школ Буддизма, таких как Дзогчен может привести к полной трансформации физического тела в чистую энергию еще при жизни человека, или же к преобразованию тела человека в свет пяти цветов (реализация радужного тела). В момент смерти такой человек, осознавший полностью свою природу Будды, встречается с так называемой Материнской мудростью - природой и сочетается с ней.  
Философские концепции
Античная философия   Античные философы задумывалась и над проблемой происхождения человека. В эпоху первобытного и раннеклассового общества, интересуясь своим прошлым, человек представлял его в виде генеалогических и этнологических мифов и легенд, т.е. устных преданий о деяниях и героических подвигах предков, о происхождении родов и племен. Это нашло выражение, в частности, в гениальных произведениях древнегреческих поэтов Гомера («Одиссея», «Илиада») и Гесиода («Теогония», «Труды и дни»). В эту эпоху формируется и концепция «золотого века» человечества, т.е. представление о том, что в далеком прошлом жизнь людей была намного лучше, чем впоследствии (ведь люди произошли от богов); что история человечества — это история не улучшения, а ухудшения, усложнения жизни людей. Гесиод, например, следующим образом изображает картины далекого прошлого (Труды и дни, 112—118):    
Демокрит ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) Высказывал мысли о том, что происхождение человека во многом сходно с происхождением животных: те и другие образуются в результате соединения исходных стихий в части и органы, которые под действием тепла соединяются в тело («первые люди произросли из воды и ила»).    
Аристотель древнегреческий философ. Ученик Платона. (384—322 до н. э Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Бог есть чистая форма и первая сущность. Теория спонтанного зарождения жизни: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.    
Естественнонаучные концепции. Эволюционный подход
Ч.Дарвин Чарльз Дарвин собрал и обобщил огромный материал, накопленный до него наукой, и пришел к выводу, что человек, как и все другие живые существа, возник в результате чрезвычайно длительного и постепенного развития. Как и во всей живой природе, в этом процессе можно наблюдать изменчивость, наследственность, борьбу за существование, естественный отбор и приспособляемость к условиям окружающей среды. Великий естествоиспытатель считал, что происхождение человека от более низких форм жизни доказывается, во-первых, сходством в строении тела и его функциях у человека и у животных, во-вторых, сходством некоторых признаков зародыша и его развития и, в-третьих, наличием у человека рудиментарных (унаследованных от низших животных) органов. Последнему признаку Дарвин уделил гораздо больше внимания, чем двум первым. Дело в том, что первые два доказательства признавали и противники его теории, в том числе и защитники религии: ведь они не противоречили христианскому мифу о божественном творении человека. Но было совершенно ясно, что разумная «воля творца» не могла «сотворить» бесполезные органы у человека (например, маленькую соединительную перепоночку во внутреннем углу глаза — остаток мигательной перепонки рептилий — или волосяной покров на теле, копчиковую кость, аппендикс, грудные железы у мужчин). Подробно рассмотрел Дарвин и «способ» развития человека от некой низшей формы. Творец эволюционной теории постарался учесть при этом все возможные факторы: влияние среды, тренировки отдельных органов, остановки в развитии, связь между изменчивостью различных частей организма. Он отметил, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Сравнивая умственные способности человека и животных, Ч. Дарвин собрал большое количество фактов, доказывающих, что человека и животных сближают не только некоторые инстинкты, но и зачатки чувствований, любопытство, внимание, память, подражание и воображение. Ученый рассматривал также проблему места человека в природе. Он высказал предположение, что нашими предками были обезьяны „человекообразной подгруппы", которые, однако, не были сходны ни с одной из ныне живущих обезьян. Прародиной человека Дарвин считал Африку.
Жан Батист Ламарк (1744-1829) Впервые в истории науки близко к правильному пониманию проблемы происхождения человека подошел французский ученый-естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк. Он считал, что когда-то наиболее развитое „четверорукое" перестало лазить по деревьям и приобрело привычку ходить на двух ногах. Спустя несколько поколений новая привычка укрепилась, существа стали двурукими. Вследствие этого изменилась и функция челюстей: они стали служить только для пережевывания пищи. Произошли изменения и в строении лица. После завершения «реконструкции» более совершенная порода должна была, по мнению Ламарка, расселиться по всей Земле в удобных для нее областях и изгнать все другие породы. Таким образом, их развитие прекратилось. Из-за роста потребностей новая порода совершенствовала свои способности и в конечном счете — средства к существованию. Когда общество таких совершенных существ стало многочисленным, возникли сознание и речь.  
К. Маркс и Ф. Энгельс К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили дарвиновскую теорию. Вместе с тем основоположники диалектического материализма критиковали Дарвина за ошибки. Так, они указали, что ученый, поддавшись влиянию реакционного учения Мальтуса, чрезмерное значение придавал внутривидовой борьбе. Основоположники диалектического материализма впервые отчетливо сформулировали положение о том, что человека из животного мира выделило производство, всегда являющееся общественной деятельностью. Именно труд коренным образом изменил природу человекоподобных, создал человека разумного. В формировании человека они придавали важное значение и роли чисто биологических факторов.  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...