Методические указания к проведению занятия № 2.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Медицинское и фармацевтическое товароведение (для студентов)
Курс 4 Семестр 7 Занятие № 2.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. 2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Целью изучения данной темы является формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений по классификации и кодированию медицинских и фармацевтических товаров. Закрепить знания по определению и расшифровке кодов медицинских и фармацевтических товаров при проведении товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров. . Студент должен знать:
- основные термины и определения по теме занятия; - структуру и основные разделы Государственных реестров; - структуру и основные разделы классификаторов; - виды классификации медицинских и фармацевтических товаров. - правила классификации медицинских и фармацевтических товаров. - требования к классификации медицинских и фармацевтических товаров. - товароведную классификацию медицинских и фармацевтических товаров.- структуру и основные разделы классификаторов на медицинские и фармацевтические товары. - основные понятия и цели кодирования. - методы кодирования медицинских и фармацевтических товаров. - штриховое кодирование в сфере лекарственного обращения - структуру и основные разделы Государственных реестров: Государственного реестра лекарственных средств, Государственного реестра медицинских инструментов и др.; - структуру и основные разделы классификаторов: ОКП, ОКДП и др.;
- структуру и основные разделы справочников: РЛС, Видаль и др.
Студент должен уметь:
- пользоваться справочной и научной литературой, нормативно-технической документацией для проведения товароведческого лекарственных средств и изделий медицинского назначения; - анализировать структуру и содержание стандартов на медицинские и фармацевтические товары; - расшифровывать условные обозначения стандартов; - проводить органолептический контроль для выявления недоброкачественных медицинских и фармацевтических товаров. - выявлять необходимую информацию из справочной литературы; - пользоваться Государственными реестрами, классификаторами; - находить коды медицинских и фармацевтических товаров на упаковке и справочной литературе; - расшифровывать коды медицинских и фармацевтических товаров; - использовать коды для анализа ассортимента медицинских и фармацевтических товаров. . 3. Значимость темы. Для организации и работы в фармацевтических организациях будущим специалистам – провизорам необходимо знать правила классификации и кодирования медицинских и фармацевтических товаров для проведения товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров.
4. Содержание темы по программе: Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Штриховое кодирование медицинских товаров и лекарственных средств. Классификация: понятие, виды. Классификационные признаки, классификаторы. Кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Классификация медицинских и фармацевтических товаров. Штриховое кодирование. Классификация товаров. Методы классификации. Общие признаки, принципы и правила классификации. Виды классификации медицинских и фармацевтических товаров (учебная, торговая, экономико-статистическая, товарно-стратегическая). Кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Цель кодирования: Общие методы кодирования. Виды классификаторов и кодов медицинских и фармацевтических товаров - государственные, отраслевые, предприятий. Понятие о штриховом кодировании. Методы маркировки товаров машиночитаемыми штриховыми кодами.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3часа. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 506 аудитория, учебный корпус №2 Академии. 7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: 7. 1. Техническое оснащение: кодоскоп. 7. 2. Методическое обеспечение: методическая разработка для аудиторной работы студентов по теме «Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров»,О.А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2005г, О.А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК - практикум.-М., ГЭОТАР- МЕДИА,2006г, З.И.Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л.Костенко и др. «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва 2004г., Н.Б. Дремова «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва Миа 2008г 7.3. Наглядные пособия: Энциклопедия лекарств, Москва 2005, справочник Видаль, Москва 2007, Государственный Реестр лекарственных средств, Москва 2008, нормативные документы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ФС, НД, ГОСТ Р), фрагменты классификатора ОКП, плакаты №1 и №2, образцы упаковок лекарственных препаратов различных фармако-терапевтических групп; официальные справочные материалы, прайс-листы фирм-дистрибьютеров.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2. 8.1. Контрольные вопросы: 1. Каковы цели и задачи классификации медицинских и фармацевтических товаров. 2. Какой федеральный орган управляет стандартизацией в Российской Федерации? 3. Что является предметом классификации и кодирования в товароведении 4. По каким видам классифицируют стандарты? Какие категории стандартов Вы знаете? 5.Опишите структуру и основные разделы нормативных документов (ГОСТов, ТУ, ФС, ВФС). 6.Какие классификаторы медицинских и фармацевтических товаров Вам известны? 7. Из каких частей состоит Общероссийский классификатор продукции. 8. С какой целью проводится штриховое кодирование товаров?
9. Какие устройства применяются для нанесения и считывания штриховых кодов. 11.Каковы основные задачи классификации? 12. Какие виды классификации Вы знаете? 13. Каково практическое значение штрихового кодирования? 14. Какова формула-структура кода ОКП? 15.Какова формула – структура кода ОКДП? 16. Какие виды штриховых кодов Вы знаете и для чего они предназначены? 8.2. Знакомство с нормативными документами и справочной литературой: Классификация, классификатор, цели и задачи классификации, методы и признаки классификации, виды классификаторов, действующих на территории России, класс, подкласс, группа, подгруппа и вид товара. Кодирование, код, цели и задачи кодирования, методы кодирования. Цифровое и штриховое кодирование. Формула - структура кодов ОКП, ОКДП, EAN-13, EAN-8. Государственный реестр лекарственных средств, его статус и назначение. 1. Каковы основные задачи классификации? 2. Какие виды классификации вы знаете? 3. В чем смысловое отличие классификационной и ассортиментной 4.Какое практическое значение имеет контрольное число? 5.Что обозначают первые четыре цифры в коде ОКП? 6.Из каких частей состоит Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг? 7. Каково практическое значение штрихового кодирования? 8. Какой метод классификации положен в основу деления медицинских и фармацевтических товаров на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды в ОКП-005-93 (см. Приложения 2 и 3)? 9. Какова формула — структура кода ОКП?
10. Какова формула - структура кода ОКДП? 11. Какова формула — структура кода ТН ВЭД? 12. Какова формула — структура кода EAN-13? 13. Какова формула — структура кода EAN-8?
Примеры заданий тестового контроля для определения исходного уровня знаний Выберите несколько правильных ответов: 1. Услуги в области здравоохранения классифицируют в соответствии с:
а. К-ОКП б. МКБ-10 г. А-ОКП д. приказами МЗСР РФ 2. Классификационная часть кода ОКП (К-ОКП) содержит: а. десятиразрядный код б. двенадцатиразрядный код в. шестиразрядный код г. восьмиразрядный код д. все ответы неверны 3. Данные о предприятиях-изготовителях лекарственных препаратов а. ОКП б. ОКДП в. Государственном реестре г. регистре лекарственных средств (РЛС) д. справочнике Видаль 4. Ассортиментная часть кода ОКП (А-ОКП) содержит: а. десятиразрядный код б. двенадцатиразрядный код в. шестиразрядный код г. восьмиразрядный код д. все ответы неверны 5. Для расшифровки кодов медицинских и фармацевтических това- а. Государственный регистр б. ОКП в. регистр лекарственных средств (РЛС) г. справочник Видаль д. ОКДП Задание 2.1- Построить схему торговой классификации товаров медицинского назначения, используя классификационную часть К-ОКП Общероссийского классификатора продукции ОКП-005-93
Методика выполнения задания 2.1 (ориентировочная основа деятельности) 1 этап. Изучить структуру классификационной части ОКП, приведенную в приложениях 2 (класс 93) и 3 (класс 94). 2 этап. Найти вид товара, который является объектом вашего исследования. 3 этап. Построить схему классификации. 4 этап. Определить метод классификации, положенный в основу К-ОКП.
Задание 2.2. Расшифровать коды товаров
Методика выполнения задания 2.2 (ориентировочная основа деятельности)
1 этап. Определить по классификационной части ОКП (К-ОКП) названия класса, подкласса, группы, подгруппы, вида товаров медицинского назначения, предложенные преподавателем. 2 этап. Представить результаты, заполнив графы 2 и 3 табл. 2.2.
Таблица 2.2. Расшифровка кода по ОКП изучаемого товара медицинского назначения.
3 этап. Определить названия класса, подкласса и вида продукции и услуг по части III «Виды продукции и услуг» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) товаров медицинского назначения, предложенные преподавателем.
Таблица 2.3. Расшифровка кода по ОКДП изучаемого товара медицинского назначения
4 этап. Представить результаты, заполнив графы 2 и 3 табл. 2.3. 5 этап. Найти штриховой код на упаковке товара медицинского назначения, зарисовать и расшифровать его.
6 этап. Сделать вывод об отсутствии претензий к товару по признаку штрихового кодирования.
Задание 2.3. Провести сравнительный анализ промышленного и торгового ассортимента товаров медицинского назначения.
Методика выполнения задания 2.3 (ориентировочная основа деятельности)п. Изучить структуру классификационной и ассортиментной частей ОКП, структуру ОКДП, разделы РЛС и Государственного реестра. 1 этап. Определить промышленный ассортимент товара медицинского назначения, предложенного преподавателем, используя Государственный реестр, и занести их в графу 2 табл. 2.4. 2 этап. Указать коды промышленного ассортимента изучаемого товара медицинского назначения, представленных в А-ОКП и ОКДП, и занести их в графы 3 и 4 табл. 2.4. 4. этап. Определить торговый ассортимент товара медицинского назначения, представленный в прайс-листах дистрибьютеров и отметить их наличие знаком «+» и отсутствие знаком «—» в графах 5 и 6 в табл. 2.4. 5 этап. Определить торговый ассортимент изучаемого товара медицинского назначения, представленный в аптеке, и отметить их наличие знаком знаком «+» и отсутствие знаком «—» в графах 7 и 8 табл. 2.4.
Таблица 2.4. Сравнительный анализ промышленного и торгового ассортимента с использованием кодов ОКП и ОКДП.
6 этап. По результатам ваших исследований, приведенных в табл. 2.4, сравнить промышленный и торговый ассортимент товара медицинского назначения. Ситуационные задачи
Расшифровать коды лекарственного препарата норсульфазола по К-ОКП и ОКДП; расшифровать его штриховой код.
Эталон решения задачи 2.2
1 этап. Определяем по классификационной части ОКП (К-ОКП) для товара медицинского назначения, названия класса, подкласса, группы, подгруппы, вида товаров медицинского назначения, предложенных преподавателем. 3 этап. Расшифровываем код по ОКДП изучаемого лекарственного средств и результаты заносим в табл. 2.6.
Таблица 2.6. Расшифровка кодов по ОКДП изучаемого лекарственного средства (норсульфазол, таблетки 0,25)
4 этап. Находим штриховой код на упаковке и сравниваем его с кодом из РЛС-аптекарь; расшифровываем его с указанием страны и фирмы-производителя, используя данные, представленные в табл. 2.1.
Illlllllllll lllll III 11!Ill 4600828003601 4«600828H003601» 6 a Рис. 2.2. Штриховой код норсульфазола на упаковке (а) и в РЛС-аптекарь (б).
5 этап. Вывод: препарат может быть принят, поскольку штриховой код на упаковке идентичен коду в РЛС-аптекарь. Задача 2.3 (к заданию 2.3) При проведении маркетинговых исследований в аптеке перед вами поставили задачу сравнить промышленный и торговый ассортимент норсульфазола. Ваши действия.
Эталон решения задачи 2.3.
1 этап. Изучаем Государственный реестр и структуру ассортиментной частей ОКП, структуру ОКДП, где есть сведения о норсульфазоле и всех его лекарственных формах. 2 3 этап. Указываем коды промышленного ассортимента норсульфазола, представленных в А-ОКП и заносим их в графу 3 табл. 2.7. 4 этап. Определяем торговый ассортимент товара медицинского назначения, представленный в прайс-листах дистрибьютеров, и отмечаем их наличие знаком + и отсутствие знаком —. 5 этап. Определяем торговый ассортимент изучаемого товара медицинского назначения, представленный в аптеке, и отмечаем их наличие знаком знаком + и отсутствие знаком —. Вывод: торговый ассортимент норсульфазола на аптечном складе 1 представлен 6 наименованиями, а в аптечном складе 2 всего тремя наименованиями; торговый ассортимент в аптеке I представлен двумя наименованиями, а в аптеке 2 всего одним наименованием, промышленный ассортимент норсульфазола по А — ОКП (1983 года) включал 9 наименований (из них 2 лекарственных средства экспортировались, другие 2 предназначались для ветеринарии).
Примеры заданий итогового тестового контроля Выберите один правильный ответ 1. Кодовое обозначение сульфаниламидных препаратов по ОКП а) класса б) подкласса в) группы г) подгруппы д) вида 2. Код вида по ОКДП включает 7 знаков: а) верно б) неверно 3. Номер фармако-терапевтической группы анальгина табл. 0,5 № 70 а) 93 б) 10 в) 13 г) 07 Выберите несколько правильных ответов 4. Для расшифровки кодов медицинских и фармацевтических това- а) ОКПб) ОКДП в) заявки-заказы г) реестр д) регистр Выберите правильный ответ, пользуясь схемой 5. В коде А - ОКП 9 и 10 разряды обозначают фармако-терапевти-ческую группу, поэтому камфора отнесена к 66 фармако-терапевти-ческой группе - Сульфаниламидные препараты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|