Обсуждение частностей при недоказанной истине.
Делается ссылка на весьма спорное или ложное событие (утверждение, факт), при этом способ подачи информации строится так, что событие рассматривается, как достоверное, общеизвестное, истинное, при этом обсуждаются или вскользь упоминаются его, якобы имеющие место конкретные детали (особенности, пикантности). Один из вариантов — для компрометации лица информация поставляется таким образом, что сам факт наличия компрометирующих обстоятельств не обсуждается, ненавязчиво обсуждаются частности. Например, надо скомпрометировать невинную девушку. Можно сказать кому-то прямо: твоя знакомая Маша Иванова — проститутка. Но это будет малоэффективно. Более эффективно сработает вариант, когда объект случайно услышит разговор, из которого будет следовать, что его знакомый вчера был в бане, а потом вызвали девочек из эскорт-услуг. Опять пришла эта самая проститутка Маша Иванова с родинкой под левой грудью. Да, да, та самая, которая в прошлый раз перебрала водки и чуть не утонула в бассейне. * * * Стратагема активно используется в политике и воспитании. Можно вспомнить, как советские дети писали сочинения не тему типа: "Почему в Стране Советов живут самые счастливые в мире дети?", "За что я люблю дедушку Ленина?", "Почему капиталисты притесняют своих рабочих и ненавидят Родину Октября?", "Какие качества коммунистов больше всего любят в народе?". * * * Если нужно скомпрометировать политического лидера, в СМИ даются ссылки на сообщения или слухи о том, что политик получил, например, гражданство Израиля. Затем описывается сколько это стоит, зачем это надо, кто из преступников поступил точно также. Выдвигаются версии — откуда столько денег, чего боится политик и почему все евреи хотят вернуться на историческую родину.
У читателя возникает полная уверенность в том, что политик — еврей, наваривший денег на несчастьях России, стремящийся получить запасной аэродром, а его попытки прийти во власть связаны с депутатской неприкосновенностью и желанием еще больше запустить грязную лапу в государственный кошелек. * * * Возможен другой вариант использования частностей. Для выяснения неизвестной или секретной информации делается вид, что она известна. Ненавязчиво обсуждаются некоторые детали, частности, особенности. * * * Пример из романа братьев Вайнеров "Место встречи изменить нельзя". "— Скажи-ка, Сапрыкин, ты как думаешь, — Фокс в законе или приблатненный? — спросил Жеглов так, будто после десяти встреч с Фоксом вопрос этот для себя решить не мог и вот теперь надумал посоветоваться с таким опытным человеком, как Кирпич. — Даже не знаю, как тебе сказать. По замашкам он вроде фрайера, но он не фрайер, это я точно знаю. Ему человека подколоть — как тебе высморкаться. Нет, он у нас в авторитете, — покачал длинной квадратной головой Сапрыкин. — А не мог Фокс окраску сменить, — задумчиво предположил Жеглов. — Да у нас, по-моему, никто и не знает, чем он занимается. Сроду я не упомню такого разговора. Он на хазах почти не бывает — в одиночку, как хороший матерый волчище работает. Появится иногда, товар сбросит — только его и видели..." Стратагема неопределенной угрозы. Высказывание прямых угроз по общему правилу является неэффективным приемом. Предупрежден — значит вооружен. Но бывают ситуации, в которых угроза эффективна. Для этого она должна отвечать некоторым признакам. Первые ссылки на такие признаки можно найти в мрачном литературном произведении средневековья — "Молот ведьм". Угроза должна отвечать требованиям неопределенности и предрешенности.
Если ведьма хотела кого-то погубить, она не должна была сообщать срок и конкретный характер будущих проблем или невзгод. "Ты заболеешь и умрешь через три дня!" — такая угроза сделана технологически неверно. Человек будет бояться три дня, но когда ничего не произойдет, авторитет ведьмы упадет, и ее никто уже не будет бояться. Правильно было построить следующую конструкцию: "Ты зря пытаешься отсудить у меня землю. Ведь тебе осталось быть здоровым не так уж и долго". Первая фраза содержит спорный момент. Вторая фраза построена, как констатация факта. Человек понимает, что он скоро заболеет, возможно, умрет. Ведь ведьма все знает. В душе поселяется страх. Каждое недомогание воспринимается, как признак наступающей болезни. Страх и тревожность все время растут. В конце концов, что-то обязательно случается. Если только до того человек не получает от ведьмы лекарства и прощения. * * * Аналогичным путем может быть построена угроза в ходе конфликта между обычными людьми или организациями. Если в запальчивости произнесены конкретные обязательства по нанесению конкретного ущерба, и они не выполнены — авторитет падает. Если угроза ожидается с неизвестного направления и заставляет соперника постоянно находиться в состоянии изматывающей готовности, предпринимать судорожные меры безопасности, и истощает его нервы и ресурсы, — она эффективна. Решение уже принято. Стратагема использует ложную ссылку на то, что решение вопроса, оценка ситуации или ожидаемые события уже состоялись. Результат подтвержден неоспоримыми фактами или оценками авторитетных источников. Стратагема может быть использована при наличии нескольких участников совместного процесса. Надо принять выгодное тебе одному решение. Для этого под проектом совместного документа необходимо собрать подпись всех сторон. Ситуация строится таким образом, что каждый думает, что все остальные выработали коллективное решение, к которому он — единственный — присоединяется. В самом деле, ими манипулирует тот, кто осуществляет контакты и готовит проекты решений. * * * Подобное может происходить при создании общественных организаций или политических партий. Тот, кто контролирует подготовку проектов, может значительно влиять на содержание документов, характер принимаемых решений, состав органов управления и контроля.
* * * Стратагема активно используется как первый шаг в ситуациях, когда необходима экспертная оценка или документ, подтверждающий финансовую или иную состоятельность каких- либо проектов. * * * Стратагема может использоваться в тех случаях, когда надо доказать, что путь (процесс, цель) ложен или бесперспективен. Совершен грабеж. Собака по следу привела к квартире. В квартире говорят — дверь не откроем, милиция уже была. Только что. Сколько можно по ночам будить людей? Милиция уходит. Когда соображает, что ее обманули, уже поздно. Данный пример — это реальный случай из практики. Хороший — плохой. Стратагема хорошего и плохого следователя, доброго и злого бандита. Человек ставится в такое положение, когда из всех возможных вариантов поведения ему навязывают два. Один вариант — очень плохой, его предлагает свирепый бандит или злой следователь, другой вариант — менее плохой, его предлагают добрые бандиты или душевные следователи. Третьего варианта нет. Сломленный морально подследственный тянется к доброму следователю и руководствуется его указаниями, запуганный коммерсант сам бежит под более гуманную бандитскую крышу. * * * В качестве примера использования данной стратагемы воспользуемся фрагментом книги Андрея Константинова и Малькольма Дикселиуса "Бандитская Россия": "В сентябре 1992 года в ОРБ Петербурга поступила информация о том, что личная группировка Малышева удерживает под охраной коммерсанта Дадонова для того, чтобы получить от него права на распоряжение несколькими сотнями тысяч долларов США, предназначенными для закупки большой партии пива для последующей поставки его в Россию. По словам Дадонова, на него наехали "дагестанцы" с требованием поставлять пиво именно их продавцам и именно в их киоски. Сам Дадонов окольными путями выяснил, что единственный, кто может защитить его от страшных и ужасных "дагестанцев", — это господин Малышев. Малышев якобы взялся "помочь" — за процент от сделок с продажи пива. Далее начинается классическая разводка: "дагестанцы" наезжают на Дадонова за "предательство". Горцы выкрадывают Дадонова, вывозят его в тихое уютное кафе, где нагоняют на него ужас обещаниями выколоть глаза и активными намерениями засунуть ему в задницу раскаленные щипцы для завивки волос. Однако в разгар страстей появляется некто Владислав Кирпичев — дядя Слава, уголовный авторитет, приближенный к Малышеву. "Благородный" Кирпич вызволяет Дадонова из лап озверевших горцев, после чего Дадонову предлагается тихо и безбоязненно работать в конторе питерского бизнесмена Андрея Берлина (ему в 1974 году предъявили обвинение в краже со взломом, но тот весьма талантливо разыграл шизофрению, и вместо зоны был направлен в специальную больницу, где находился более 13 лет и где познакомился с "косившим" там же Кирпичевым). Дадонов на все условия согласился, но позже у него потребовали доверенности на все деньги для пивного контракта, вот тут Дадонов и смекнул, что позже он будет более удобен новым "друзьям" в мертвом виде, нежели в живом. Именно это обстоятельство заставило Дадонова обратиться все-таки в милицию..."
Волшебная дудочка. Используется готовая или разрабатывается новая идея, которая может овладеть отдельными людьми, группами, массами и стать реальной силой. Эффект феномена волшебной дудочки заключается в том, что некое явление и все, что с ним связано, наделяется особыми чертами или свойствами. Эффект способен совершенно переставить существующие акценты в восприятии окружающего мира. Все, что подтверждает феномен, — доминирует в восприятии мира. Все, что не соответствует явлению и связанным с ним идеям, — отвергается, любые нейтральные факты или события воспринимаются, как доказательства явления. Так Нильс (который путешествовал с дикими гусями), играя на волшебной дудочке, собрал всех городских крыс и увлек их за собой. Крысы ничего не слышали кроме дудочки и слепо двигались за музыкантом. Нильс сел в лодку и не переставая играть поплыл от берега в море. Все крысы устремились вслед за ним и утонули. * * * Для реализации стратагемы используются религиозные учения, политические программы, социальные проекты, коммерческая и политическая реклама. * * * Примеры использования стратагемы: Крестовые походы, поиски Эльдорадо, Беловодья, Шамбалы, Церковь последнего завета Минусинского Виссариона, Программа построения коммунизма, Жилищная программа — 2000 и прочие.
* * * В бизнесе стратагема используется в тех случаях, когда надо каким-то образом объяснить, почему именно эти товары (лекарства, косметику, ценные бумаги) имеют почти волшебные свойства, исключительные перспективы и их надо покупать. Для того, чтобы обосновать чудодейственные свойства или исключительно высокую эффективность предлагаемых средств, широко применяется использование специальных научных и псевдонаучных терминов, ссылки на новые методики, разработанные ведущими научными учреждениями лучших стран мира, и уже достигнутый другими удивительный положительный эффект. Стратагему активно используют торговые сети, основанные на коммивояжерах, построенные по типу пирамид. В нашей стране подобный вид бизнеса получил название сетевого маркетинга. Коммивояжеры проходят специальные курсы, где их учат методикам продаж, основанных на стратагеме Волшебной дудочки. Некоторые торговцы понимают, что обеспечивают объемы продаж с помощью трюков, но многие искренне верят в исключительные свойства предлагаемых ими товаров. Первооткрывателем рынка сетевого маркетинга в России были фирмы, распространявшие пищевую добавку — гербалайф.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|