Психодиагностика готовности ребенка к школе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Поступление ребенка в школу и весь период его начального обучения – это одна из самых серьезных ступеней в развитии человека. В это время формируются не только базовые академические знания, но и протекает интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе. К сожалению, часто приходится сталкиваться с разочарованием и нереализованными желаниями. До школы ребенок активно развивался, был общительным и любознательным, а к концу начальной школы ситуация в корне изменилась. Безусловно, причин может быть много, и одна из них – это несвоевременное обучение. Наблюдения специалистов показали, что некоторые дети, соответствующие возрастному цензу, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и академической нагрузкой в школе. Если дошкольник умеет читать, знает основы элементарного математического счета и развит интеллектуально по возрасту, то это не значит, что он готов к обучению в школе. Психофизиологической готовностью можно считать его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями – уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, а также развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Таким образом, «готовность ребенка к школе» – это комплексное и многогранное понятие.
Возрастные психологи отмечают, что развитие человека идет не плавно, а скачкообразно и перед каждым таким рывком он испытывает внутренний дискомфорт, который определяется как кризис развития. Подобное внутреннее противоречие формируется к шести-семи годам жизни, когда условия жизни и развития дошкольника перестают соответствовать возможностям ребенка и становятся препятствием для его дальнейшей самореализации и формирования познавательных процессов. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний, он становится более замкнутым, скрытным, лучше контролирует свои эмоции. Теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни, на его внутреннем плане. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует новых социальных отношений. Внешне это выражается в активном желании пойти в школу и соответствовать ее требованиям. Формирование кризисной ситуации, подкрепленное психофизиологической готовностью и интеллектуальным развитием, позволяет с поступлением в школу решить внутренние противоречия и дает ребенку возможность активного саморазвития на уже новом, более сложном этапе. Новые условия жизни он воспринимает как естественные условия взросления, а не как тягостные школьные оковы. Определить, когда ребенок достаточно развит во всех отношениях и может перейти на следующую ступень своего развития, очень сложно, так как требует заключения целого ряда специалистов. Школьный психолог обобщает мнение медицинской комиссии, логопеда, анализирует характеристику воспитателя детского сада, беседует с родителями и проводит собственное тестирование, в результате чего он может дать рекомендации или посоветовать коррекционную работу с данным ребенком. В связи с этим целесообразно проводить консультации о поступлении дошкольников в первые классы не позднее марта, чтобы осталось время для необходимой коррекционной работы и повторного тестирования. Родителям будущего первоклассника можно предложить заполнить анкету, которая поможет в определении готовности ребенка к школе (см. приложение). Учитывая важность данной проблемы и влияние своевременности поступления на дальнейшее обучение, целесообразно по всем вопросам, которые могут вызвать сомнение у школьного психолога, порекомендовать дополнительное обследование ребенка в специализированных психодиагностических центрах.
Речевая готовность <1> В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на: 1) правильность произношения звуков; 2) умение различать звуки речи на слух; 3) владение элементарными навыками звукового анализа слов; 4) словарный запас; 5) связную речь. Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,р,рь,л,ль,й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении. Например (названия картинок): с Сахар, миска, соус. сь Сироп, кисель. з Забор, роза. зь Зефир, козел. ц Цветок, блюдце, огурец. ш Шоколад, шишка, душ. ж Желудь, ножик. ч Чашка, ручка, ключ. щ Щенок, ящик, борщ. р Ранец, кровать, костер.
рь Редиска, грибы, букварь. л Лампа, половик, стул. ль Люстра, малина, соль. й Яйцо, майка, сарай. Для проверки парных звонких и глухих (з – с) коза – коса, (б – п) бочки – почки, (р – л) рожки – ложки. Убедить малыша в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) - С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: – Обязательно примите – Десять цапель (капель) перед сном.
Жучка будку (булку) не доела: Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котел (козел), На него я очень зол.
Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения. Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка – мишка, мишка – миска... Картинки называет теперь взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р – л – й. Примеры: (з – с) роза – роса (с – т) санки – танки (с – ш) мишка – миска (р – л) рожки – ложки, корка – колко (ш – щ) чаша – чаща (ч – с) чайка – сайка (рь – ль) Марина – малина (к – г) корка – горка (ль – й) лямка – ямка
При неразличении з – ж – ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце. Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи...).
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы: 1) название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта...; 2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда), можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово; 3) подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон); 4) подбор действий к предмету (птица..., уж..., собака...); кто чем занимается: повар..., ученик...; 5) подбор предметов к действию: лает..., мяукает...; 6) подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный; 7) подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой; 8) можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений: золотое сердце злой язык короткая память... Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады...), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Сроки условны. Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: 1) назови один (глаза, уши,...); 2) назови много (нос, лоб, ухо,...); 3) закончи словосочетания: три помидора, пять..., одна конфета, шесть..., три медведя, пять..., одно зеркало, семь... Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания: а) Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький..., маленькая куколка, а большая... б) Закончи предложения: Весной картошку сажают, а осенью... Воду наливают, а соль... в) Назови детишек: у медведицы – у коровы – у слонихи – у кошки – у собаки – г) Образуй прилагательные: кораблик из бумаги шуба из меха у лисы хвост лисий у зайца хвост...
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу. Все приведенные здесь способы проверки речи доступны для неспециалиста, но они помогут избежать многих проблем при обучении грамотности. Математическая готовность <1> Одна из важнейших задач родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению математики. Дошкольники должны: 1) считать в пределах 10; 2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; 3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов; 4) сравнивать по длине, высоте, ширине; 5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать форму предметов; 7) ориентироваться на листе бумаги; 8) различать геометрические фигуры. Предлагаются некоторые задания и игры, позволяющие расширить кругозор ребенка в области математики. 1) Ориентировка в пространстве: а) Где ты живешь? б) Твой дом маленький или большой? в) Сколько этажей в твоем доме? (Можно нарисовать.) г) Сколько этажей над (под) твоей квартирой? д) Какой транспорт останавливается рядом с твоим домом? е) Магазин находится далеко или близко от дома? ж) Магазин выше или ниже твоего дома? 2) Соревнование: как быстрее и лучше дойти до аптеки, до магазина? 3) Ориентирование по словесному описанию. Накрываем стол. Положи справа, слева, в центре... 4) Во время прогулки найти определенное дерево, цветок. (Пройди прямо 10 шагов, повернись: направо, налево, назад...) 5) Умение сравнивать: большой – маленький, короткий – длинный, высокий – низкий, широкий – узкий. Необходимо проследить, чтобы одно понятие не заменялось другим (вместо «высокий» иногда говорят «длинный», вместо «тонкий» – «узкий»...). Знания о признаках закрепляются во время прогулок. 6) Различие по тяжести. Сравнить, что тяжелее: 1 кг песка или вес пустого ведра и 1 кг пуха. 7) Развитие количественных представлений начинайте с уточнения понятий: много, мало, несколько. 8) Вводите в активный словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли, осталось, стало, всего, вместо, столько же, поровну, одинаково. 9) Для развития навыка счета нужно считать предметы в группе, называть цифру, обозначающую их количество. 10) Счет от 1 до 10, от заданного числа до заданного. 11) Нужно научить ребенка сравнивать числа. Игры в «классы», «лестницу», когда на ступеньку кладут цифру, помогают освоить счет от 1 до 10 и обратно. Используйте любую бытовую ситуацию для счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько нас, сколько еще нужно поставить... можно прыгать и считать, хлопать и считать. Для проверки представлений детей о числах могут быть предложены следующие задания: 1. Счет предметов в группе. 2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. 3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. 4. Счет от заданного числа до заданного. Замечание: При счете названия числительных должны совпадать с показом предметов. Исподволь обратить внимание на изменение порядковых числительных по родам: Группа одна. Яблоко одно. Огурец один. Мальчик первый, второй. Девочка первая, вторая. Окно первое, второе. После того как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с цифрами. Цифры можно обводить, вылепить из теста на пирожках, выложить из камешков, написать на снегу, песке. Полезно выучить стихотворение С. Я. Маршака «Давайте познакомимся». Можно, играя, раскрашивая, познакомить дошкольника с геометрическим материалом. При этом дети отвечают на вопросы: сколько нарисовано кружков, квадратиков, треугольников, прямоугольников; на сколько каких фигур больше, меньше, каких поровну? С ребенком можно выучить веселые стихи о геометрических фигурах: Узнаешь сразу ты, кто я, На нас ты посмотри. У нас всего, у нас всего, У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. Мы треугольников семья. Узнал теперь, кто я? Каждый угол в нем прямой, Он давно знакомый мой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Начертить его я рад. Получается квадрат. Задачи для ребенка придумываются в любой обстановке – дома, на прогулке, в транспорте. На предметах, в рисунках он может показать, как решал задачу. Например: Нарисуй столько кружков, сколько машин было в гараже... Положи к двум карандашам столько же. Посчитай, сколько стало. Отними один карандаш, посмотри, сколько осталось. При проведении подобных занятий речь идет не об освоении школьной программы, а о закладке фундамента, который обеспечит успешную учебную деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|