Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этнопсихологический аспект в педагогике.




Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее – ее этническое окружение.

Этнографические и этнопсихологические исследования образа жизни различных народов фиксируют устойчивую этническую специфику поведения, которая в ряде случаев носит доминантный характер. Является ли этот феномен производной унаследованного, прирожденного или он обусловлен процессами социального научения? Этот вопрос в виде антитезы «природы» и «воспитания» был сформулирован еще в 1874 г. английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. В его понимании воспитание выступает как процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности.

Как явление, присущее любым этносоциальным сообществам, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и физическом развитии, формирование мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам существенно зависит от истории развития социальных отношений в конкретном этническом сообществе.

Ядром направленного воспитания является образование – процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное и формализованное по своим методам обучение, а также просвещение как процесс распространения национальной культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный выбор индивидами сообщаемой информации. Поскольку образование, и особенно обучение, ассоциируется преимущественно с передачей интеллектуальной информации, воспитание можно рассматривать как систему эмоциональных воздействий, формирующих нравственный, эстетический, т. е. ценностно-ориентационный мир личности и ее социализацию.

Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с историческим изменением социально-экономической структуры общества. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне.



По мере урбанизации и индустриализации значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирования и систематической координации усилий отдельных институтов. Однако эти общие тенденции не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом.

Сравнительно-историческое изучение стиля социализации у разных народов показывает, что в различных типах этнических культур выстраиваются собственные модели воспитания. Национальная принадлежность и социально-классовое положение как вместе, так и порознь сильно влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Во всех этнических группах родители из более низких социально-экономических слоев склонны к большей строгости и требовательности, чем представители средних слоев. У разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связанной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повышенной строгостью в другом).

Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в достижениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании.

А установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для консервативных, традиционных систем.

С этих позиций педагогика различных народов выглядит очень похожей, выступая одновременно и как теоретическая, и как прикладная. Наследование и преемственность социально-этнического опыта осуществляются на основе традиций семейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения.

Традиции и обычаи — это две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее поколение. Если обычаи передают конкретные образцы конкретных поступков, действий, то традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы. На традициях основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиозное воспитание.

Определенные педагогические функции выполняют и средства воспитания, в том числе такие, как колыбельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания. Традиции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социального поведения. Обычаи строго регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для данного этноса.

Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется, прежде всего, в виде правил для подражания.

Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей.

Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.

В современном обществе индивид может одновременно относиться ко многим социальным группам, но чтобы стать членом этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обществом, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия главным образом в вербальных и. невербальных средствах коммуникации.

Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографическими характеристиками самой личности.

Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т. е. если он соответствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.

Система воспитательных воздействий в многонациональном коллективе.

Национально-психологические особенности влияют на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Необходимо находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции проведения воспитательных мероприятий и впоследствии учитывать в общественной жизни в каждом конкретном национальном регионе. Например, известно, что в республиках Северного Кавказа беспрекословным уважением пользуются люди преклонного возраста. Привлечение их к процессу воспитания молодого поколения, опора на их авторитет среди земляков являются эффективными средствами сплочения многонациональных коллективов, фактором стабильности их развития и эффективного вовлечения в различного рода социальные отношения.

Фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе (для чего можно использовать специальные прикладные методики исследования), на которые влияют национально-психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий на них со стороны руководителей, социальных работников и социальных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий.

Например, анализ опыта пропагандистской деятельности среди населения республик Северного Кавказа в условиях постоянной напряженности в этом регионе свидетельствует, что в тех случаях, когда апелляция к национальному самосознанию представителей этих народов не учитывала своеобразия их традиций и привычек в сфере воспитания, своеобразных специфических форм бытового и общественно-политического восприятия людей других национальностей, их действий, поступков и каждодневного поведения, возникало устойчиво проявляющееся чувство недоумения и недовольства, а потом и противодействия, как правило, переходившее в конфликты. И, наоборот, когда традиционно усвоенные и внедренные в практику межличностных отношений воздействия на психологию представителей этих национальностей в полной мере принимались во внимание, можно было рассчитывать на положительные результаты и даже поддержку различного рода мероприятий.

Сегодня в нашем обществе в функционировании национальной психологии наблюдается несколько специфических нюансов. В годы культа личности, в последующий проявление и излишнее акцентирование особенностей национального языка и мышления, традиций и обычаев поведения представителей конкретных народов расценивалось как рецидивы национализма. Поэтому в условиях демократии и гласности в некоторых регионах страны наблюдается излишнее пристрастие к ритуализированной национальной форме реагирования на местные проблемы, излишне обостренному национальному самовыражению, аффективным национально окрашенным переживаниям. Болезненное реагирование на любые действия центрального руководства стало обычным явлением, его часто обвиняют в непонимании национальных традиций и привычек конкретных народов.

Кроме того, на национальном своеобразии своих народов спекулируют некоторые националистически настроенные политические лидеры. По этой причине от руководителей многонациональных коллективов, социальных работников и педагогов в ходе их воспитательной деятельности требуются не только величайшая осторожность и профессионализм, но и большие осмотрительность, такт, культура, ровное и равное отношение к людям разных национальностей.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в различных формах проявления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений. Некоторые церковные деятели начинают прибегать к мировоззренческим, политическим и иным средствам контроля за национальным сознанием народов. В республиках Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, других регионах распространяются специфические обряды проведения собраний, митингов, манифестаций, в ходе которых широко используются религиозная символика и культовые атрибуты, насаждаются своеобразные формы массового религиозного восприятия и реагирования на события и явления, происходящие вокруг.

В настоящее время руководители, социальные работники и социальные педагоги, не учитывающие подобного рода виды общения и влияния на массы, без сомнения, оказываются в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет свойственных для взаимоотношений представителей той или иной этнической общности религиозных, нравственных и воспитательных ценностей. При этом не должно быть и бездумного потакания излишне националистически или религиозно настроенным представителям определенных наций, требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе и осуществляемое под влиянием религиозных и национальных установок.

 

В нашей стране имеется много коллективов (профессиональных и иных групп), являющихся многонациональными по своему составу. Именно в них проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения.

Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных районах национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. В то же время сфера подобных межнациональных отношений в этих коллективах находится в постоянном развитии, может в зависимости от обстоятельств в большей или меньшей степени трансформироваться. Так, после развала СССР во многих районах средней полосы России появилось большое количество мигрантов из бывших союзных республик, которые в условиях нового культурного окружения проявляют большую сплоченность в совместных действиях, ведут себя активнее и организованнее по сравнению с местными жителями. Это вызывает определенное недовольство со стороны последних, которое весьма специфически проявляется во взаимоотношениях с мигрантами. К ним относятся настороженно, а порой и негативно.

Часто именно в многонациональном коллективе руководитель, социальный работник и педагог впервые встречаются с представителями той или иной национальности и в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. Данные специальных исследований показывают, что межнациональное общение в таком коллективе, кроме того, возрастает в 4-6 раз, и это требует от каждого человека преодоления дополнительных психологических трудностей.

Практика свидетельствует, что большинство руководителей многонациональных коллективов, особенно низшего звена, испытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Объясняется это целым рядом причин. Главная среди них — отсутствие специальной подготовки к работе с людьми именно в многонациональном коллективе. Вот почему в настоящее время большинство молодых специалистов оказываются практически беспомощными, сталкиваясь на первых порах с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе. Социологические опросы показывают, что только через 4-5 лет после начала практической деятельности у людей, стоящих во главе трудовых коллективов, появляются достаточные знания национально- и социально-психологических особенностей тех людей, среди которых им приходится работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнационального взаимодействия и отношений.

Однако знания и опыт не всегда гарантируют от ошибок, так как в целом по стране еще не организованы повсеместно (а если и проводятся, то лишь эпизодически) обсуждение и обмен накопленной практикой управления межнациональными отношениями и тем более, совсем неизвестны привившиеся на западе тренинги межнационального общения. Многие общественные организации и органы местного управления лишь теперь, под влиянием региональной напряженности, начали уделять внимание проблеме изучения национально-психологических особенностей, формам воспитательной работы с представителями конкретных этнических общностей, путям предупреждения негативных процессов, происходящих на национальной почве. К сожалению, пока еще очень мало издается литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению многонациональных коллективов.

Последние отличаются от однонациональных групп своей социальной организацией. В этом смысле представляют интерес мотивы консолидации людей внутри таких объединений по национальному признаку. Руководитель, социальный работник и социальный педагог содержание и специфику этой консолидации должны представлять во всей полноте, поскольку именно через нее преломляются все предпринимаемые воспитательные воздействия. Кроме того, изменения в настроениях, переживаниях представителей одной национальности в коллективе — это своего рода барометр, по показаниям которого можно судить о результатах воспитательной работы, управленческих решениях, определять перспективы дальнейшего сплочения многонационального коллектива или проводить в нем соответствующие обстоятельствам разъяснительные мероприятия.

Специальные исследования в области психологии общения свидетельствуют также, что первые воспитательные воздействия сначала катализируют, а потом и усиливают активность во взаимоотношениях людей одной национальности. Увеличиваются содержательность, длительность и полнота таких контактов. В ходе них проявляются национально-психологические особенности поведения и межнациональные пристрастия. По ним можно судить о межэтнической напряженности и принимать меры по ее снижению. Опыт районов, где периодически возникают межэтнические конфликты, показывает, что если руководство региона правильно оценивает предшествующую инцидентам (обострению взаимоотношений между представителями национальных групп) обстановку, проводит необходимую профилактическую организационную работу, то таких конфликтов можно избежать. В многонациональном коллективе наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной специфике, своеобразии языка, обычаев, традиции. Их трудно охватить вниманием и заботой в полном объеме, но они должны фиксироваться в интересах эффективности воспитательных усилий, направленных на весь имеющийся объем связей и межличностных контактов. Знание специфики проявления в этом процессе национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей облегчает деятельность руководителя, социального работника и социального педагога. На основе всестороннего анализа национального своеобразия отношений и общения можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в интересах достижения целей воспитательной деятельности, всего процесса руководства и управления.

В многонациональном коллективе достаточно активно проявляются и отношения, связанные с поддержанием устойчивых связей между представителями одной национальности в рамках, например, предприятия, цеха, учреждения и т.д., т.е. отношения межгрупповые. Анализ сегодняшней ситуации на местах показывает, что такие отношения распространены и достаточно устойчивы. Более того, они усиливаются по мере интенсификации обмена информацией по вопросам, как политического характера, так и по проблемам производства. Психологические исследования свидетельствуют, что активизация таких связей может быть предпосылкой и определенных трений между представителями различных этнических общностей. Руководитель, социальный работник не должны оставлять без внимания все эти отношения, обязаны их анализировать, а затем и учитывать в своей деятельности.

В то же время было бы неправильным считать взаимодействие между людьми одной национальности в коллективе национальными отношениями в полном смысле этого слова. Это скорее узкоэтнические отношения, возникающие между отдельными носителями одинаковых национально-психологических особенностей. Они обнаруживаются главным образом в структуре социокультурных межличностных контактов. Иначе говоря, в коллективе структурообразующей единицей выступает не непосредственно один человек определенной национальной принадлежности, а группа людей одной национальности, в которой формируется этногрупповое самосознание, начинают регулярно проявляться общие интересы и стремления.

Этот процесс должен держать в поле зрения руководитель коллектива (социальный работник и социальный педагог). Необходимо четко фиксировать этапы его развития, явления, которые его сопровождают. Последние могут определять как направленность, так и содержание всех форм активности в воспитательной работе. Вполне понятно, что все предпринимаемые усилия должны осуществляться не в интересах установления, принятия каких-либо административных мер, применения методов экономического или политического давления. К числу они привели, сегодня хорошо известно. Нужна эффективная работа по сплочению членов многонационального коллектива, предотвращению извне инспирированных межнациональных трений.

Объектом воспитательного воздействия необходимо рассматривать этническую микрогруппу как исходную единицу социальной структуры многонационального коллектива. Последняя представляет собой, прежде всего, объединение людей одной национальности, характеризующееся единым языком, общими национально-психологическими особенностями, культурным единообразием и этногрупповым самосознанием, наличием внутри-групповых норм и принципов.

В многонациональном коллективе таких микрогрупп может быть несколько. Их члены реагируют на однотипные воспитательные воздействия по-разному, определяя в большей степени функционирование различных общеколлективных социальных и морально-психологических ценностей, например, общественного мнения, групповых настроений, традиций и т. д. Для формирования результативной деятельности всего коллектива необходимо единство отдельных, возникающих в каждой этнической микрогруппе социально-психологических процессов, постольку, главной задачей воспитательной работы в многонациональном коллективе должно быть целенаправленное вовлечение членов всех микрогрупп в общее русло коллективно полезной активности.

Сама воспитательная работа при этом значительно усложняется, требует большей напряженности усилий, объемных знаний, профессиональной подготовленности, высокого педагогического мастерства. Приоритетное значение приобретает знание руководителем, социальным работником и социальным педагогом существа национально-психологических процессов, происходящих в коллективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необходимы также и практические навыки использования этих процессов в интересах сплочения коллектива, что облегчает воспитательную работу в целом.

 

Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя, социального работника и социального педагога. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока поначалу ценится не столько само содержание их воспитательных усилий, сколько умение подойти уважительно к представителю той или иной нации, способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных стадиях воздействия. У представителей государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдается тому человеку, которому сразу удается доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.

Национально-психологические особенности, с другой стороны, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, управляющим коллективом, сформированным, например, из удмуртов, чукчей, бурятов или якутов требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым конкретным представителем конкретной этнической микрогруппы, так и с ней самой в целом. Почти так же будет обстоять дело и в коллективе, в который входят выходцы из Средней Азии. С гражданами славянских и прибалтийских национальностей изначально требуется очень напористая, всегда чрезвычайно убедительная активность руководителя (социального работника и социального педагога), эффект, от которой должен быть ощутим с первых шагов.

Все эти нюансы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у конкретных народов. Многое здесь зависит и от специфики культурного развития этнической общности. Воспитание — это воздействие на личность человека определенной национальности, видоизменение ее в интересах более гибкого и всестороннего общения и взаимодействия с представителями других наций и народностей. По этой причине, руководитель, социальный работник и социальный педагог в своей деятельности обязаны предусматривать возможные проявления национального своеобразия индивидуальности тех, на кого она направлена].

Эта закономерности в воспитательной работе — следствие специфики национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности.

Национально-психологические особенности оказывают существенное воздействие и на конструкцию собственно воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям со стороны руководителя, социального работника и социального педагога. Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой национальности, а постепенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к приемлемым для них формам и способам взаимного общения. У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или непривычные для них приемы и средства воспитательного воздействия, как правило, сразу же встречают неприятие или даже противодействие.

Можно выделить три этапа процесса адаптации национальной психологии представителей той или иной национальности к педагогическим мероприятиям. На начальном этапе национально-психологические особенности или способствуют или препятствуют воспитательному воздействию руководителя, социального работника или социального педагога. Если они вступают в противоречие с целями последних, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий. В этом случае требуются усилия по нахождению более эффективных путей для привлечения внимания объекта воспитания. Теперь уже потребуется довольно длительное время, которое необходимо затратить на тщательное изучение ситуации в коллективе, уточнение специфики проявления национально-психологических особенностей, специфики их влияния на взаимодействие и общение с представителями конкретных этнических микрогрупп.

На втором этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий. Несмотря на трудности начального периода, руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, как правило, удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На этой стадии воспитательной работы наблюдается и консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для совместного взаимодействия людей в рамках коллектива.

На последнем этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех этнических микрогрупп во взаимодействии друг с другом. Теперь национально-психологические особенности людей уже стимулируют активность руководителя, социального работника и социального педагога, обусловливают большую интенсивность проявления дружеских отношений. В таких условиях мероприятия по интернациональному воспитанию становятся гораздо более результативными, прямо способствуют сплочению членов многонационального коллектива. А если и возникают какие-то трудности совместного взаимодействия людей, то они быстро нейтрализуются самими представителями этнических общностей .

Руководитель многонационального коллектива, социальный работник должны делать все от них зависящее, чтобы их воспитательная работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна на всех своих этапах.

Основным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение специфики представителей различных этнических общностей. Руководитель, социальный работник и социальный педагог предварительно знакомятся с нравами, обычаями, традициями народов, которые их интересуют. Хорошо, если они имеют знания по этим вопросам или опыт общения с представителями конкретных национальностей. Тогда ко времени прихода в многонациональный коллектив у них складываются определенные представления о возможных формах поведения будущих подчиненных, их вероятных реакциях на те или иные воспитательные мероприятия, а также о способах стимулирования их совместной активности. Непосредственно в общении с ними руководитель, социальный работник и социальный педагог систематизируют свои наблюдения на основе ранее накопленных знаний.

Важно, чтобы на этом этапе рядом оказался кто-то более опытный, хорошо понимающий возникающие трудности, готовый совместно проанализировать действия воспитателя, поддержать личными соображениями по поводу складывающихся ситуаций в межнациональных отношениях. Необходимо сориентировать его на дальнейшую работу по изучению национально-психологических особенностей не только на практике, но и посоветовать, что можно прочитать о них в публикациях в периодической печати, специальных источниках. Другими словами, должен всегда существовать человек, который внимательно следит за профессиональным становлением руководителя, социального работника и социального педагога, активно им помогает в деятельности по сплочению многонационального коллектива.

Кроме того, необходимо помнить, что изучение руководителем психологии представителей различных национальностей должно быть процессом непрерывным, постоянно совершенствующимся и углубляющимся. Это чрезвычайно кропотливая работа. Она обеспечивает успех в последующем, когда настанет время осуществления собственно педагогического воздействия на представителей конкретных этнических общностей. Незнание национально-психологических особенностей членов коллектива ведет к появлению межнациональных трений, и тогда начинает действовать феномен, который у специалистов принято называть взаимной отчужденностью. Последствия ее опасны — это обострение морально-психологического климата в многонациональном коллективе, отсутствие взаимопонимания между его членами в ходе совместной деятельности.

Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Руководитель коллектива, социальный работник и социальный педагог обязаны всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности. Воспитательная работа в целом не должна сводиться к разовым усилиям. Ее необходимо проводить целеустремленно, планомерно и разнообразно, в зависимости от конкретных условий.

Во-вторых, важнейшим элементом воспитательной деятельности является осмысление руководителем коллектива, социальным работником и социальным педагогом характера взаимоотношений, нравственно-психологической атмосферы в многонациональном коллективе. Этот процесс должен опираться на рекомендации ученых. Могут быть использованы специальные методики, способные показать общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие определить направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, важное значение имеет деятельность руководителя, социального работника и социального педагога по сплочению многонационального коллектива. Основное требование к ним в современных условиях — повернуться лицом к каждому конкретному человеку, представителю той или иной этнической общности. Они должны путем учета и изменения собственных действий, изучения характера взаимоотношений в различных микрогруппах и коллективе в целом иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого своего подчиненного по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в ходе совместной деятельности. Руководитель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей. Необходимо при этом широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования трудовой активности в коллективе.

Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. Эффективности его осуществления и на этой основе сплочению людей разной национальной принадлежности должна способствовать вся система активных действий руководителя, социального работника, весь уклад трудовой жизни.

Руководитель, социальный работник и социальный педагог обязаны постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы между представителями разных национальностей. В многонациональном коллективе необходимо организовывать решительную борьбу с пережитками в сознании и поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности.

В-четвертых, обязательным направлением деятельности руководителя, социального работника и социального педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Конфликты на национальной почве всегда являются следствием неправильного отношения представителей одной национальности к другой. Необходимо тщательно разобраться в их причинах, имея в виду следующее.

Первоначально недоразумения, которые при определенных условиях могут вылиться в конфликтные ситуации на национальной почве, возникают в сфере бытовых и нравственных норм поведения. Часто их причиной является отсутствие опыта взаимоотношений между представителями конкретных этнических общностей, негативное эмоциональное восприятие такого рода контактов. Руководителю, социальному работнику и социальному педагогу следует работать не столько со всем коллективам, сколько с каждым его представителем в отдельности. Нужно учить людей видеть у окружающих, а прежде всего лучшие черты, проявления отрицательных нейтрализовывать воспитательными воздействиями. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку. Если они имеют место и вовремя не обнаружены, это приводит к обострению всех отношений между людьми.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.