Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АИ.Герцен и теория «общинного социализма»

Общественно-политические движения в правление Николая I

Поражение декабристов и усиление репрессивной политики правительства не привело к спаду общественного движения. Наоборот, оно еще более усилилось.

Москва, СПб, ВУЗы, литературные журналы – все свидетельствовало о разрастании общественных движений.

 

В 1830-1850-х гг в России сформировались три основные направления общественной мысли:

1) Консервативное (отстаивающее неизменность существующего политического строя, быта, и тд)

2) Либерально-оппозиционное (сторонники демократических преобразований,в правление Николая Iпод запретом, потому и оппозиционные)

3) Радикально-демократические (сторонники проведения демократических преобразований, направленных на коренное переустройство государства. Методы: крайние, насильственные)

 

Главные вопросы, которые они обсуждали:

Каково настоящее России?

Каким должно быть будущее у России?

По какому пути должна развиваться Россия?

 

Консерваторы

В 1833 г. министром народного просвещения С.С.Уваровым сформулирована ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ. Основными постулатами (идеями) были:

- Православие: русскому народу присуща глубокая религиозность, и приверженность ортодоксальному христианству. Монарх – помазанник Божий, а труд не должен содержать личный, а общественный интерес.

- Самодержавие: единственно возможная форма правления

- Народность: исторически сложившийся союз между народом «детьми» и монархом «отцом» (без разделения на сословия)

Крупнейшие теоретики консерватизма:

профессора- историки МП.Погодин и НГ.Устрялов, СП.Шевырев

журналисты – ФВ.Булгарин, НИ.Греч

литераторы – НВ.Кукольник, МП.Загоскин

 

В своих произведениях доказывали исключительность исторического пути России, и считали его единственно правильным.

 

Либералы

Теория официальной народности вызывала резкую критику общества. Наибольшую известность получило выступление ПЯ.Чаадаева, написавшего «Философические письма» 1836г: резкая критика всех идеи Теории, а спасение видел только в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в некую единую общность.

Чаадаев был признан сумасшедшим, журнал «Телескоп» (в кот.были напечатаны Письма закрыт), редактор Надеждин выслан из Мск а запретом на издательскую деятельность.

Но Письма Чаадаева оказали огромное влияние на дальнейшее развитие обществ.мысли.

 

В 1830-40-е гг. среди либералов складываются два течения: западники и славянофилы:

Линии сравнения Западники Славянофилы
соц.база (основа) образованная интеллигенция: историки, юристы, писатели, публицисты образованная интеллигенция: историки, юристы, писатели, публицисты
Идеологи ТН.Грановский, КД.Кавелин, СМ.Соловьев, ВП.Боткин, ПВ.Анненков, ВФ.Корш и др братья КС и ИС. Аксаковы, ИВ и ПВ Киреевские, АС.Хомяков, ЮФ.Самарин и др
Общие идеи
Основная цель Процветающая и могучая Россия в кругу европейских держав
Методы достижения цели Умеренные реформы, проведенные правительством, революционные потрясения не нужны России
Главные социально-экономические требования Установление конституционной монархии отмена крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли свобода слова и совести, введение гражданских свобод свобода предпринимательства, гласность суда и др
Различия во взглядах
Форма государства установление конституционной монархии введение парламента по образцу Англии и Франции сохранение монархом всей полноты власти при условии созыва сословно-представительского органа власти по типу Земского собора
По вопросу исторического пути России России необходима европеизация на основе восприятия опыта и лучших соц-полит.достижений западной цивилизации. У России и Зап.Европы единый ист.путь У России и Зап.европы нет ничего общего. Россия может заимствовать только отдельные достижения западно-европейской цивилизации, сохраняя свою нац-истор.самобытность
отношение к религии свободное только православие с его соборностью, исключая западный индивидуализм
отношение в Петру I возвеличивание Петра, «спасшего» Россию отрицательное, Петр «сбил» Россию с пути истинного

 

Радикалы

Во второй половине 1820- начале 30-х гг характерной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 человек.

Центром формирования стал Московский университет, их которого вышли кружки братьев Критских, Сунгурова, и др.

Кружки существовали недолго, тк правительство быстро их раскрывало и жестоко наказывало: участников кружка братьев Критских – в Шлиссельбургскую крепость, выселение из Мск, Сунгуровский кружок – на каторжные работы, отправка в солдаты…

1830-е гг вокруг АИ.Герцена, ВГ.Белинского, НВ.Станкевича, НП.Огарева складываются группы, изучающие новейшую западную философию, политические произведения. Но разгром привел к спаду.

1840-е гг. снова подъем в радикальном направлении:

литературный критик ВГ.Белинский «Письмо к Гоголю»: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, гуманность, просвещение должны стать достоянием русского человека»

Идеалы Белинского:

- «общество, в котором будут братья, будут люди…». не идеализировал Европу, видел ее недостатки.

- строгое исполнение законов всеми

- прекращение полицейского произвола

- отмена телесных наказаний

- освобождение крестьян с землей и без выкупа

 

Кружок МВ.Буташевич-Петрушевского (в кружок петрашевцев входили ФМ.Достоевский, МЕ.Салтыков-Щедрин, АН.Майков, идр..офицеры, учителя, писатели, публицисты)

Идеал: социалистические теории Ш.Фурье, Оуэна, Сен-Симона о идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан, коллективной собственности, равном распределении продуктов труда, обязательном труде

1848г – «Проект об освобождении крестьян» без выкупа, с их наделом

- ликвидация самодержавия

- республика с однопалатным парламентом

- демократические права, равенство

- признание возможности подготовки революции (вооруженного восстания)

Итог: 120 чел арестовали, 21 приговорили к расстрелу, но потом помиловали (эта сцена есть у Достоевского в романе «Идиот»)

 

АИ.Герцен и теория «общинного социализма»

Со студенчества под надзором полиции, в 1847 – уезжает в Лондон, основал типографию «Вольную русскую типографию», выпустил сборники «Полярная звезда»

с НП.Огаревым издает журнал «Колокол», и разделял идеи западников.

Однако, близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в революциях 1848-49 гг убеждают его в том, что у России свой путь развития, и ист.опыт Европы ей не подходит.

Создает теорию «общинного социализма»:

- нет частной собственности и эксплуатации (социализм)

- переход к социализму возможен как путем народной революции, так и мирным путем

- введение крестьянского самоуправления

- ликвидация помещичьего землевладения

- наделение крестьян землей

 

ИТОГ: три данных направления продолжают свое развитие и во второй половине 19 века с незначительными изменениями.

 

 

Портреты

Консерваторы

Идеолог С.С.Уваров историк Погодин историк Устрялов
публицист Булгарин публицист Греч литераторы Кукольник, Загоскин

 

Либералы

Западники

Грановский Соловьев Кавелин
Боткин Анненков Корш

 

Славянофилы

К.С. Аксаков И.С. Аксаков Хомяков
ИВ. Киреевский ПВ. Киреевский Самарин

Радикалы

Герцен Белинский Станкевич
ФМ.Достоевский Буташевич-Петрашевский Огарев

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...