АИ.Герцен и теория «общинного социализма»
Общественно-политические движения в правление Николая I Поражение декабристов и усиление репрессивной политики правительства не привело к спаду общественного движения. Наоборот, оно еще более усилилось. Москва, СПб, ВУЗы, литературные журналы – все свидетельствовало о разрастании общественных движений.
В 1830-1850-х гг в России сформировались три основные направления общественной мысли: 1) Консервативное (отстаивающее неизменность существующего политического строя, быта, и тд) 2) Либерально-оппозиционное (сторонники демократических преобразований,в правление Николая Iпод запретом, потому и оппозиционные) 3) Радикально-демократические (сторонники проведения демократических преобразований, направленных на коренное переустройство государства. Методы: крайние, насильственные)
Главные вопросы, которые они обсуждали: Каково настоящее России? Каким должно быть будущее у России? По какому пути должна развиваться Россия?
Консерваторы В 1833 г. министром народного просвещения С.С.Уваровым сформулирована ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ. Основными постулатами (идеями) были: - Православие: русскому народу присуща глубокая религиозность, и приверженность ортодоксальному христианству. Монарх – помазанник Божий, а труд не должен содержать личный, а общественный интерес. - Самодержавие: единственно возможная форма правления - Народность: исторически сложившийся союз между народом «детьми» и монархом «отцом» (без разделения на сословия) Крупнейшие теоретики консерватизма: профессора- историки МП.Погодин и НГ.Устрялов, СП.Шевырев журналисты – ФВ.Булгарин, НИ.Греч литераторы – НВ.Кукольник, МП.Загоскин
В своих произведениях доказывали исключительность исторического пути России, и считали его единственно правильным.
Либералы Теория официальной народности вызывала резкую критику общества. Наибольшую известность получило выступление ПЯ.Чаадаева, написавшего «Философические письма» 1836г: резкая критика всех идеи Теории, а спасение видел только в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в некую единую общность. Чаадаев был признан сумасшедшим, журнал «Телескоп» (в кот.были напечатаны Письма закрыт), редактор Надеждин выслан из Мск а запретом на издательскую деятельность. Но Письма Чаадаева оказали огромное влияние на дальнейшее развитие обществ.мысли.
В 1830-40-е гг. среди либералов складываются два течения: западники и славянофилы:
Радикалы Во второй половине 1820- начале 30-х гг характерной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 человек. Центром формирования стал Московский университет, их которого вышли кружки братьев Критских, Сунгурова, и др. Кружки существовали недолго, тк правительство быстро их раскрывало и жестоко наказывало: участников кружка братьев Критских – в Шлиссельбургскую крепость, выселение из Мск, Сунгуровский кружок – на каторжные работы, отправка в солдаты… 1830-е гг вокруг АИ.Герцена, ВГ.Белинского, НВ.Станкевича, НП.Огарева складываются группы, изучающие новейшую западную философию, политические произведения. Но разгром привел к спаду. 1840-е гг. снова подъем в радикальном направлении: литературный критик ВГ.Белинский «Письмо к Гоголю»: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, гуманность, просвещение должны стать достоянием русского человека» Идеалы Белинского: - «общество, в котором будут братья, будут люди…». не идеализировал Европу, видел ее недостатки. - строгое исполнение законов всеми - прекращение полицейского произвола - отмена телесных наказаний - освобождение крестьян с землей и без выкупа
Кружок МВ.Буташевич-Петрушевского (в кружок петрашевцев входили ФМ.Достоевский, МЕ.Салтыков-Щедрин, АН.Майков, идр..офицеры, учителя, писатели, публицисты) Идеал: социалистические теории Ш.Фурье, Оуэна, Сен-Симона о идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан, коллективной собственности, равном распределении продуктов труда, обязательном труде
1848г – «Проект об освобождении крестьян» без выкупа, с их наделом - ликвидация самодержавия - республика с однопалатным парламентом - демократические права, равенство - признание возможности подготовки революции (вооруженного восстания) Итог: 120 чел арестовали, 21 приговорили к расстрелу, но потом помиловали (эта сцена есть у Достоевского в романе «Идиот»)
АИ.Герцен и теория «общинного социализма» Со студенчества под надзором полиции, в 1847 – уезжает в Лондон, основал типографию «Вольную русскую типографию», выпустил сборники «Полярная звезда» с НП.Огаревым издает журнал «Колокол», и разделял идеи западников. Однако, близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в революциях 1848-49 гг убеждают его в том, что у России свой путь развития, и ист.опыт Европы ей не подходит. Создает теорию «общинного социализма»: - нет частной собственности и эксплуатации (социализм) - переход к социализму возможен как путем народной революции, так и мирным путем - введение крестьянского самоуправления - ликвидация помещичьего землевладения - наделение крестьян землей
ИТОГ: три данных направления продолжают свое развитие и во второй половине 19 века с незначительными изменениями.
Портреты Консерваторы
Либералы Западники
Славянофилы
Радикалы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|