Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бил 11-1 Закономерности и принципы воспитания, их сущность, взаимосвязь и использование в образовательном процессе.




Воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника обеспечивающий организацию и стимулирование передачи норм поведения, общения, ценностных отношений.

Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность и т.п..Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений. В.Д.Шадриков определяет воспитание как важнейшую задачу образования2.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения,в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательныхзадач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию,

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения,в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

11-2 Двигательные ошибки и классификация причины появления меры предупреждения и правила их исправления. Причины возникновения двигательных ошибок в процессе обучения двигательным действиям. Классификация двиг. Ошибок. Пути их предупреждения и устранения.

В процессе обучения двиг. Действиям возникают недочеты в технике выполнения физ.упр и отклонение от ее характеристик, такие отчеты и отклонения называются двигательными ошибками.

Причины возникновения двиг. Ошибок можно разделить на группы:

1) Причины возникновения ошибок физиологического характера (утомление, стресс, психоэмоциональное состояние, излишнее перенапряжение мышц – вследствии генерализации мышц).

2) Причины психологического характера(страх, неуверенность в собственных силах, стыд)

3) Причины биомеханического характера. Заключаются в нарушении структуры двиг.действия, как правило в пред. Фазе физ.упр, что приводит к возникновению недочетов в последующей фазе. (например отсутствие стопорящего шага, при выполнении н.у в волейболе)

4) Неприемлемые внешние условия обучения(мокрый снег может помешать бесшажному ходу в лыжном спорте, недостаточно качественный инвентарь и оборудование.

5) Причины педагогического характера: нарушение принципов обучения (дидактики, сознательности, активности, прочности) неправильный показ представления не учитывается отрицательный двиг. Навыков. Повышение меры доступности, что ведет к утомлению и нарушению координации, снижению качества и выполнение ф.у

Классификация двигательных ошибок:

По значению:

Грубая – не выполнение части основы техники

Значительная – не выполнение деталей техники(пример – не плотная группировка при кувырке)

Незначительная – не точное выполнение деталей техники (пример – не оттянуты носки в гимнастике)

По характеру: стабильные – ошибки закрепленные в навык

Нестабильные – ошибки возникающие от временно сбивающих факторов.

По распространению: типичные – широко распространенные

Нетипичные – ошибки эпизодические

Пути предупреждения и устранения д.ошибок

Предупреждение:

Необходимо сообщить о возможных ошибках в процессе создания предс-ия и технике изучаемого двиг.действия; использовать подводящие и имитационные упражнения; использовать словесный самоотчет о выполнении упр; оценивание результатов выполняемого упр; оказание физ помощи.

Методика исправления двиг. Ошибок

Когда ошибка выявлена, необходимо указать ее ученику и добиться понимания занимвыпупр; использовать подводящие упр направленные на создание правильного способа вы упр; выполнение упр перед зеркалом; использование приемов усложнения внешней среды, выпол передач мяча от груди двумя руками с набивным мячом, кувырок назад-вверх по наклонной плоскости(используя гимнастический мост и мат)

Метод контрастных усилий:

Чередование в упрощенных и усложненных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...