Силовые способности, формы их проявления. Методика развития силовых способностей, в том числе на занятиях со школьниками разных возрастных групп.
Бил 13-1 Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношение личности и коллектива. Принцип параллельного действия. Коллектив – это основной фактор формирования социальной основы личности и разностороннего развития индивидуальности. Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается: 1) любая организационная группа; 2) высокий уровень развития группы.
Основные признаки коллектива: 1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства; 2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности; 3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели вкладываются особые отношения; 4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
Обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. “Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода.
А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Положение личности в системе коллективных отношений во многом зависит от ее индивидуального социального опыта, определяющего характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Выделяют три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (она может либо подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, либо уступать ему как внешней превосходящей силе, либо пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3) личность подчиняет себе коллектив. Взаимоотношения личности с коллективом сверстников на разных возрастных этапах различны. На первом году обучения они во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей. Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных отношений обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения. Организация под руководством педагога внеучебных интересных коллективных дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, т. е. создать определенную социально-культурную среду для позитивного развития личности.
В средней школе номинальное образование «класс» становится реальным. У детей формируется чувство «мы – общность», «мы – коллектив», которое выражается в стремлении заявить о себе не только в классе, но и в рамках общешкольной жизни. Формирующаяся в этом возрасте деятельность приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели, выработки плана, общего предвосхищения результатов. Взаимоотношения подростков становятся более избирательными появляются устойчивые дружеские объединения. Целью взаимодействия становится желание быть и действовать вместе, вносить личный вклад в достижение общего результата. Учитывая особенности подростка (стремление к социальной общности, единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью), педагог преимущественно занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество. Чем больше задействованы в совместной деятельность лично значимые мотивы детей, тем интереснее для них она становится. Организуя микроколлективы по интересам, учитель привлекает учащихся к занятиям в кружках, секциях, общешкольных мероприятиях. Особенностью взаимоотношений учащихся старших классов является стремление к «трансляции» значимых индивидуальных качеств сверстникам и готовность группы интегрировать индивидуальные проявления одноклассников для успешной реализации групповой деятельности. Старшим подросткам свойственны ярко выраженная ориентация на будущую жизнь, профессию, расширенная сфера социальных контактов, достаточно высокий уровень развития самосознания. Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации, инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.
Таким образом, на протяжении школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов. Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С. Макаренко о педагогике “параллельного действия”. Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по- настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально-здоровая ячейка нашего общества.
Силовые способности, формы их проявления. Методика развития силовых способностей, в том числе на занятиях со школьниками разных возрастных групп. Силовые способности – вид физических способностей человека в основе которых лежат психофизиологические особенности организма, позволение преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать внешним силам. Силовые способности – способность преодолевать внешнее сопротивление. В настоящее время выделяют следующие формы проявления силы (силовые способности): 1). Собственно-силовые способности А) Динамическая сила – способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействие внешним силам за счет сокращения мышц(длина) Б) Статическая сила – при выполнении статических, т.е. при отсутствии движений(жим лежа) длина мышц не уменьшается, а напряжение увеличивается. 2). Скоростно- силовые способности(взрывная быстрая сила). Способность выполнять движения с максимальным движением сил в пиковый промежуток времени.
3). Силовая выносливость – способность преодолевать утомление, вызванное напряжением мышц. Можно выделить динамическую и статическую выносливость. Факторы проявления силовых способностей: - Физиология поперечных мышц - Величина нервно-мышечных единиц вовлеченных в работу - Биомеханические характеристики движений - Тип внешней нервной деятельности (определяет скорость передачи нервного импульса из коры больших полушарий к работающим мышцам – тонус нервной системы) - мотивация - волевые качества Средства развития силы: 1.Упражнения с внешним отягощением А) упражнения со строгим дозированным отягощением - упражнения с непредельным отягощением - упражнения с околопредельным отягощением 2. упражнения комбинированного характера 3. упражнения с самоотягощением (использование веса собственного тела)
Методы развития силовых способностей: 1). Метод повторный – он характеризуется использованием отягощений 40-60% от максимального веса, кол-во повторений от 8до 12 раз, интервал отдыха полное или неполное восстановление. 2). Метод максимальных усилий – он характеризуется околопредельным отягощением от 80 до 95% от max, количество повторений 2-3, интервал отдыха – до полного восстановления(отдых 2 мин) 3). Метод динамических усилий используется эффект падающего груза. Развитие силы у школьников: Упражнения я самоотягощением: - лазание по канату - разгибание и сгибание в висе (на высокой перекладине) - сгибание и разгибание в упоре лежа - приседание с набивным мячом за головой - развитие мышц живота (поднимание туловища) - поднимание ног (на высокой перекладине) 4). Метод круговой тренировки (силы рук, низ живота-брюшной пресс) 5). Соревновательный метод – стимулирование проявления максимальной силы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|