Бил 22-1 Педагогическая технология: эволюция понятия и современная сущность. Признаки и свойства педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
Под педагогической технологией первоначально понималась попытка технизации учебного процесса. Сегодня педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Существует несколько определений понятия «педагогическая технология». Вот некоторые из них. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин). Процесс эволюции понятия «педагогическая технология». Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям (techne- искусство, ремесло, logos- понятие, учение) есть совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется (человек, владеющий той или иной технологией, может, например, сказать: «Я хорошо владею этой технологией», «Я ещё не совсем освоил эту технологию», «Мне больше нравится работать по этой, а не по той технологии»). Впервые в 20-е гг. термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.Г. Шавлов, В.М.Бехтерев, Д А. Ухтомский, С.Т. Шацкий). В полосе признания педагогической технологии следует отметить три этапа. Первый - признание педагогической технологии объектом изучения. Второй этап - признание педагогической технологии профессиональной категорией. Непосредственной причиной смены приоритетов является обоснование в 1954 году идеи программированного обучения.
Третий этап - признание педагогической технологии отраслью теоретического знания в педагогике. Существенными признаками данного этапа являются применение системного подхода в исследованиях проблем педагогической технологии в 60-70-е годы, а также сближение точек зрения специалистов по аудиовизуальному образованию и программированному обучению, происходившее в так называемый период консолидации, когда получили известность различные концепции и парадигмы педагогических технологий. В настоящее время продолжается четвертый этап - признание педагогических технологий междисциплинарным конгломератом, функционирующим на базе всех известных отраслей педагогического знания, а также использующем в своем научном аппарате достижения других наук (кибернетика, логика, социология, информатика, оптика, акустика, профессиональный менеджмент и др.). Признаками существования педагогической технологии являются: - цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); - наличие диагностических средств; - закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; - система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; - средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы. Любая педагогическая технология обусловлена характером решаемых с её помощью задач (В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.). Иначе говоря, педагогические задачи, пути и результаты их решения являются основой педагогических технологий. Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое. Она возникает тогда, когда возможно не одно ее решение, а требуется нахождение предпочтительного способа решения желаемого результата.
Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента: 1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи); 2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, когда задача будет решена). Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и обучающихся. Бил 22 В-2. Технология планирования учебно-воспитательной работы на уроке ФК. Форма конспекта урока и требования к его разработке. Содержание подготовки педагога к уроку. Для обеспечения достаточной готовности к предстоящей учебно-воспитательной работе необходимо: а) определить ее содержание, соответствующие организационные мероприятия, а также структуру занятия; б) составить конспект; в) привести себя в состояние готовности к работе (имеется в виду двигательная, речевая и другая предварительная подготовка); г) подготовить к предстоящим действиям своих помощников; д) подготовить места для занятия; е) проверить состояние оборудования, учебного инвентаря и др. При разработке содержания урока по физической культуре необходимо: • Определить средства и методы решения каждой из задач урока. • Уточнить необходимый инвентарь и оборудование для урока. • Разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач. • Определить критерии оценки деятельности занимающихся на уроке. План-конспект урока – является документом планирования по физическому воспитанию на каждое занятие. Это самый детализированный документ планирования конкретного занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. В нём формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока и частные задачи, которые должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей. Задачи бывают: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Образовательные задачи: обучение двигательным действиям, формирование различных жизненно важных умений и навыков, приобретение базовых знаний по физической культуре. Оздоровительные задачи: развитие физических качеств и способностей, укрепление здоровья. Воспитательные задачи: общепедагогические задачи – воспитание нравственных и волевых качеств (воспитание смелости, решительности, трудолюбия, коллективизма и т. п.). В графе плана-конспекта «Частные задачи» записываются небольшие по своему содержанию дополнительные задачи, решаемые параллельно с прохождением основного материала урока. Решение тех или иных задач предусматривается во всех трёх частях урока. Примеры частных задач: Подготовительная часть урока: 1)сообщить задачи урока, 2)разучить отдельные строевые приёмы, 3)содействовать формированию правильной осанки и т. п. Основная часть урока: 1)создать у обучаемых представление об изучаемом двигательном действии, 2)разучить отдельные элементы двигательного действия, 3)добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках, 4)ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т. п. В графе «Содержание урока» - последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для выполнения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счётов, обязательно надо записывать исходное положение (И. п.) и действия на каждый счёт. В графе «Дозировка нагрузки» - указывается количество повторений упражнений или затраты времени на выполнение упражнений (мин., сек.), если необходимо, то указывается величина преодолеваемого расстояния.
В графе «Организационно-методические указания» - записываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку» и т. д. После урока преподаватель записывает замечания по уроку (всё ли пройдено, как усвоен материал, удачны ли применяемые методы и т. д.). Эти записи используются при подготовке к очередному уроку. Кроме того, они позволяют накапливать фактический материал, обобщение и анализ которого помогают совершенствовать работу педагога по физическому воспитанию. Содержание подготовки педагога к уроку. Подготовка самого учителя включает: изучение специальной методической литературы (пособий, монографий, журнальных статей) по теме урока с целью использования достижений педагогической науки и практики; написание конспекта урока; личную двигательную подготовку (пробное выполнение необходимых физических упражнений, приемов страховки и помощи); речевую подготовку (самопроверка в интонациях и расставлении смысловых акцентов в произношении команд, подсчете, описании правил игры, изложении рассказа или беседы и т. д.). Немаловажное значение в подготовке педагога к занятиям имеет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятий и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Необходимо отработать манеру держаться перед занимающимися, пользоваться жестом и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|