Бил 28-1 Педагогическое проектирование. Сущность, цель, объекты. Уровни и формы проектных продуктов. Этапы проектирования образовательного процесса.
Педагогическое проектирование это - предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова). Цель - разработать, создать, сконструировать и довести замысел до полезного педагогического результата в практике конкретных педагогических системах. Задачи проектирования: Ø развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных системах. Ø обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления. Ø прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем. Ø создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижение. Ø педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов. Объектом педагогического проектирования является: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации Педагогические системы Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы. Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические системы как объекты проектирования - это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди - педагоги и учащиеся; материально-технические предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности - все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания. К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой. К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом. Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом. Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов. Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки: они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды; ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник); любая из них строится и действует как система открытая, т.е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. Педагогический процесс и педагогические ситуации Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же.
Этапы педагогического проектирования Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Формы и принципы педагогического проектирования Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Бил 28-2 Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока. Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока. Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя. Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.
По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса: - «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений); - «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений); - «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений); - «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).
Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока. Время, педагогически оправданное *100% Общая плотность = время урока
Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока. Время выполнения физических упражнений *100 Моторная плотность = время урока
№ П/п Характер Выполняемой Работы Время урока, С Показ, Рассказ, Объяснение, с Выполнение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|