Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокий, средний, низкий уровень информационной культуры личности

Знания и умения предполагающие информационную культуру личности.

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Критерии информационной культуры человека:

Ø умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

Ø эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

Ø перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

Ø вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

Ø адекватно отбирать и оценивать информацию;

Ø способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Информационная культура личности
Знания, умения Установки, оценки, отношения Реальное и потенциальное поведение
1. Интернет-грамотность 2. Навыки обращения с информацией:
  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
  • умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
1. Содержание информационных потребностей и интересов. 2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. 3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. 4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. 5. Отношение к девиантному поведению в Интернет. 1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации. 2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. 3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. 4. Способы распространения новой информации. 5. Степень включенности в Интернет-сообщество. 6. Формы деятельности в Интернет.

 

Высокий, средний, низкий уровень информационной культуры личности

«Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура).

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными. Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей (заинтересованных в ней людей и организаций) и выдается в привычной для них форме.

Нормативно-оценочными критериями по отношению к информационной культуре личности и прошлого, и настоящего, и будущего могут быть уровни «низкая», «средняя», «высокая».

 

 

Уровни информационной культуры личности
Активный пользователь информации, владеющий различными способами продуцирования переработанной и осмысленной информации (высокий уровень): Активный пользователь информации (средний уровень):   Пассивный потребитель информации (низкий уровень)
· Осуществляет поиск, отбор и оценку источников источники информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче и собственным информационным потребностям. · Самостоятельно на основе анализа информации из различных источников делает свои выводы, заключения. · Владеет технологией подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров). · Создает собственный информационный продукт и может представить его в различных формах.   · Осуществляет поиск и отбор источников информации соответственно поставленной учебно-познавательной задаче. · Владеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска источников информации. · Сравнивает источники информации с точки зрения их практического использования. · Сводит информацию из различных источников по заданной теме. · Владеет методами аналитико-синтетической переработки информации из разных источников. · Использует полученную информацию в практических целях.   · Осуществляет поиск и отбор источников информации по одному или двум заданным критериям. · Получает информацию из одного адаптированного (учебного) источника на уровне чтения и запоминания. · Получает информацию, используя неадаптированный источник, на уровне чтения, запоминания и простых форм записи. · Сводит информацию из нескольких источников информации по теме на уровне чтения, пересказа и простых форм записи (без переработки и анализа материала).  

По мнению А.П. Суханова близкий к оптимальному уровень информационной культуры должен предусматривать:

Ø организацию наряду с вещественным и энергетическим обменом наиболее рационально устроенного обмена информацией;

Ø создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации;

Ø приобщение в равной степени всех людей к ценностям духовной культуры;

Ø оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех абонентов, подключенных к системе сбора, хранения, переработки и передачи информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...