Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пребывания в этом мире. И прежде всего это штучное, индивидуальное,

Смысла к смыслу, это раскрытие все новых и новых пластов смысла нашего

пребывания в этом мире. И прежде всего это штучное, индивидуальное,

субъективное. Все предания, тексты рассказывают о том, как это было с

кем-то, эти рассказы возбуждают и, возбуждая, превращают то, о чем

рассказывается, в цель. Можно ли поставить перед собой цель стать

просветленным и при этом достигнуть этой цели? Ну, человек все может,

конечно, но то, чего он достигнет, будет ли это раскрытием смысла его

пребывания в мире? Скорее всего, нет. Как говорили мудрые древние:

“Просветление есть, а просветленных нет”. Просветление – это некоторое

психологическое событие, которое меняет смыслополагающий, а не

целеполагающий момент в жизни человека. И вот размышляя над всем этим и

наблюдая, как все это происходит в наших реалиях, не где-то там в

таинственной Шамбале, не где-то там в экзотических Гималаях или, как

говорил Гурджиев, “в антисанитарных пещерах Гиндукуша”, а в нашей с вами

жизни, я пришел к выводу, что это такая… громадная мистификация, громадная

социальная игра в духовность. И как всякая социальная игра, она приходит

из мира потребления и, собственно говоря, является рекламной компанией по

продаже этих товаров. Ничего плохого в этом нет. Конечно когда бизнес

построен на чистом жульничестве, это неприлично, но когда человек искренне

уверен, что он продает качественный товар, и люди, которые покупают этот

товар, искренне уверены, что получили то, что хотели, – все прекрасно, все

замечательно. Но имеет ли это отношение к тому, о чем мы пытаемся думать и

что мы пытаемся иногда не достичь, а постигнуть?

Я думаю, что нет. Рынок с его набором экзотических товаров не имеет

отношения к духовности как способу жить и пребывать в этом мире, по той

простой причине, что товары эти все есть украшение, служащее просто для

того, чтобы вот эту камеру нашей жизни, в которой мы вынуждены жить,

как-то украсить, повесить обои, фотообои, в которых изображено окно, а за

окном вечность. Повесить какие-то картинки, поставить какие-то вещи,

которые напоминают о чем-то этаком, священном, духовном, субтильном. И

таким образом организовать себе ситуацию прибежища, убежища, в котором

можно хотя бы прикоснуться к вкусу какой-то, пусть псевдо, но все таки

субъективной значимости собственной жизни. Я думаю, это происходит из

того, что эти идеи превратились в определенное плюс подкрепление.

Определенная часть социума все эти идеи превратила в товар, поставила на

очень высокую полку, обозначила очень высокую цену и сказала, что это

высшее, а раз высшее, то к этому надо стремиться. Это мне очень напоминает

более просто организованный идейный рынок. Есть такое высшее под названием

светлое будущее, и к нему надо стремиться.

Мне кажется, что духовность – это просто другой способ жить. Он не лучше,

не хуже, не выше, не ниже. Он другой. И первый, самый простой признак этой

инаковости состоит в том, что мотивация достижения при таком способе жить

не работает, ибо нечего достигать. Возьмите хорошие тексты, и вы увидите:

сансара та же нирвана, великий квадрат не имеет углов. Есть такая

книжечка, которая состоит сплошь из изречений “Океан удовольствия для

мудрого”. Семь вещей, которые следует избегать, семь вещей которые не

следует избегать и т.д. Потом в конце написано: “И не забывай, что все это

проекция твоего сознания”. Вот эта проективность нашего отношения к

духовности, превращение ее в некоторую цель, которую необходимо или

хочется достичь, привела к тому, что как все в мире профанировано, так

профанировалась сама идея духовности, божественности, веры, религии и

превратилась в некий набор вещей, в некий дорогой товар, который якобы

имеет высшую ценность и его надо достигать. И это, конечно же, не может

быть содержанием всей жизни, потому что есть еще так называемая

повседневность, есть так называемые обязанности, долг перед, долг за, и

прочие механизмы, из которых состоит жизнь, и поэтому это такое хобби,

маленький уголок, который мы украсили цветочками, и этот уголок нам

напоминает о том, что все-таки есть что-то за пределами этой жизни

Что же такое “другая” жизнь? Что такое духовность как некое иное по

отношению к жизни? Ну прежде всего, я уже говорил, это переход от

мотивации достижения к мотивации постижения, переход от доминирования

различных практик к доминированию осознавания, переживания, вчувствования

в ту реальность, в которой мы находимся и которая является частью нас. Что

меняется при переходе от мотивации достижения к мотивации постижения?

Прежде всего меняется отношение к любому достижению, исчезает некоторый

спортивный принцип организации жизни: кто быстрее добежит, кто больше

поднимет и дальше кинет. Достижение становится атрибутом жизни, которую

надо жить, и поэтому ЖИЗНЬ превращается в своеобразную игру. Вы как бы

начинаете видеть ее извне. А видя извне, вы, естественно, лучше понимаете

устройство этой игры, механизмы этой игры, правила этой игры. И у вас

появляется гораздо больше шансов, если вы хотите выигрывать и проигрывать.

Это, конечно же, как бы сказать, поверхностной частью социума

воспринимается как асоциальность, или как когда-то при советской власти

придумали замечательный термин “Внутренняя эмиграция”: эмигрировал в

самого себя, бяка нехорошая.

Второе следствие перехода от мотивации достижения к мотивации постижения –

это восприятие происходящих вокруг вас и внутри вас событий не как

следствия ваших усилий, не как награды за труды или отсутствие оных, а

просто, как события. И тогда: от меня ушла любимая, а по улице идет

красивый снег – это два равнозначных события. И то и то поэзия. И то и то

доступно созерцанию, не пофигизму, а созерцанию и постижению. Постижению

мудрости, печали, радости, красоты; предательство, верность – все это

разноцветные события, они не лучше и не хуже одно другого.

Третье следствие перехода от мотивации достижения к мотивации постижения –

другие отношения со временем. Время бега по дорожке и очередного финиша

заменяется временем, в которое вы погружены, потому что постигаете себя,

мир, вселенную, жизнь, бытие. Вы оказываетесь в неизменном настоящем,

настоящее превращается в вечность. Будущее и прошлое перестают быть

актуальными, они входят в настоящее. И ровно настолько, насколько они

входят в настоящее, они для вас актуальны и интересны. И только при смене

мотивации достижения на мотивацию постижения наступает покой, потому что

эта мотивация дает реальное переживание собственной полноценности и

полноценности пребывания в мире. Нет проблемы достижения некоторых

идеалов, нет проблемы несоответствия этим идеалам, нет проблемы переделать

другого человека и переделать мир, – есть деятельность, необходимая для

процесса жизни. Но эта деятельность – это только обеспечение моего

постижения. И человек открывается как сокровенный смысл, и мысль

открывается как сокровенный смысл, слово открывается как смысл, природа,

социум, государство и т.д. т.п. Вы оказываетесь в мире поэзии настоящей,

гармоничной, прекрасной. Вы видите, я даже заговорил поэтическим языком. И

вы избавляетесь наконец-то от маятника, который постоянно вас дергает

между манией величия и комплексом неполноценности. Вы избавляетесь, ничего

для этого не делая специально, от самой страшной болезни: важности, так

называемого самого себя. Потому что никакого самого себя в прежнем смысле

не оказывается. Вот это сам себе важный оказывается просто иллюзией,

порожденной мотивацией достижения. У меня часто спрашивают: “А как же

тогда деятельность?” Нормально, это часть устройства жизни. Можно быть

более деятельным, менее деятельным, в зависимости от того, что вы хотите

сделать с этим произведением вашего, в идеальном случае вашего. Это уже не

проблема, это такой момент творчества. Это все равно что нарисовать

картину, сочинить песню, симфонию. И тогда и если вам захотелось и удалось

увеличить соотношение между мотивацией достижения и мотивацией постижения

в пользу постижения, тогда вы понимаете, что нет никакого просветления,

нет никакой нирваны, нет никаких мокш, аватаров, архатов, что это все

морковки. Морковки, созданные для того, чтобы хотелось идти в эту сторону.

И, дойдя, обнаружить, что это морковка. Рассмеяться и стать свободным. Вот

это и есть просветление. Обнаружение этой морковки и радость по поводу

того, как ловко меня обманули, – и это и есть просветление. После этого

нельзя говорить “я дважды просветленный Советского Союза”, “трижды

просветленный”. Это акт принятия поражения. Вот я шел по пути достижения,

я достиг высшей из высших целей, я вошел в нирвану, я вошел в

просветление, я достиг высших степеней знания, и если я при этом искренний

человек и действительно искренне достигал, то обязательно обнаружу, что

это морковка. И естественно, это жутко смешно. Вот во многих преданиях они

хохотали, когда с ними случалось просветление. Я не знаю, почему они

впрямую нам не сказали, что смеялись над собой, над устройством жизни,

потому что оказывается, что это все банально, я осел, механический,

запрограммированный социальными целями, восстал против пошлости и

обыденности жизни, двинулся в духовность, достиг путем невероятных усилий,

углубленных медитаций, сверх, супер, мупер практик, отрезал все

привязанности, как там Гребенщиков поет: “Пойдет йогин на кладбище

обрезать привязанности”, – обрезал все привязанности, освободился от и

для, достиг, а это морковка! Понимаете, как ослу вешают впереди морковку и

тогда он двигается, потому что ленивое животное, – он тогда движется за

ней. Или самая грандиозная морковка для жадного зайца. “Ну, заяц, погоди!”

называется просветление. Я понимаю, что я “дерзю”, но я говорю о

субъективном своем убеждении. Вот это и есть просветление. Истинное

просветление. Если человек понял, что это морковка и все остальное

морковки, и рассмеялся, он имеет шанс освободиться от мотивации

достижения. Это и есть та свобода, о которой бесконечно идет речь. И тогда

появляется шанс на другую жизнь. Шанс на пребывание в мире смысла. И это

совсем другое занятие, если это можно назвать занятием. Это совсем другое

путешествие. Это и есть то, что в других источниках называется “я пришел

домой”. И путь в том понимании, как путь к чему-то, т.е. опять целевая

мотивация заканчивается. Очень красиво это сделано в традициях, которые

используют канон, т.е. ты должен стать таким-то, таким-то, таким-то

соблюдать то-то и то-то. Понятно, да? И это вовлечение в традицию через

мотивацию достижения, потому что просто иначе не замотивировать. И когда

человек достигает, реализует канон, ему говорят: “Ну вот теперь начнем

учиться”. Как? Я выполнял 168 правил и 14 заповедей, и это только для

того, чтобы начать учиться! Если он рассмеется радостно, если он

обнаружит, что это морковка, у него есть шанс. Если он не обнаружит, что

это морковка, то тогда он сядет у врат, как говорят, и будет торговать

морковкой. Два выхода. Либо съесть ее и избавиться от нее навсегда, либо

ею торговать. Можно резать по частям, можно говорить, что наша морковка

самая сладкая, в ней больше всего каротина, она экологически чистая, она

самая большая, она непосредственно посажена Буддой. Мы живем в иллюзии,

что мы такие свободные существа, что совершенно не помним, что мы сделаны

из людей. А люди – это жизнь, социум, социальное наследование, социальная

суггестия, социальное давление. Та или иная политическая система, социум –

это вечное, это великое среднее человечества/

Спасибо тебе, морковка, что ты довела меня до места, где я смог рассмеяться над всем этим. Но не злобным смехом разоблачителя, не ироническим смехом сатирика, а рассмеяться радостным смехом от того, что вы свободны, больше морковок нет. И вы вольны делать все, что хотите. Вам не надо никуда бежать, вам не надо ничего достигать, вы уже все достигли, морковка съедена. Без этого события шансов что-то узнать, постигнуть из того, что завещали нам наши

замечательные друзья Будда, Иисус, Магомет, Рама Кришна, Вивекананда и

т.д. и т.п, нуль. Так что вперед к просветлению.

 

 

Вопрос: Можно ли сказать, что Вы не верите в духовные ценности, тексты,

практики?

И.Н.К: Конечно, конечно, я свято верю, что все это существует, что это

возвышенные ценности. А иначе бы я не шел. Ведь это мудро устроено. У

Раджниша есть замечательные слова, что просветление не наступает

вследствие работы, но без работы оно не вообще бывает. Такой парадокс.

Ведь понимаете, если мы поймем, осознаем, переживем, нам откроется, что

жизнь, да вот человеческая жизнь, обычная, – подвергается постоянному

социальному прессингу, построенному на стимулировании мотивации

достижения; если мы сможем это сделать, то мы можем попытаться взглянуть

на это растождествленно. И сколько кому понадобиться на это времени,

астрономического, неизвестно. Важно другое. Если Вас стимулирует,

возбуждает как цель нечто, то Вы, если можете, отслеживайте, что это

достижение. Понятно, да? И тогда если без насилия над собой от этого

избавиться невозможно, то давайте прямо, откровенно, как говорится, и

достигайте. И съешьте эту морковку. Лучший способ избавиться от соблазна –

это соблазниться. Соблазнился – и свободен. Приблизительно так. Потому что

попытка решить эту задачу отрицанием простым этих ценностей: “Это все

морковки и поэтому мне это все не надо”, приводит к тому, что вы

попадаетесь на другие морковки, на морковки цинизма, на морковки

псевдорационализма. На морковки простых ценностей, простой жизни. Ведь вся

наша активность – это либо активность достижения, либо активность

постижения. У нас другого способа существовать нет. Я же ведь не говорю о

том, что надо отказаться от достижения вообще, – я говорю о том, что надо

его увидеть. И книжечка у меня последняя называется “Жить надо!”. Надо

этим заниматься; весь вопрос: из какого места?. Либо вы фигура на доске,

либо вы игрок, играющий этими фигурами. Либо вы собака, бегущая за зайцем,

либо вы охотник, либо вы тот, кто видит и собаку, и охотника, и зайца, и

понимает, что это такое. Суть состоит именно в понимании, что активность

основана на моментах постижения или достижения. Хотя некоторые утверждают,

что без достижения нет преображения и постижения и т.д. Что это вещи

взаимосвязанные. Возможно. Скорее всего так. Потому что сначала надо стать

тем, кто дошел до морковки, увидел и понял, что это морковка. Мне 53 года,

и я по-настоящему это увидел, как морковку, в прошлом году. Не потому что я

не знал, что буду говорить, я действительно не знал, что я буду говорить,

но напряжение по поводу того, с какого места. И в конечном итоге я принял

решение только с одного места – с места искренности. Я действительно так

думаю, так воспринимаю. И я решил, что не надо делать какие-то там

морковки для вас, а просто сказать то, что я думаю. Но честно сказать это

было не легко. Пожалуйста, еще вопросы.

Жизнь вся построена на целях, на этом строится вся

мотивация, вся стимуляция через плюс-минус подкрепления,

победитель-побежденный, достиг цели – не достиг цели, соответствует идеалу

– не соответствует идеалу. Вплоть до красивый – не красивый,

привлекательный – не привлекательный. Таково устройство жизни, это не

хорошо и не плохо, это факт. Вы просто спокойно подумайте. Представьте

себе ситуацию мотивации постижения. Там нет еще, еще, и еще, и еще. Там

есть сейчас, а если нет будущего, нет и целей. Цель всегда ловушка в

будущее, и она всегда обесценивает настоящее, поэтому в нашей культуре

настоящее и не является ценностью. Сколько мы ни кричим “здесь и сейчас”,

повторяя идущее с востока выражение, ничего не происходит. Мы все равно

живем завтра. Есть только миг между прошлым и будущим, но этот миг равен

вечности, потому что он называется жизнь. А прошлое и будущее – это

иллюзии. Нет никакого прошлого, никакого будущего, в строгом смысле этого

слова. Ибо все, что есть, есть сегодня. И прошлое, и будущее той частью,

которой они входят в настоящее, реальны. Самое бесполезное занятие на

свете из всех бесполезных занятий – это борьба за прошлое. Так я думаю.

Так я стараюсь жить. Я постигаю свою традицию много лет, и не прекращается процесс удивления и радости открытия все нового и нового смысла. Оказалось, что традиция тоже

не цель, а смыслополагающая, помогающая перейти от целеполагания к

смыслополаганию. Это подобно погружению, самый точный образ – это погружение. Сначала вы на поверхности, потом глубже, глубже, глубже… а дна все нет… Ну что там в

красивых книжках, в том числе и сказках о силе у Кастанеды: Прыгай.

Созрел? Прыгай. Куда? Никуда. Прыгай! Не спрыгивай отсюда туда, а прыгай в

Еще раз повторяю, самое главное – увидеть. Сможете увидеть; если сможете и

захотите, то сможете, увидеть, что это просто два разных способа быть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...