Основные этапы закрепощения
1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.).
1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен.
1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день).
1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования.
1597 г. – указ об «урочных летах» (5-ти летний срок сыска беглых крестьян).
1601-1602 г г. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием.
1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права.
Внешняя политика Российского государства
в XVII веке
Задачи
1. Достижение выхода к Балтийскому и Черному
морям. Политическая и
торговая изоляция страны
не была преодолена.
2. Возвращение территорий,
потерянных в годы Смуты.
3. Обеспечение безопасности южных границ от набегов
крымских ханов.
4. Расширение территории. Освоение Сибири.
| Основные события
1656-1658 гг. Русско-шведская война, Велиесарское перемирие на 3 года.
1661 г. Кардисский мир.
1695, 1696 г. – Азовские походы.
1632-1634, 1654-1667 – войны с Польшей.
8 января 1654 г. Рада в Переяславле высказалась за вхождение Украины в состав в России.
1667 г. Андрусовское перемирие с Речью Посполитой: Россия получила Смоленск, Левобережную Украину с Киевом.
1677-1681 г. русско-турецкая война за Правобережную Украину. Бахчисарайский мир.
1686 г. – «Вечный мир» с Польшей.
1637-1642 гг. Азовское сидение.
1687, 1689 гг. Крымские походы Василия Голицына.
1643-1646 гг. Экспедиция В. Пояркова из Якутска по Сибири. Амуру до Охотского моря.
1648 г. С. Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
1649 -1653 гг. Е. Хабаров осуществил экспедицию в Приамурье.
1695-1697 г. В. Атласов предпринял экспедицию на Камчатку, составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки.
|
Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
Централизация власти в середине XVII в. была вызвана необходимостью решения, как важнейших внешнеполитических задач, так и внутриполитических.
|
| Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
| |
Абсолютизм это форма организации власти, а формы ее реализации могут быть различными.
| | | |
| политический режим с юридически неограниченной деспотической властью.
| | | особая социально-политическая система, складывающаяся в ранний период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил
| |
|
При абсолютизме:
Ø государство достигает наивысшей степени централизации,
Ø создается разветвленный бюрократический аппарат,
Ø формируется постоянная (регулярная) армия и полиция,
Ø создается общегосударственный судебно-следственный аппарат,
Ø действует разветвленная судебная и фискальная системы,
Ø унифицируется законодательство, административное устройство, система мер и весов,
Ø проводится единая государственная экономическая политика,
Ø церковь подчинена верховной власти,
Ø как правило, прекращается деятельность органов сословного представительства.
| |
Время становления
«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».
(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
Национальные особенности абсолютизма
|
Франция
Ø высокая роль государственно бюрократии,
Ø активная протекционистская политика,
Ø активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов,
Ø сглаживание религиозно-гражданского конфликта и отход от конфессионально ориентированной политики,
Ø наличие Генеральных штатов.
|
Англия
Ø отсутствие постоянной армии
Ø отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии,
Ø сохранение значительной роли Парламента (представительный орган власти),
Ø активная конфессиональная политика,
Ø пассивная протекционистская политика.
|
Германия
Ø зависимость от конфессиональных факторов политики,
Ø сохранение региональной автономии.
|
Испания
Ø жесткая централизованная власть,
Ø активная конфессиональная охранительная политика,
Ø высокая политическая активность дворянства,
Ø активная внешняя политика (колониальный протекционизм),
Ø отказ от внутренней протекционистской политики.
|
≈ ≈
Идеи о необходимости установления абсолютной власти царя были четко обоснованы во второй половине XVII в. в трудах Ю. Крижанича и С. Полоцкого .
Основные положения
|
Юрий Крижаничсчитал, что при «самовладстве»:
лучше соблюдается всеобщая справедливость («равный суд монарха для всех);
легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе;
это лучший способ правления для защиты страны от опасностей;
«…самовладство подобно власти божией…»;
только при такой форме правления возможны необходимые стране преобразования.
| Симеон Полоцкий
|
только такая власть («царь-самовластец») может обеспечить решение важнейших задач в области внешней политики;
только такая власть может навести порядок внутри страны («…утолить всякие мятежи и установить вечный мир»), обеспечить «всеобщее благо» и «всеобщую справедливость».
|
С. Полоцкий и Ю. Крижанич понимали, что неограниченная власть монарха сама по себе не гарантирует порядок в государстве, его процветание и всеобщее благоденствие. Огромное значение приобретает:
Ø сама личность государя;
Ø его моральные качества;
Ø его «мудрость».
|
Именно этими авторами во второй половине XVII в. была заложена сама идея «просвещенного монарха», идея «просвещенного абсолютизма». С. Полоцкий считал распространение просвещения важнейшим средством исправления нравов, устранения пороков в обществе, ликвидации национальных бед и внутренних неурядиц.
При Петре I концепция «общего блага» получила дальнейшее развитие и обоснование в трудах Ф. Прокоповича. Она понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Это становилось обязанность каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: