Понятие политической культуры.
Термин "политическая культура" впервые был использован в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г. Алмондом. В его понимании – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. С одной стороны, политическая культура особой частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей определенной автономией. С другой стороны, она связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней. Исходя из сказанного, следует, что внутренним источником политической культуры является поиск личностью гражданских позиций и ориентиров, постепенное отфильтровывание взглядов и суждений, несущих ей смысл и прояснение политики, медленное апробирование и закрепление тех или иных форм его участия в управлении государством. Поэтому в процессе становления политической культуры неизбежны и даже естественны многочисленные противоречия между поступками и убеждениями гражданина, его идеалами и конкретными установками политического поведения, между мыслью и действием. При этом человек вырабатывает не только разнообразные методы политического мышления и поведения, отображающие его принадлежность к социальной группе, но и приобретает свойства, связанные с выполняемыми им в политике ролями. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Доминирующая политическая культура играет охранительную роль. В социально разнородном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и играет дестабилизирующую, разрушительную роль.
Функции политической культуры. Политическая культура выполняет весьма существенные для политической жизни общества функции: 1. Регулирующая функция. Она проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов, политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п. От соответствия принимаемого решения доминирующей политической культуре зависят степень эффективности и методы его реализации. 2. Воспитательная функция. Она проявляется в том, что политическая культура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению его кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура в том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества. 3. Коммуникативная функция. Ее сущность заключается в том, что через политические традиции, господствующие в общественном сознании и практике, стереотипы политического сознания и поведения передаются новым поколениям. Путем воспитания и обучения, а также под влиянием непосредственной практики новые поколения воспринимают сложившиеся эталоны доминирующей политической культуры. Молодежь получает первую информацию о политической жизни, у нее формируются политические представления и оценки, ориентация и установки, вырабатываются навыки участия в политической жизни.
4. Интегративная функция. Она состоит в том, что политическая культура служит опорой существующей политической системы, способствует единению всех слоев населения, создавая тем самым широкую базу системы власти правящего класса, обеспечивая поддержку функционирующей политической системы большинством общества. Типы политической культуры. Как отмечает ряд западных исследователей, человек способен ориентироваться не только на социальные или национальные ценности и традиции, но и на биологические факторы, ставящие довольно жесткие ограничения его политическим пристрастиям как субъекта власти. Поэтому необходимо различать: 1. закрытые, замкнутые, сориентированные только на собственные, локальные образцы и нормы типы политической культуры, не способные к сколько-нибудь продуктивному обмену ценностями с другими системами норм и ориентаций; 2. открытые инокультурному опыту и общению типы политической культуры. Такая градация политической культуры будет показывать, насколько человек оснащен теми или иными идеями и навыками, способствующими выполнению им определенного круга властных функций в тех или иных политических системах. В западной политологии наиболее известной является классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С.Вербой в книге “Гражданская культура” (1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии США и Мексики, они выделили три “чистых” типа политической культуры: 1. Патриархальный – для него характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; 2. Подданический – присутствует сильная ориентация на политические институты, сочетающаяся с низкой активностью граждан; 3. Активистский – для него характерна заинтересованность граждан в политическом участии и проявляющих к нему активность. Авторы данного исследования подчеркивали, что на практике эти три типа политической культуры активно взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Уровни политической культуры. И закрытые и открытые виды политической культуры формируются на основе многоканального усвоения человеком самой разнообразной информации. Причем природа вырабатываемых при этом ценностных ориентаций такова, что они связаны не только с политическими, но и с обще социальными интересами. Например, определяя свое отношение к программным документам той или иной партии, человек неизбежно соотносит заявленные в них цели со своим нравственным выбором, отношением к закону и праву, а также другими мировоззренческими позициями. Все это говорит о том, что политическая культура представляет собой многоуровневое явление и в структуре ее ценностных отношений целесообразно выделять мировоззренческие ориентации, отношения к власти и отношения к специфическим политическим явлениям.
Политическое сознание. Понятие политического сознания. Политическое сознание – одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание, как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства с политикой и рационального к ней отношения. В традиционном марксистском понимании политического сознания трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение прежде всего социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на различных уровнях, в различных ситуациях. Направления изучения политического сознания. Целостное, политологическое изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов-”носителей”, динамики развития политического сознания, и основных его функциональных форм.
С т.з. субъекта политического сознания в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. 1. Массовое П.с – особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое П.с. включает в себя: – статичные компоненты (типа ценностей и “общих ориентаций”); – динамические компоненты (типа массовых настроений). Массовое П.с. определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового П.с. – опросы общественного мнения по политическим вопросам. 2. Групповое П.с. – обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, чем масса, конкретных – больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политбюро правящей партии, разнообразные образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое П.с. трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. Наиболее распространенный метод выявления такого П.с. – анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп. 3. Индивидуальное П.с. – свойство и качество личности, “политического человека”, способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Анализ механизмов, управляющих функционированием П.с. на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: – мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции); – познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого П.с. – личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении П.с. Помимо того ракурса, прежде всего центрирующегося на субъекте П.с., выделяются направления, связанные с исследованием динамических аспектов П.с. Они изучают последовательные этапы и трансформации П.с., процессы перехода от тоталитарного к авторитарному, как в рамках одного общества, так и в сравнительно-политологическом, с помощью анализа типов и видов П.с., существующих в разных обществах. Динамика и характеристики разных этапов развития П.с., обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет построить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах.
Функции политического сознания. В организации и функционировании власти политическое сознание выполняет следующие функции: 1. Когнитивная функция. Она выражается в потребности человека и общества в отражении и уточнении групповых и обще коллективных интересов. 2. Идеологическая функция. Она характеризует потребность в защите интересов группы или общества в целом. 3. Коммуникативная функция. Она обеспечивает взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти. 4. Прогностическая функция. Она выражается в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов. 5. Воспитательная функция. Она задает политической активности людей желательную для общества или группы направленность, соответствующую тем или иным идеалам класса, нации, государства. Степень полноты и характер реализации функций политического сознания зависит от многих причин, но прежде всего от того, осуществляются ли они в стабильных или нестабильных общественных условиях. Например, в нестабильных условиях падает политическое значения всякого рода прогнозов; основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных кругов; при выработке политических целей и требований увеличивается значение нормативных (в противоположность ценностным) ориентиров политического поведения. Политическая идеология. Понятие политической идеологии. Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Короче говоря, политическая идеология – это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий. Функции идеологии. В отличии от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированием, распространением тех или иных идеалов и ценностей сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций. Уровни политической идеологии. Поскольку политическая идеология представляет собой специфическое духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства; программно-политический, где социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, союзов объединений, созданных для трансляции политических требовании приверженцев определенной идеологии; актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может характеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании людей ход истории, определить основные принципы их социального мышления. Основные современные идеологии. 1. Марксизм и социал-демократия. В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно связывались в этой доктрине с пониманием первостепенной значимости народной власти в политической и экономической жизни, с усилением социальной защищенности граждан и поощрением рабочего самоуправления. Для социал-демократии характерна сильная акцентация этических стимулов политического развития, отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и свобод, Основную теоретическую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы, солидарности. 2. Либерализм и неолиберализм. Еще на начальных этапах своего развития, унаследовав идейное богатство Д. Локка, А. Смита, Т. Гоббса, связывавших свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма правовое равенство граждан, договорная природа государства, а в последствии и равноправие соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не должна иметь морального превосходства и практического преобладания над другими. Отдавая должное социальным функциям государства, либералы уделяют демократическим ценностям большое внимание. Важнейшим достоинством политической системы они провозглашают справедливость, а правительства – ориентация на моральные качества гражданина. 3. Консерватизм и неоконсерватизм. В противоположность либерализму, консервативная идеология, также поддерживая основополагающие принципы устройства общества на принципах частного владения, сделала акцент на обеспечении стабильности капиталистических (индустриальных) отношений. Фундаментальная идея консерватизма, сформулированная еще Э.Берком в "Размышлениях о французской революции" (1790), состояла в признании противоестественности сознательного переустройства общества. В русле такого подхода ценности свободы, равенства и прогресса утрачивали свою первопричинность по сравнению с идеями традиционализма, преемственности, иерархичности, аристократизма. Политическими следствиями таких установок явились воззрения, понимавшие свободу как послушание государству, утверждавшие незыблемость институтов власти капиталистического общества, защищавшие естественные привилегии власть предержащих. С течением времени на базе этих идей даже сформировалось особое течение – либертализм, основывающийся на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешания в предпринимательскую деятельность. Умение связать понятные каждому и распространенные в обществе ценности с целями политической эволюции западного общества в немалой степени обусловили авторитет консервативной (неоконсервативной) идеологии в общественном мнении. 4. Христианско-демократическая идеология. Она связывает политическое и социальное развитие с деятельностью свободных и равноправных граждан, руководствующихся в своем поведении нормами религиозной морали. Идейную основу христианско-демократической идеологии составляет синтез "мира любви" и "мира власти", признание уникальности и ценности человеческого существования и необходимости формирования государства как гаранта свободы для всех граждан общества. Ведущим принципом христианско-демократической идеологии является признание зависимости блага каждого человека от процветания общества и государства (и наоборот). При этом отрицается необходимость превращения политического порядка в обществе в религиозный. Государственное правление признается как мощное средство духовной свободы в обществе и отрицание хаоса. В то же время отрицается слепая покорность властям, государство не признается как высшая политическая ценность. Христианская вера задает государству запредельные для политики моральные критерии и оценки его деятельности. Отвечая активности граждан, государство должно обеспечить реализацию их демократических прав, оказывая помощь тем, кто не способен обеспечить себя, Только в таком случае смогут устанавливаться сбалансированные отношения между государством и гражданином. Список литературы Гаджиев К.С. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов, 1993 год, стр 63-91,218-224. Политология в вопросах и ответах. Под ред. Е.А.Ануфрева, М., Наука 1994 г. Политология. Энциклопедический словарь. под ред. Аверьянова. 1993 г. Основы политической науки. Под ред. В.П. Пугачева М.,1993 г. ч.1 стр. 203-217, ч.2 стр. 30-46, 54-69, 76-93 С.С.Андреев. Политические системы и политическая организация общества/Социально политические науки №1-92, стр. 23-34. М.Х. Фарукшин. Политическая система общества /Социально политические науки №5-91, стр. 66-76.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|