Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС. 2.1 Методы расчета физического износа




1. 2 ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС

Физический износ – это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт.

Физический вид износа делится на подвиды:

1. По причине, вызвавшей износ, различают износ первого и второго рода. Износ первого рода накапливается в результате эксплуатации. Износ второго рода возникает из-за аварий, стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации и т. д.

2. По времени протекания износ делят на непрерывный и аварийный. Непрерывный износ - это постепенное снижение технико-экономических показателей объектов. Аварийный – износ, быстро протекающий по времени.

3. По степени и характеру распространения износ бывает глобальный и локальный.

Глобальный – износ, равномерно распространяющийся на весь объект. Локальный – износ, поражающий отдельные детали и узлы объекта.

4. По глубине протекания различают частичный и полный износы. Частичный – износ, допускающий ремонт и восстановление объекта.

Полный предполагает замену данного объекта другим.

5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств износ бывает устранимый и неустранимый.

6. По форме проявления различают технический и конструктивный износы.

Конструктивный – это износ, проявляющийся в ухудшении защитных свойств внешних покрытий и нарастании усталости основных деталей и узлов оборудования, повышающих вероятность возникновения аварийных ситуаций. Технический износ – это износ, выражающийся в снижении фактических значений технико-экономических параметров по сравнению с нормативными или паспортными значениями.

Для оценки степени физического износа применяют следующие методы оценки:

- экспертный метод, основанный на обследовании фактического технического состояния объекта;

- метод анализа срока службы, базирующийся на сравнении фактичекого и нормативного сроков эксплуатации оборудования.

2. 1 Методы расчета физического износа

1. Эффективного срока жизни основан на допущении о достоверности определения оставшегося срока жизни объекта (Тост). Рассчитывается по формуле:

Тэфф = Тн - Тост, где Тн – нормативный срок жизни.

Физический износ Фи определяется по следующей формуле:

Фи = Тэфф/ Тн

 

2. Экспертный анализ. При оценке износа используется следующая таблица:

 

Физический износ, % Оценка технического состояния Общая характеристика технического состояния
0-20 Хорошее Повреждений и деформаций нет. Имеются отдельные неисправности, которые не влияют на эксплуатацию объекта в целом и могут быть устранены в ходе текущего ремонта
21-40 Удовлетворительное Объект в целом пригоден для эксплуатации, однако, требует ремонта уже на данной стадии эксплуатации
41-60 Неудовлетворительное Эксплуатация объекта возможна лишь при условии проведения ремонта.
61-80 Аварийное Состояние объекта аварийное. Выполнение им своих функций возможно лишь при проведении ремонтных работ или полной замены отдельных узлов и деталей.
81-100 Непригодное Объект находится в непригодном к эксплуатации состоянии.

 

3. Метод потери прибыльности (экономико-статистический метод).

Физический износ Фи рассчитывается по формуле:

Фи = (Пот)/По, где По – прибыль от нового объекта, Пт – прибыль от объекта в текущем состоянии.

Значения По и Пт должны быть определены для периода (например месяц, квартал).

4. Метод потери производительности (экономико-статистический метод)

Фи = ((Qo – Qt)/Qo)n, где Qo- производительность объекта нового (паспортная характеристика), Qt – производительность объекта на момент оценки, n - коэффициент торможения Чилтона. Для объектов машиностроительной отрасли составляет в среднем 0, 6-0, 7.

5. Метод стадии ремонтного цикла.

Данный метод исходит из предположения, что снижение потребительских свойств машин и оборудования в процессе эксплуатации линейно зависит от наработки. При этом исходят из того, что проведенный ремонт, возвращает часть потребительских свойств.

В конце ремонтного цикла, то есть перед первым капитальным ремонтом, величину потребительских свойств ПСр рассчитывают по формуле:

ПСр = ПС – Кр*ПС, где ПС – это потребительские свойства нового объекта, Кр – относительное снижение потребительских свойств к коцу ремонтного цикла.

Учет повышения потребительских свойств за счет капитального ремонта выполняется по формуле:

ПСр = ПС –Кр*ПС + DПС, где DПС – повышение потребительских свойств за счет проведения капитального ремонта.

Расчет физического износа (Фи) сводится к следующему:

Фи = (Псо –ПСt)/Псо,

ПСt= ПС – t*dПС,

t = М*Д*Ксмвис,

dПС = (ПСо – Кр*ПС + DПС)/Тр, где

Псо – значение потребительских свойств в начале ремонтного цикла,

t - наработка после капитального ремонта,

М- число месяцев, отработанных после капитального ремонта,

Д – число рабочих дней в месяце,

Ксм- коэффициент сменности,

Кви – коэффициент внутрисменного использования,

Тс – продолжительность смены.

6. Метод поэлементного расчета.

При расчете износа методом поэлементного расчета необходимо представить объект в виде нескольких основных элементов. Износ определяется по каждому элементу отдельно и учитывается с учетом доли в стоимости всего объекта. Схема расчета износа описывается формулой:

Fip = fi*(ci/cS)*(Ti/TS), где fi – фактический физический износ i-го элемента, ci -себестоимость i-го элемента, cS - себестоимость объекта в целом, Ti - нормативный срок службы i-го элемента, TS - нормативный срок службы объекта в целом.

 

 

3. МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС

Уменьшение ценности капитальных благ может быть связано не только с потерей ими потребительских качеств. В подобных случаях говорят о моральном износе.

Под моральным износом понимается уменьшение стоимости оборудования и иных основных фондов до окончания срока службы вследствие сниже­ния затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды ос­новных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудова­ния становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости.

Время наступления морального износа и его степень обу­словлены влиянием множества факторов. Прежде всего, это особенности и масштабы производства. Машины и обору­дование, применение которых становится невыгодным в одних условиях производства, могут с успехом применяться в других. В этом случае можно говорить о частичном моральном износе оборудования. Потери от частичного морального износа могут быть устране­ны в результате модернизации и реконструкции оборудования, а также использования его для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным.

Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования но­выми, более совершенными и экономически выгодными. Иногда совер­шенствование действующего оборудования и машин является бо­лее эффективным, чем его замена. Поэтому более рациональный путь снижения морального износа – модерниза­ция машин и оборудования.

Выделяют две формы морального износа.

Моральный износ первого рода обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешёвых средств труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...