1.2 ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС. 2.1 Методы расчета физического износа
1. 2 ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС Физический износ – это утрата основными фондами их первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они приходят в негодность и требуют замены новыми средствами. Это нормальный эксплуатационный износ. Он является результатом прошлых периодов функционирования, воздействия окружающей среды и простоев. В результате физического износа ухудшаются технические характеристики объекта, увеличивается вероятность возникновения поломок и аварий, уменьшается остаточный срок службы объекта в целом или некоторых его узлов и деталей. Это приводит к увеличению брака, риску возникновения серьезных аварий, неспособности машин и оборудования удовлетворять требованиям правильного функционирования. Также увеличиваются издержки при производстве продукции (материалы, энергия), расходы на техобслуживание и ремонт. Физический вид износа делится на подвиды: 1. По причине, вызвавшей износ, различают износ первого и второго рода. Износ первого рода накапливается в результате эксплуатации. Износ второго рода возникает из-за аварий, стихийных бедствий, нарушений норм эксплуатации и т. д. 2. По времени протекания износ делят на непрерывный и аварийный. Непрерывный износ - это постепенное снижение технико-экономических показателей объектов. Аварийный – износ, быстро протекающий по времени. 3. По степени и характеру распространения износ бывает глобальный и локальный. Глобальный – износ, равномерно распространяющийся на весь объект. Локальный – износ, поражающий отдельные детали и узлы объекта. 4. По глубине протекания различают частичный и полный износы. Частичный – износ, допускающий ремонт и восстановление объекта.
Полный предполагает замену данного объекта другим. 5. По возможности восстановления утраченных потребительских свойств износ бывает устранимый и неустранимый. 6. По форме проявления различают технический и конструктивный износы. Конструктивный – это износ, проявляющийся в ухудшении защитных свойств внешних покрытий и нарастании усталости основных деталей и узлов оборудования, повышающих вероятность возникновения аварийных ситуаций. Технический износ – это износ, выражающийся в снижении фактических значений технико-экономических параметров по сравнению с нормативными или паспортными значениями. Для оценки степени физического износа применяют следующие методы оценки: - экспертный метод, основанный на обследовании фактического технического состояния объекта; - метод анализа срока службы, базирующийся на сравнении фактичекого и нормативного сроков эксплуатации оборудования. 2. 1 Методы расчета физического износа 1. Эффективного срока жизни основан на допущении о достоверности определения оставшегося срока жизни объекта (Тост). Рассчитывается по формуле: Тэфф = Тн - Тост, где Тн – нормативный срок жизни. Физический износ Фи определяется по следующей формуле: Фи = Тэфф/ Тн
2. Экспертный анализ. При оценке износа используется следующая таблица:
3. Метод потери прибыльности (экономико-статистический метод). Физический износ Фи рассчитывается по формуле: Фи = (По-Пт)/По, где По – прибыль от нового объекта, Пт – прибыль от объекта в текущем состоянии. Значения По и Пт должны быть определены для периода (например месяц, квартал). 4. Метод потери производительности (экономико-статистический метод) Фи = ((Qo – Qt)/Qo)n, где Qo- производительность объекта нового (паспортная характеристика), Qt – производительность объекта на момент оценки, n - коэффициент торможения Чилтона. Для объектов машиностроительной отрасли составляет в среднем 0, 6-0, 7. 5. Метод стадии ремонтного цикла. Данный метод исходит из предположения, что снижение потребительских свойств машин и оборудования в процессе эксплуатации линейно зависит от наработки. При этом исходят из того, что проведенный ремонт, возвращает часть потребительских свойств. В конце ремонтного цикла, то есть перед первым капитальным ремонтом, величину потребительских свойств ПСр рассчитывают по формуле: ПСр = ПС – Кр*ПС, где ПС – это потребительские свойства нового объекта, Кр – относительное снижение потребительских свойств к коцу ремонтного цикла. Учет повышения потребительских свойств за счет капитального ремонта выполняется по формуле: ПСр = ПС –Кр*ПС + DПС, где DПС – повышение потребительских свойств за счет проведения капитального ремонта. Расчет физического износа (Фи) сводится к следующему: Фи = (Псо –ПСt)/Псо, ПСt= ПС – t*dПС, t = М*Д*Ксм*Кви*Тс, dПС = (ПСо – Кр*ПС + DПС)/Тр, где Псо – значение потребительских свойств в начале ремонтного цикла, t - наработка после капитального ремонта, М- число месяцев, отработанных после капитального ремонта, Д – число рабочих дней в месяце, Ксм- коэффициент сменности, Кви – коэффициент внутрисменного использования, Тс – продолжительность смены. 6. Метод поэлементного расчета. При расчете износа методом поэлементного расчета необходимо представить объект в виде нескольких основных элементов. Износ определяется по каждому элементу отдельно и учитывается с учетом доли в стоимости всего объекта. Схема расчета износа описывается формулой:
Fip = fi*(ci/cS)*(Ti/TS), где fi – фактический физический износ i-го элемента, ci -себестоимость i-го элемента, cS - себестоимость объекта в целом, Ti - нормативный срок службы i-го элемента, TS - нормативный срок службы объекта в целом.
3. МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС Уменьшение ценности капитальных благ может быть связано не только с потерей ими потребительских качеств. В подобных случаях говорят о моральном износе. Под моральным износом понимается уменьшение стоимости оборудования и иных основных фондов до окончания срока службы вследствие снижения затрат на их воспроизводство, по мере того как новые виды основных фондов начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны. Поэтому применение морально устаревших машин и оборудования становится экономически невыгодным в результате их низкой производительности и высокой стоимости. Время наступления морального износа и его степень обусловлены влиянием множества факторов. Прежде всего, это особенности и масштабы производства. Машины и оборудование, применение которых становится невыгодным в одних условиях производства, могут с успехом применяться в других. В этом случае можно говорить о частичном моральном износе оборудования. Потери от частичного морального износа могут быть устранены в результате модернизации и реконструкции оборудования, а также использования его для выполнения работ, где оно остается экономически эффективным. Потери от полного морального износа устраняются только заменой устаревших машин и оборудования новыми, более совершенными и экономически выгодными. Иногда совершенствование действующего оборудования и машин является более эффективным, чем его замена. Поэтому более рациональный путь снижения морального износа – модернизация машин и оборудования. Выделяют две формы морального износа. Моральный износ первого рода обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешёвых средств труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|