Основные направления, этапы и особенности российского реформаторства в XIX в.
Реформаторская политика в России в XIX веке была обусловлена необходимостью: Ø не допустить промышленного и военного отрыва страны от ведущих западных держав; Ø отмены крепостного права, которое сдерживало экономический и промышленный рост в стране; Ø обеспечить сбалансированное развитие экономики и финансовой сферы; Ø создания благоприятных условий для присутствия страны на мировом рынке и притока иностранных инвестиций; Ø контроля и регулирования социальными процессами.
Особенности российского реформаторства Ø реформы инициировались «сверху» - самодержцем и опирались на идею государственности; Ø реформы чаще всего осуществлялись жесткими и насильственными методами, российский народ выступал в качестве материала для социального экспериментирования; Ø в условиях регулирующей роли государства реформы разрабатывались и проводились представителями бюрократической среды, модернизация управленческих структур являлась частью реформ; Ø судьба реформ напрямую зависела от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил.
В XIX в. Россия вступила, оставаясь самодержавным, феодальным государством с крепостнической экономикой. Не смотря на многочисленные изменения и громовые реформы страна не получила ни правильной капиталистической экономики, ни правильного социального устройства, ни профессионального государственного управления. Даже европеизация культуры носила поверхностный характер, затронув только верхний пласт российского общества, его «цивилизацию», но не «почву». Как образно заметил Н. Бердяев: «… к XIX веку Россия оформилась в огромное необъятное, мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей великой культурой, основанное на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, изрядно утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем на верху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем». Российский феодализм практически полностью исчерпал внутренние ресурсы дальнейшего развития, модернизация внутри системы уже не отвечала новым вызовам времени. В погоне за Европой, шагающей семимильными шагами по пути технического прогресса и либерализации, российским самодержцам предстояло задуматься о глубоком реформировании социальной (отмена крепостного права) и политической (конституционное ограничение самодержавной власти) систем.
2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?
Преобразования
Таким образом, осуществленные Александром I преобразования значительно отличались от задуманных им более глубоких и значительных реформ (отмена крепостного права, конституционное ограничение монархии). Причин, по которым Александр I так и не решился обнародовать Конституцию и отменить крепостное право, несколько: 1. неготовность российского общества к реформам (большая часть общества не понимала и даже не испытывала потребности в глубокой модернизации); 2. оппозиция дворянства, боявшегося потерять с крепостными статус и привилегии; 3. протестный потенциал чиновничества и, прежде всего, высшей бюрократии, опасавшейся утраты власти в ходе возможных демократических преобразований политической системы; 4. революционные события в Европе 1820-21 гг.; 5. перемены в душевном состоянии Александра I (постоянные неудачи, угрызения совести, связанные с участием в заговоре против отца, глубокие переживания от сдачи Москвы Наполеону во время военной компании 1812 г., разочарование в своих возможностях, в своем окружении, внутренний страх и нерешительность перед возможным ограничением собственной власти, погружение в религию). В итоге в последние пять лет своего правления Александр I осуществлял крайне консервативный и реакционный курс. Такой сдвиг во внутриполитическом курсе царя не совсем понятен, ведь даровал же он Конституцию Польше и Финляндии, настоял на конституционной монархии во Франции.
Свертывание Александром I конституционных реформ означала крах государственного либерализма и мрачным эпилогом блестящего царствования стали военные поселения. После Отечественной войны и блестящей военной компании 1813-1814 гг. у Александра I были и возможности и поддержка среди либерального дворянства для глубоких преобразований (конституция и отмена крепостного права), но эти возможности были упущены, модернизация страны была отложена на 30-40 лет. Ключевые даты: 1801-1825 гг. - Правление Александра 1 1801 г. – начало деятельности Негласного комитета, в который входили молодые друзья царя – своеобразное «теневое правительство» (Чарторыжский, Строганов, Новосильцев, Кочубей). Они разрабатывали проекты реформ, в т.ч. проект Жалованной грамоты российскому народу (предоставление всему населению гражданских прав). Этот проект рассматривался как введение к будущей Конституции. 1802 г. – начало министерской реформы, замена коллегий министерствами, которые мыслились как будущая исполнительная ветвь власти и реформа Сената. 1803 г. ─ указ о «вольных хлебопашцах.» 1809 г. – конституционный проект Сперанского. Создан Госсовет, который, однако, не стал верхней палатой Парламента, как предполагал Сперанский.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|