Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 29. Принципы государственной власти при Николае I




Реформы государственного управления при Александре I

В 1801 г. Александр I Манифестом восстановил действие Городского положения 1785 г. С этого времени русские города юридически управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до «возможного минимума». Также в 1801 г. было разрешено приобретать землю в собственность всем свободным жителям России (отменена дворянская привилегия на земельную собственность).

1802 г. – учреждены новые органы отраслевого управления – министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя.

В 1801-1810 гг. образован Государственный Совет – подобие совещательного органа власти, в который входили высшие государственные сановники. Участники Госсовета назначались императором или входили в него по должности (министры). В Госсовете обсуждалось законодательство и важнейшие государственные вопросы. Председатель Госсовета – близкий родственник императора или знатный сановник. Госсовет был консервативным органом, законы в нем рассматривались очень медленно, радикальные новшества не одобрялись. Зато законы Госсовета готовились тщательно, с учетом мнения высших государственных чиновников.

Реформа просвещения была направлена на подготовку квалифицированных кадров для госслужбы. В 1804 г. был принят первый Университетский устав. Он провозглашал автономию высшего образования, на университеты ложилась обязанность по контролю над средним и начальным образованием. Учреждены новые университеты в Дерпте, Казани, Харькове. В губернских городах открывались гимназии, в уездных – училища. Для подготовки государственных служащих созданы привилегированные учебные заведения – лицеи, сочетавшие гимнастический и университетский курсы. В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано с целью распространения в образовании благочестия.

В начале XIX века в России добавляется еще одна функция госуправления. После победы над Наполеоном Россия вместе с другими европейскими странами образовала Священный союз, главной целью которого было объединение европейских монархов против революционного движения.

В 1810-20 гг. началось создание военных поселений – попытка сделать из государственных крестьян госслужащих и сократить государственные расходы на оборону.

Вопрос 29. Принципы государственной власти при Николае I

Николай I вступил на престол в условиях политической нестабильности, его царствование началось с восстания декабристов. Это во многом обусловило деятельность нового главы государства. Император всеми силами пытался не допустить революции и для этого пресекал любые формы социального протеста. Николай I подозревал в движении декабристов дворянское сословие, поэтому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая должна была только выполнять указания «сверху», из министерств. На международной арене Николай обратился к жестким принципам Священного союза, и с помощью военного вмешательства подавлял революции в других странах.

Расширение государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило отношения с кавказскими горскими народами.

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

Финансовая реформа, осуществленная министром финансов Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне позволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в обмен на принятые на хранение слитки благородных металлов. Были выпущены билеты государственного казначейства – «серии», которые приносили небольшой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного обращения был объявлен серебряный рубль.

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование государственной идеологии – «самодержавие, православие, народность».

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

Поделиться:





Читайте также:

A) признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод
A) Социально-экономические принципы.
B) Процесс передачи за плату или на льготных условиях государственной, муниципальной, коммунальной собственности частным лицам или коллективам.
I. Общие принципы подготовки и требования к оформлению курсовой работы
V. ПРИНЦИПЫ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ
VII. Укажите принципы рациональной антибактериальной терапии
X. Почему к власти приходят худшие?
Агрохімічні та фізико-хімічні властивості лучно-чорноземного карбонатного ґрунту
Адвокатская деятельность и адвокатура: понятие, принципы. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом. Бесплатное оказание юридической помощи
Актуальность и принципы организации расследования несчастных случаев на производстве






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...