Методы расчета неблокирующих коммутационных систем
Методические указания К выполнению заданий на практических занятиях По дисциплине «Теория телетрафика» для студентов дневной формы обучения направления подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» Саратов, 2018 Методические указания по решению задач На практических занятиях и контрольных работах ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Студенты дневного отделения приступают к выполнению каждой задачи по порядку, начиная с задания 1, отчитываясь по решению письменно, сдавая каждую решенную задачу преподавателю. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Общие указания и выбор варианта Контрольная работа (КTР) предназначена для развития навыков студентов заочной и заочно-сокращенной форм обучения по решению конкретных практических вопросов на основе полученных знаний при изучении курса. Одновременно выполнение КTР способствует более глубокому усвоению материала, связанного с задачами курса. Перед выполнением каждой задачи необходимо изучить ту часть курса, которая относится к этой задаче. Выполнять задачи нужно вдумчиво и уметь обосновывать полученный результат. На защите проводится собеседование по выполненным работам. Каждый студент выполняет семь задач в одном варианте. Номер варианта выбирается по порядку записи в журнале группы, поочередно (для студентов заочно-сокращенной формы обучения после окончания вариантов в таблице перейти в начало списка).
Требования к оформлению При выполнении и оформлении КTР следует иметь в виду, что решения задач следует располагать в порядке номеров, указанных в заданиях, перед решением каждой задачи необходимо написать условие задачи для требуемого варианта. Каждый студент должен выполнить КTР в одном варианте, причем номер варианта должен соответствовать тем указаниям, которые имеются в контрольных заданиях. КTР, выполненные не по требуемому варианту, не зачитываются. Решения задач должны быть четкими, пояснения краткими, но без сокращения слов. В случае необходимости нужно делать ссылки на теорию, указывая учебник, автора, год издания, страницу и если необходимо, номер чертежа.
Все чертежи, рисунки, таблицы должны быть пронумерованы. Расчетные формулы следует приводить в тексте работы в общем виде с объяснением входящих в них буквенных значений. Все числовые значения необходимо представить только в основных единицах (вольт, ампер и т.д.). КTР, выполненные небрежно, без промежуточных вычислений, с пропуском задач, возвращаются студенту обратно для переработки. В конце каждой КTР необходимо указать учебники и учебные пособия, которыми пользовался студент. После выполнения и оформления КTР должна быть представлена преподавателю. Без зачтенных работ студент к сдаче зачета/экзамена не допускается.
Пояснения к выполнению заданий
Системы связи как системы массового обслуживания
Главными вопросами, которые следует уяснить при изучении данных вопросов - потоки вызовов и время обслуживания, являются: определение потока вызовов детерминированного и случайного потоков; способы задания потоков; их классификация с точки зрения стационарности, ординарности и последействия; основные характеристики потоков - интенсивность и параметр. Особое внимание следует обратить на формулы (распределения) Пуассона и Бернулли, описывающие вероятностные процессы в простейшем и примитивном потоках, которые в основном применяются в качестве математических моделей для реальных потоков вызовов, действующих на сетях связи. Следует обратить внимание на возможный характер распределения длительности обслуживания. Материал этих частей изложен на с. 14-34 [I].
Далее необходимо усвоить формулу нагрузки, расчет основных параметров нагрузки, единицы измерения нагрузки и интенсивности нагрузки, уяснить понятие поступающая, обслуженная, потерянная нагрузка, пропускная способность коммутационной системы. Вопрос о качестве обслуживания целесообразно рассматривать с учетом дисциплины обслуживания (по системе с явными потерями и по системе с ожиданием). Надо также уяснить, из каких элементов состоит математическая модель системы распределения информации, что такое дисциплина обслуживания, задачи теории телетрафика и методы их решения. Ответы на вопросы изложены на с.6-13 и 34-50 [I]. Для закрепления материала раздела рекомендуется ответить на следующие вопросы. 1. Задачи теории телетрафика и методы их решения. 2. Потоки вызовов. Способы их задания. Стационарность, ординарность, последействие потока. 3. Основные характеристики потоков: интенсивность и параметр потока. 4. Простейший поток. Формула Пуассона. 5. Примитивный поток. Формула Бернулли. 6. Телефонная нагрузка и ее параметры, интенсивность нагрузки. Поступающая, обслуженная и потерянная нагрузка. 7. Колеблемость нагрузки во времени. Час наибольшей нагрузки. Коэффициент концентрации. 8. Единицы измерения нагрузки и интенсивность нагрузки. 9. Параметры нагрузки. Расчет возникающей нагрузки. 10. Понятие о потерях, типы потерь, нормы потерь. 11. Способы обслуживания потоков нагрузки. Качественные характеристики систем с явными потерями и с ожиданием. 12. Пропускная способность и среднее использование линий пучка.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА НЕБЛОКИРУЮЩИХ КОММУТАЦИОННЫХ СИСТЕМ
При изучении этой части следует вспомнить основные характеристики простейшего и примитивного потоков, затем разобраться в методике составления уравнений состояния полнодоступного пучка линий при обслуживании указанных потоков и, наконец, проанализировать конечные результаты решения этих уравнений - формулу Эрланга и формулу Энгсета. Надо уметь пользоваться формулами Эрланга и Энгсета и таблицами, составленными по этим формулам.
Материал части раздела изложен на с.50-78 [ I ]. Во второй части раздела рассматриваются вопросы обслуживания вызовов полнодоступным пучком в системах с ожиданием. При изучении материала этой части раздела следует обратить внимание на то, что выбор метода расчета полнодоступного пучка при обслуживании простейшего потока по системе с ожиданием зависит от закона распределения длительности занятия линий пучка: при экспоненциальном распределении длительности занятия процесс обслуживания описывается второй формулой Эрланга, а при постоянной длительности занятия - формулой Кроммелина или Берка. Надо уметь определять основные качественные показатели работы устройств, обслуживающих вызовы по системе с ожиданием: вероятность ожидания сверх допустимого времени и среднее время ожидания задержанных вызовов. Материал второй части раздела изложен на с.79-98 [I]. В третьей части раздела рассматриваются системы с повторными вызовами. Здесь следует обратить внимание на изменение величины поступающей нагрузки в зависимости от интенсивности повторных вызовов и на закономерности изменения характеристик качества обслуживания (потерь сообщения и среднего числа повторных вызовов) от величины использования линий в пучке и вероятности повторного вызова. Материал третьей части изложен на с.98-1-6 [I]. При проработке материала четвертой части раздела (" Неполнодоступный пучок. Система с потерями ") следует усвоить способы построения ступенчатых и равномерных неполнодоступных включений и знать их параметры (доступность, емкость пучка линий, число нагрузочных групп). Надо знать приближенные методы расчета пропускной способности неполнодоступных включений. Особое внимание следует уделить методу О'Делла, получившему широкое применение в инженерной практике. По четвертой части раздела рекомендуется изучить материал, изложенный на с.116-140[I]. Материал пятой части раздела в рекомендуемой литературе отсутствует, поэтому кратко он будет изложен на лекциях.
Для закрепления материала раздела рекомендуется ответить на следующие вопросы: 1. Структура пучков линий (полнодоступное и неполнодоступное включение). 2. Формула Эрланга для полнодоступного пучка с потерями. Область ее применения. 3. Расчет потерь в полнодоступных пучках при примитивном потоке вызовов. Формула Энгсета. 4. Характер зависимости использования линий в полнодоступном пучке от числа линий в пучке и потерь сообщения. 5. Характер зависимости использования линий в полнодоступном пучке от числа линий в пучке и числа источников нагрузки. 6. Формула для вероятности ожидания Р (g >0) при экспоненциальном распределении длительности занятия (вторая формула Эрланга). 7. Вероятность ожидания свыше определенного времени Р (g >t) и среднее время ожидани при экспоненциальном распределении длительности занятия 8. Вероятность Р (g >t) и среднее время ожидания при постоянной длительности занятия (кривые Кроммелина и Берка). 9. Типы неполнодоступных включений (ступенчатое и равномерное) и условия их применения. 10. Ступенчатое включение, выбор его структуры. 11. Равномерное неполнодоступное включение, выбор его структуры. 12. Методы расчета числа линий в неполнодоступном включении. 13. Характер зависимости использования линий в неполнодоступном пучке от числа линий в пучке и доступности при фиксированных потерях
Ниже приводятся задания для решения задач и рекомендации по их выполнению.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ Задание 1 Задача 1. На коммутационную систему поступает поток вызовов, создающий нагрузку Y Эрланг. Определить вероятности поступления ровно i вызовов Pi (i=0, 1, 2...N) при примитивном потоке от N источников и Pi (i=0,1, 2...j...) при простейшем потоке вызовов. Построить кривые распределения вероятностей Pi =f (i) и произвести сравнение полученных результатов. Величины Y и N приведены в табл. 1.
Таблица 1
Задание 2 Задача 2. Пучок ИШК координатной станции типа АТСК -Y обслуживает абонентов одного блока АИ. Определить поступающую на этот пучок нагрузку Y, если число абонентов, включенных в блок, N=1000, среднее число вызовов от одного абонента С, среднее время разговора Т, доля вызовов закончившихся разговором PP. значения с, Т и PP приведены в таблице 2. нумерация на сети пяти- или шестизначная.
Таблица 2.
Задание 3 Задача 3. Полнодоступный пучок из V линий обслуживает поток вызовов. Определить пропускную способность пучка, т.е. нагрузку Y, которая может поступать на этот пучок при заданной величине потерь по вызовам PВ в случае простейшего потока и примитивного потока от N1 и N2 источников. Значения V, PB, N1 и N2 приведены в таблице 3. По результатам расчета сделать выводы. Таблица 3
Задание 4 Задача 4. На коммутационный блок координатной станции типа АТСК поступает простейший поток вызовов, который создает нагрузку Yб эрланг при средней длительности занятия входа блока tб . Блок обслуживается одним маркером, работающим в режиме с условными потерями при постоянной длительности занятия tм. Блок обслуживается одним маркером, работающем в режиме с условными потерями при постоянной длительности занятия tм. Задержанные вызовы обслуживаются в случайном порядке независимо от очередности поступления. Определить вероятность ожидания свыше допустимого времени tд и среднее время ожидания задержанных вызовов tз. Значения Yб, tб, tм и tд.приведены в табл. 4.
Таблица 4
Задание 5 Задача 5. Нагрузка, поступающая на ступень ГИ АТСК, обслуживается в данном направлении пучком линий с доступностью KBq при потерях P=0,005. Нагрузка на один вход ступени а, нагрузка в направлении y. Определить методом эффективной доступности емкость пучка V при установке на ступени блоков 60х80х400 и 80х120х400. Сравнить полученные результаты. Величины KBq, y, a приведены в таблице 5.
Таблица 5
Задание 6 Задача 6. На вход ступени ГИ АТС поступает нагрузка по двум пучкам линий, математическое ожидание которой Y1 и Y2. На выходе ступени объединенная нагрузка распределяется по направлениям пропорционально коэффициентам Ki . определить расчетное значение нагрузки каждого направления и относительное отклонение расчетного значения нагрузки от ее математического ожидания. По результатам расчета сделать вывод. Исходные данные приведены в табл.6.
Таблица 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Значение функции Энгсета; N=const
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рис. 1
рис. 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
dэфф |
|
|
|
|
| |||||
a | b | a | b | a | b | a | b | a | b | |
8 | 2,37 | 3,1 | 2,17 | 3,0 | 2,07 | 2,9 | 1,93 | 2,7 | 1,77 | 2,5 |
9 | 2,15 | 3,5 | 1,99 | 3,3 | 1,90 | 3,2 | 1,80 | 3,0 | 1,66 | 2,7 |
10 | 1,99 | 3,8 | 1,86 | 3,6 | 1,79 | 3,5 | 1,70 | 3,3 | 1,58 | 2,9 |
11 | 1,87 | 4,2 | 1,76 | 3,9 | 1,70 | 3,8 | 1,62 | 3,6 | 1,52 | 3,1 |
12 | 1,78 | 4,5 | 1,68 | 4,2 | 1,62 | 4,1 | 1,55 | 3,9 | 1,46 | 3,3 |
13 | 1,71 | 4,8 | 1,61 | 4,5 | 1,56 | 4,4 | 1,50 | 4,2 | 1,42 | 3,5 |
14 | 1,64 | 5,1 | 1,58 | 4,8 | 1,51 | 4,7 | 1,46 | 4,4 | 1,39 | 3,7 |
15 | 1,58 | 5,4 | 1,51 | 5,1 | 1,47 | 4,9 | 1,42 | 4,6 | 1,36 | 3,9 |
16 | 1,54 | 5,7 | 1,47 | 5,4 | 1,44 | 5,1 | 1,39 | 4,8 | 1,33 | 4,1 |
17 | 1,50 | 6,0 | 1,44 | 5,6 | 1,41 | 5,3 | 1,36 | 5,0 | 1,31 | 4,3 |
18 | 1,47 | 6,3 | 1,41 | 5,8 | 1,38 | 5,5 | 1,34 | 5,2 | 1,29 | 4,5 |
19 | 1,44 | 6,6 | 1,38 | 6,0 | 1,36 | 5,7 | 1,32 | 5,4 | 1,27 | 4,7 |
20 | 1,41 | 6,9 | 1,36 | 6,3 | 1,34 | 5,9 | 1,30 | 5,6 | 1,25 | 4,9 |
21 | 1,39 | 7,1 | 1,34 | 6,5 | 1,32 | 6,1 | 1,28 | 5,8 | 1,24 | 5,1 |
22 | 1,37 | 7,3 | 1,32 | 6,7 | 1,30 | 6,3 | 1,27 | 6,0 | 1,23 | 5,3 |
23 | 1,35 | 7,5 | 1,31 | 6,9 | 1,28 | 6,5 | 1,26 | 6,2 | 1,22 | 5,5 |
24 | 1,33 | 7,7 | 1,30 | 7,1 | 1,27 | 6,7 | 1,25 | 6,4 | 1,21 | 5,6 |
25 | 1,31 | 7,9 | 1,28 | 7,3 | 1,26 | 6,9 | 1,24 | 6,6 | 1,20 | 5,7 |
26 | 1,30 | 8,1 | 1,27 | 7,5 | 1,25 | 7,1 | 1,23 | 6,8 | 1,19 | 5,8 |
27 | 1,29 | 8,3 | 1,26 | 7,7 | 1,24 | 7,3 | 1,22 | 7,0 | 1,18 | 5,9 |
28 | 1,28 | 8,5 | 1,25 | 7,9 | 1,23 | 7,5 | 1,21 | 7,2 | 1,17 | 6,0 |
30 | 1,26 | 8,9 | 1,23 | 8,3 | 1,21 | 7,9 | 1,19 | 7,5 | 1,16 | 6,2 |
Литература из коллекции IPR books:
1. Башарин Г.П. Лекции по математической теории телетрафика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Башарин Г.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2009.— 146 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11564.
2. Иверсен В.Б. Разработка телетрафика и планирование сетей [Электронный ресурс]/ Иверсен В.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2011.— 478 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16733.
Литература, приведенная в методических указаниях:
1. Лившиц Б.С., Пшеничников А.П., Харкевич А.Д. / Теория телетрафика. //- М.: Радио и связь. 1985-184с.
2. Корнышев Д.Н., Пшеничников А.П., Харкевич А.Д. / Теория телетрафика. //- М.: Радио и связь. 1996-270с
3. Корнышев Ю.Н., Фань Г.Л. / Теория распределения информации. // - М.: Радио и связь. 1985.-184с.
Справочная
4. Башарин Г.П. Таблицы вероятностей и средних квадратических отклонений потерь на полнодоступном пучке линий.- М.: АН СССР, 1962.
|
|