Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений




Специальностей, относящихся к деятельности в области меж­национальных отношений, очень немного. Охарактеризуем одну из наиболее распространенных — специалиста по работе с бе­женцами и иммигрантами. Его деятельность обычно включает в себя:

· оказание помощи беженцам и иммигрантам в адаптации к условиям жизни в новой экономической и социальной среде, к новым межэтническим отношениям;

· создание предпосылок для преодоления беженцами и им­мигрантами кризисного социально-психологического и нравствен­ного состояния и возвращения их к самостоятельной жизни и жиз­необеспечению;

· оказание содействия в реализации возможностей и получе­нии необходимых материальных ресурсов, предназначенных бе­женцам и иммигрантам в соответствии с законом.

В процессе деятельности этого специалиста реализуется госу­дарственная социальная политика по отношению к данной кате­гории населения, состоящая:

· в осуществлении реабилитационных программ после пребы­вания в экстремальных условиях жизнедеятельности;

· в оказании социально-психологической помощи по преодо­лению душевных срывов и жизненных кризисов;

· в предоставлении информации о возможностях и условиях реализации прав беженцев и иммигрантов;

· в оказании пострадавшим людям прямой натуральной и фи­нансовой поддержки [264. — С. 241 —242].

Осуществляют государственную политику в области миграции населения, помощи мигрантам и их реабилитации социальные службы миграции, структуры исполнительной власти. В своей де­ятельности они руководствуются законодательством государства и реализуют федеральные, межрегиональные, региональные, ме­стные миграционные программы. Как правило, они:

· организуют прием, временное размещение беженцев, вы­нужденных переселенцев на территории РФ, оказывают им по­мощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства;

· защищают права мигрантов в соответствии с действующим законодательством;

· контролируют миграционные процессы и миграционную ситуацию в регионе, межэтнические отношения;

· осуществляют социальную помощь и поддержку мигрантам.

Государственные социальные службы миграции финансируются из госбюджета. Негосударственные социальные службы создаются на благотворительной основе.

Федеральная миграционная служба РФ в целом:

· разрабатывает проекты федеральных и межрегиональных программ и обеспечивает их реализацию;

· распределяет средства из государственного бюджета на ре­шение проблем миграции и контролирует их исполнение;

· разрабатывает и реализует меры в области внешней трудо­вой миграции граждан РФ;

· осуществляет и планирует меры по привлечению и исполь­зованию труда иностранных граждан на территории РФ, призна­ние в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих в РФ;

· осуществляет международное сотрудничество по проблемам миграции;

· организует прием и проживание мигрантов на территории РФ, контроль за миграционными процессами в стране, защиту прав мигрантов [264. — С. 241].

Работа с беженцами и иммигрантами ведется как индивиду­ально, так и в составе национальных групп, а также с отдельны­ми семьями, со всеми категориями населения, детьми, взрос­лыми, престарелыми.

Основным проводником политики государства по отношению к беженцам и мигрантам и непосредственным ее исполнителем является специалист по работе с ними. Он:

· выполняет роль посредника между беженцами, иммигран­тами и государственными службами, организациями и учрежде­ниями, призванными заботиться о духовном, физическом и пси­хологическом здоровье населения;

· содействует взаимопониманию между беженцами, иммиг­рантами и их окружением;

· влияет на взаимодействие между организациями и институ­тами по оказанию помощи и услуг;

· защищает и помогает реализовывать интересы, права бе­женцев и иммигрантов, предоставляемые им в соответствии с за­коном.

Свою деятельность специалист по работе с беженцами и им­мигрантами начинает со сбора информации о ситуации и людях, по отношению к которым он должен осуществлять свою деятель­ность, с учетом их национальной и конфессиональной принад­лежности, морально-нравственного и социально-психологического состояния, имущественного и другого положения, их взаимоот­ношений в новой для них этнической среде. Затем он выясняет, какую помощь необходимо оказать своим подопечным, с какими официальными и общественными организациями требуется нала­дить сотрудничество для решения их проблем, какие возможнос­ти и средства могут быть использованы в каждом конкретном слу­чае.

По содержанию эта помощь может быть: материальной, пра­вовой, педагогической, профориентационной, психологической, медико-санитарной, информационно-просветительской, реабили­тационной.

Материальная помощь включает в себя финансовую, натураль­ную (снабжение вещами первой необходимости, предоставление бесплатных обедов и т.д.) поддержку, а также обеспечение вре­менным жильем (в приютах, общежитиях).

Правовая помощь предполагает консультации по правовым воп­росам, охрану прав и интересов, в том числе и национальных, защиту их в суде и других государственных органах.

Профориентационная помощь состоит из оказания консульта­ций по выбору профессии, предусматривает содействие в трудо­устройстве, дает возможность сменить специальность и т.д.

Педагогическая помощь содержит следующие виды услуг: по­мощь в овладении учебными предметами, консультации по вопро­сам воспитания и самовоспитания, помощь в переобучении и др.

Психологическая помощь обычно предполагает: диагностику индивидуальных качеств людей и изучение морально-психологи­ческого климата в определенных национальных группах беженцев и иммигрантов; консультации; профилактику отклоняющегося поведения конкретных их представителей; коррекцию индивиду­ально-личностных и межличностных отношений; психотерапию; тренинги общения и т.д.

Медико-санитарная помощь включает в себя проведение кон­сультаций по планированию семьи, содействие восстановлению здорового образа жизни, физической подготовке.

Информационно-просветительская помощь направлена на пре­доставление беженцам и иммигрантам информации по интересу­ющим их проблемам, способствующим восстановлению их соци­альных функций, помогающим быстрее адаптироваться в новых условиях жизни и деятельности, преодолеть конфликты во взаи­моотношениях в новой этнической среде.

Реабилитационная помощь направлена на адаптацию беженца, иммигранта к новым условиям иноэтнической среды, т. е. отказ ряда неприемлемых для новых условий национально-психологи­ческих качеств и приобретение новых навыков и умений совмест­ного проживания с другими людьми. Реабилитация, кроме того, представляет собой процесс социального вовлечения беженцев иммигрантов в активную и самостоятельную деятельность в но­вой этнической среде. Она включает в себя комплекс мероприя­тий, направленных на освобождение людей от состояний стресса и жизненного кризиса, вызванных сменой места жительства, не­гативным опытом взаимодействия с представителями нового этнического окружения.

При непосредственной поддержке специалистов иммигранты и беженцы осваивают новую культуру (язык, образ мышления, нормы и правила поведения и взаимоотношений, моральные и нравственные ценности представителей того государства или на­рода, в среде которых они оказались). Они переосмысливают свои этнические традиции, свойственные для них особенности поступ­ков и действий, взаимоотношения, которые являются малопри­менимыми и неэффективными в новых условиях. Процесс реа­билитации направлен на обретение социальной, в том числе и эт­нической адаптированности в новых условиях жизни [264 — С 241 — 242].

К специалисту по работе с беженцами и иммигрантами обыч­но предъявляются следующие требования: он должен быть компе­тентным и профессионально подготовленным к выполнению своих обязанностей, иметь устойчивые коммуникативные навыки и уме­ния, иметь и постоянно развивать свои организаторские и управ­ленческие способности и т.д. Важнейшими его качествами, кроме того, должны быть умение соблюдать конфиденциальность во вза­имоотношениях с беженцами и иммигрантами, правильное и ува­жительное отношение к их индивидуальным, групповым и наци­ональным различиям; преимущественная ориентация на ценнос­ти как отдельного индивида, так и общества в целом; желание и постоянное стремление к саморазвитию в своем профессионализ­ме и т.д. Наряду с высоким профессионализмом специалист по работе с беженцами и иммигрантами должен обладать человеко­любием, склонностью к сопереживанию, психологической гра­мотностью, хорошими коммуникативными и организаторскими способностями.

В то же время он должен оказывать специальное психологичес­кое воздействие на беженцев и мигрантов, а также их группы, являющиеся представителями различных этнических общностей. Такое воздействие в конечном итоге сказывается на их поведе­нии, способствует совместной адаптации и взаимопониманию.

Это воздействие неизбежно несет на себе отпечаток проявле­ния национально-психологических особенностей беженцев и иммигрантов. Оно начинается вместе с началом самого процесса взаимодействия и присутствует независимо от желания или не­желания субъектов. Оно может быть спонтанным или целенап­равленным, преднамеренным или непреднамеренным, иметь дву- или многостороннюю направленность (в зависимости от коли­чества субъектов и ситуаций взаимодействия) и происходит не­прерывно на протяжении всего процесса работы с беженцами и мигрантами.

Непреднамеренное психологическое воздействие присутствует все­гда; оно обусловлено различиями в проявлении национально-пси­хологических особенностей как самого специалиста, так и бежен­цев, мигрантов, и не преследует какую-либо конкретную цель.

Преднамеренное психологическое воздействие представляет собой совокупность различных способов и приемов воздействия на пси­хические процессы, свойства и состояния представителя другой этнической общности, позволяющих изменять его поведение в необходимом направлении.

Специалист по работе с беженцами и иммигрантами реализует систему специальных мероприятий с учетом их национально-психо­логических особенностей, которая представляет собой совокупность направлений, способов и приемов воздействия и влияния, рас­считанную на представителей определенной этнической общно­сти.

Главным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение представителей конкретной этнической общности. Спе­циалисты по работе с беженцами и иммигрантами обязаны пред­варительно знакомиться с нравами, обычаями, традициями на­родов, с представителями которых они работают. Изучение пос­ледних должно быть процессом непрерывным и с течением вре­мени все более углубляющимся, без чего не достигается успех и в последующем, когда придет очередь собственно педагогического воздействия.

Во-вторых, важнейшим направлением деятельности специ­алиста по работе с беженцами и иммигрантами выступает выяв­ление характера взаимоотношений и морально-психологического климата в их группах. В этом случае невозможно обойтись без ре­комендаций ученых, разработанных ими специальных методик, позволяющих выявить общую картину межнациональных отноше­ний в конкретной иноэтнической среде.

В-третьих, специалист по работе с беженцами и иммиг­рантами способствует их беспрепятственному вхождению в но­вое социальное и этническое окружение. Его главная задача –повернуться лицом к каждому представителю той или иной эт­нической общности, четко выявлять, осмысливать и принимать во внимание мнения и позиции каждого человека по поводу специфически национальных проблем, складывающихся в кон­кретных условиях.

Специалист должен стремиться приводить в соответствие нор­мы и формы общения представителей различных этнических общ­ностей, широко использовать знания национально-психологи­ческих особенностей людей для наиболее эффективного стиму­лирования их активности в межличностных отношениях. В про­цессе сплочения людей он обязан постоянно анализировать по­ложение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно объективно способствовало укреплению позитивных отношений между представителями разных национальностей.

В-четвертых, особым направлением деятельности специа­листа по работе с беженцами и иммигрантами является предот­вращение конфликтных ситуаций в межнациональных отношени­ях, которые всегда являются следствием неправильного или не­корректного взаимодействия представителей одной национально­сти с другой, отсутствия опыта непосредственных контактов между ними, а также излишней впечатлительности.

На первых порах совместной деятельности представителей раз­ных национальностей нужно предвидеть излишнюю замкнутость членов вновь прибывшей этнической общности. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоре­чие с целями и задачами их нового социального окружения. Глав­ное — не упустить того момента, когда начинают возникать ка­кие-либо трения между людьми разных национальностей. Следует принимать все возможные меры, чтобы они не переросли в кон­фликты. Одной из таких мер может выступить забота об авторите­те конкретных представителей той или иной национальной общ­ности. Специалист должен делать все от него зависящее, чтобы в каждом конкретном случае были представлены и реализованы интересы всех национальностей, проживающих совместно.

В-пятых, важнейшим элементом воспитательной деятель­ности специалиста по работе с беженцами и иммигрантами яв­ляется формирование культуры межнационального общения. Последняя выступает важным и непременным условием исполь­зования знаний об особенностях национальной психологии людей.

Необходимо выявить, изучить и описать национальную специ­фику восприятия мероприятий по работе с беженцами и мигран­тами; понять особенности их адаптации к этой деятельности, характер эмоционально-экспрессивного реагирования на воздействия специалиста, своеобразие проявлений конкретных отношений в ходе контактов; правильно использовать конкретные формы ком­муникативного влияния, сложившиеся в результате историческо­го и культурного развития нации.

Учет национально-психологических особенностей дает также возможность приспособить процесс воздействия на беженцев и иммигрантов к специфике жизни и деятельности представителей конкретных этнических общностей, своеобразию и особенностям их психики.

В ходе этого воздействия реализуются следующие принципы: принцип этнопсихологического детерминизма воздействий на представителей того или иного народа, принцип единства нацио­нального сознания и национально-своеобразной деятельности, принцип воздействия в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, принцип развития адап­тационных возможностей к воздействиям на сознание людей оп­ределенной этнической принадлежности.

Как свидетельствует практика, знание национально-психоло­гических особенностей, правильное использование и учет меха­низмов их функционирования, предварительная проработка мо­дели деятельности специалиста позволяют значительно повысить ее эффективность.

Учет национально-психологических особенностей беженцев и иммигрантов предполагает, кроме того, во-первых, особое построение деятельности с ними, своеобразие форм и способов воздействия на них. Представители различных национальных об­щностей привыкли по-своему воспринимать поведение и мане­ры тех людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравствен­ным качествам, профессиональным навыкам и умениям. Напри­мер, у тюркоязычных народов ценится поначалу не столько само содержание проводимых мероприятий, сколько умение сразу найти контакт, довести информацию до каждого за счет ее по­степенного, дозируемого преподнесения. При этом предпочте­ние отдается тому человеку, которому быстро удается логически доказать необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.

Во-вторых, национально-психологические особенности опосредуют продолжительность воздействий специалиста по ра­боте с беженцами и иммигрантами. В каждом конкретном случае требуется настрой на определенные продолжительность и объем контактов как с каждым конкретным представителем той или иной этнической группы, так и со всеми ними в целом. С представите­лями, например, славянских и финноугорских народов сначала требуется очень напористая и убеждающая активность специалиста. В работе же с представителями народов Северного Кавказа это, напротив, недопустимо. В основе таких разных подходов ле­жат установки и стереотипы, традиции и привычки, закреплен­ные всем ходом исторического и культурного развития нацио­нальной общности.

Национальная психология, в-третьих, оказывает воздей­ствие и на конструкцию мероприятий, проводимых специалиста­ми. Эти мероприятия могут способствовать или, наоборот, пре­пятствовать адаптации представителей той или иной нации к кон­кретным воздействиям.

Например, у некоторых народов Севера наблюдается тенден­ция не оказывать прямое противодействие представителю другой национальности, а пытаться постепенно завоевать его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым для них формам и способам отношений. У представителей некоторых этнических общностей Северного Кавказа непонятные или неприемлемые для них приемы и средства воспитания, наоборот, сразу же вызывают резкое неприятие.

Можно выделить три этапа, через которые проходит деятель­ность специалиста по работе с беженцами и иммигрантами в про­цессе ее адаптации к особенностям восприятия представителей той или иной этнической общности.

На начальном этапе национальная психология последних или способствует, или препятствует его воздействию. Если она всту­пает в противодействие с целями специалиста, то должны пред­приниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества проводимых мероприятий.

Тогда на следующем этапе происходит их стабилизация. Не­смотря на трудности первого периода, специалисту удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На данной стадии его деятельности уже наблюдается консолида­ция его активности и представителей национальной общности в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным человеком или группой лиц одной нацио­нальности.

На конечном этапе максимально раскрываются потенциаль­ные возможности представителей всех национальных общностей во взаимодействии друг с другом в процессе совместной деятель­ности. Действия специалиста по работе с беженцами и иммигран­тами становятся более результативными.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему необходим профессионализм в регулировании межнацио­нальных отношений?

2. Охарактеризуйте понятие «этносоциальная компетентность».

3. Что такое «готовность к преодолению трудностей в межнациональ­ных отношениях»?

4. Дайте определение культуры межнационального общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...