Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация производственно-хозяйственной деятельности требует привлечения финансовых ресурсов. В этой связи, значительную часть деятельности финансового менеджера связана с формированием финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Рассматривая сущность этого понятия, можно определить, что «финансовое обеспечение предпринимательства — это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию»[7]. Таким образом, основная задача формирования финансового обеспечения – выбор и использование конкретных источников финансирования. Традиционно, все источники финансирования делятся на следующие группы: 1. Собственные средства хозяйствующих объектов. К этой группе источников относятся: · уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей); · выручка от реализации; · амортизационные отчисления; · чистая прибыль предприятия; · резервы, накопленные предприятием; · прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы). 2. Заемные средства предприятия формируются в соответствии с принципами платности, срочности и возвратности, здесь выделяют: · краткосрочных заемных средств · долгосрочных заемных средств 3. К привлеченным средствам можно отнести: · ссуды банков; · заемные средства, полученные от выпуска облигаций; · средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг; · кредиторская задолженность. 4. К бюджетным ассигнованиям относятся средства бюджетов разных уровней, направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.
Управление собственными средствами предприятия в рамках системы формирования финансового обеспечения предприятия ориентировано, прежде всего, на управление выручкой от реализации, амортизационными отчислениями и чистой прибылью предприятия. В современной практике, предприятия все чаще в качестве основного инструмента управления выручкой и прибылью выбирают операционный анализ, т.е. анализ, позволяющий проследить цепочку показателей издержки — объем продаж — прибыль. Основными элементами операционного анализа считаются следующие показатели: • финансовый рычаг; • операционный рычаг; • порог рентабельности (точка безубыточности); • запас финансовой прочности предприятия; • валовая маржа; • коэффициент валовой маржи. Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Для удобства пользования систему расчета этих показателей можно объединить в табл., 1. Таблица 1 Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер прибыли. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль.
Основное назначение амортизации — обеспечить замену изношенных основных фондов. Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов, который переносится на стоимость произведенной продукции постепенно. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. Расчет амортизационных отчислений производится умножением суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответствующей амортизационной категории, на норму амортизации. Использование собственных средств в качестве финансового обеспечения предпринимательской деятельности формирует механизм самофинансирования. Уровень самофинансирования оценивается с помощью следующих коэффициентов: 1. Коэффициент финансовой устойчивости определяется как соотношение собственных и заемных средств. Чем выше величина данного коэффициента, тем сильнее финансовая устойчивость предприятия. 2. Коэффициент самофинансирования можно определить так: где П – прибыль, направленная в фонд накопления, руб. А – амортизационные отчисления, руб. КЗ – заемные средства Данный коэффициент показывает, во сколько раз собственные источники финансовых ресурсов превышают заемные привлеченные средства. 3. Коэффициент устойчивости процесса самофинансирования, оценивается как соотношение коэффициента самофинансирования и коэффициента финансовой устойчивости. Чем выше величина данного коэффициента, тем устойчивее процесс самофинансирования. Управление заемными и привлеченными источниками финансирования деятельности предприятия предполагает необходимость учета следующих факторов: • для какой цели, и на какой период (краткосрочный или долго • с какой срочностью требуются средства; • есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;
• каковы затраты при уплате долгов.
Формы привлечения дополнительных источников могут быть весьма разнообразны: • банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию • кредитные линии открываются коммерческим банком с ориентацией на то, что он готов предоставить денежные средства взаймы до определенной суммы на повторяющейся основе. • переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно • акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на • коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. • среднесрочные финансовые средства используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских • долгосрочные финансовые средства используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется, как: • облигации — долговые обязательства с установленным про • выпуск акций — получение денежных средств путем продажи • факторинг — это осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-компании. В результате за достаточно короткий срок (2—3 дня) появляется возможность получить от 80 до 90% суммы требований в виде аванса, оставшиеся 10—20% являются гарантированной суммой для факторинг-компании до момента получения ею денег от должника. • лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, производственных сооружений.
Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле[8] ЛП = АО + ПК + KB + ДУ + НДС, где ЛП — общая сумма лизинговых платежей; АО — амортизационные отчисления, причитающиеся лизингодателю в текущем году; ПК — плата за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем на приобретение имущества; KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга; ДУ — плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга; НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель является малым предприятием, в общую сумму лизинговых платежей налог на добавленную стоимость не включается. Финансирование за счет долговых обязательств рекомендуется в следующих случаях: 1. Ставка процентов по долговому обязательству ниже, чем 2.Уровень дохода предприятия и прибыль стабильны, оно будет в состоянии погасить проценты и основную сумму долга как в удачные, так и в неудачные годы. 3. При низком уровне потери ликвидности деятельности данного предприятия. 4. Величина соотношения долговых обязательств и акционерного капитала невысока и предприятие может справиться с дополнительными обязательствами. 5. При невысоком уровне риска предприятия. 6. Курс акций предприятия понизился, а значит, выпуск 7. Когда важно сохранить контроль над деятельностью предприятия. 8. Если предприятие обладает солидным опытом работы в данном виде бизнеса. 9. Предполагаемый уровень инфляции обещает быть высоким и погашение долгового обязательства будет производиться 10.Когда рынок продукции предприятия растет. 11.Когда налоговая ставка высока и предприятие выигрывает за 12.Ограничения облигационного контракта не обременительны для предприятия. 13.Когда тенденции денежного рынка благоприятны и любые
Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях. 1. Каковы основные подходы к управлению собственными средствами предприятия? 2. Перечень основных показателей операционного анализа. 3. Какие критерии используются для оценки привлекательности того или иного источника заемных средств? 4. Опишите принципиальную схему лизинга. 5. Каким образом рассчитывается общая сумма лизинговых платежей?
6. Опишите механизм получения банковского кредита. 7. Каким образом можно использовать облигации для привлечения заемных средств? 8. При каких условиях используются преимущественно заемные средства?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|