Сила доброты. А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.
↑
Из пьесы Горького «На дне»
Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. "Добрый, жалостливый", не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.
Наташа (доброта) - добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.
Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
↑ Что делает человека жестоким, злым? А.И. Солженицын «Матренин двор»
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всем винил бывшую невесту и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдает Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу.
Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.
Истинная доброта. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер иМаргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро.
Понтии Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности - не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.
А. Платонов «Юшка»
Еще одним героем русской литературы, которому приходится терпеть жестокость окружающих, является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, прозванный в народе Юшкой. Очень часто дети и взрослые обижают Юшку, бьют, кидают в него камни, песок и землю, но он всё терпит, не обижается и не сердится на них. Порой ребята пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, и иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь».
Заработанные деньги Юшка не тратит, пьёт только пустую воду. Каждое лето он куда-то уезжает, но никто не знает, куда именно, а Юшка не признаётся, называет разные места.
С каждым годом Юшка от чахотки становится всё слабее. Однажды летом, вместо того, чтобы уехать, он остаётся дома. А вечером, возвращаясь из кузницы, впервые в жизни, отвечает на жестокие нападки потешающегося над ним прохожего. Ефим Дмитриевич заявляет, что, если он родился, значит, для чего-то на этой земле нужен. Не ожидавший отпора обидчик, толкает Юшку в больную грудь, тот падает и умирает.
Особое внимание в повествовании уделено приемной дочери героя, к которой он и ездил все эти годы, отвозя заработанный деньги для ее содержания в пансионе.
Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела его вылечить. Ей никто не сообщил, чтоЮшка умер — он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать.
Героиня остаётся работать в городе, бескорыстно помогает людям, и все называют её «Юшкиной дочерью», вот так добро порождает добро.
Что делает человека добрым? Как человек учится доброте? Дж. Бойн "Мальчик в полосатой пижаме".
Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Особенно остро вопрос добра и жестокости стоит в произведениях о войне, где особенно сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. И герою приходится совершать непростой выбор. Молодой казак Андрий, герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, юноша с пылким сердцем и доброй душой, воюя против поляков в составе казацкого войска, узнает, что в осажденном ими городе умирает его возлюбленная, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Андрий становится перед выбором: помощь панночке – проявление доброты и жалости к врагу, но в то же время эта доброта оборачивается жестокостью для его боевых товарищей, ведь герой предает их.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
ТЕМА 1 Согласны ли вы с утверждением, что "злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые"?
ТЕМА 2 Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
ТЕМА 3 Высшая мудрость - различать добро и зло
ТЕМА 3 Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
ТЕМА 4 Может ли зло быть на благо?
ТЕМА 5 Как вы понимаете смысл фразы: "Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
ТЕМА 6 Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?
ТЕМА 7 Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
Список книг на тему "Добро и зло" в русской литературе
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Е. Шварц «Дракон»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А.Н. Островский «Гроза», ««Без вины виноватые»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А.П. Платонов «Юшка»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ч.Т. Айтматов «Плаха»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
С. Лукьяненко «Ночной дозор»
В. Тендряков «Люди или нелюди»
Список произведений на тему "Добро и зло" в зарубежной литературе
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
Ч. Диккенс «Рождественская история»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
В. Скотт «Айвенго»
М. Зусак «Книжный вор»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда»
С. Кинг «Зеленая миля»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
П. Несс «Голос монстра»
Д. Алигьери «Божественная комедия»
Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»
Короткие рассказы к направлению "ДОБРО И ЗЛО"
Юшка А.П. Платонов
Кусака Л.Андреев
Уходящие из Омеласа У. ле Гуин
Грустная история семьи Муравьед Э. Керет
Кнопка, кнопка Р. Матесон
Синяя звезда А.И. Куприн
Оно У. Эко
Неизвестный цветок А.П. Платонов
Дороги, которые мы выбираем О. Генри
Злоумышленник А.П. Чехов
Канатоходец М. Гелприн
В аптеке А.П. Чехов
Изумруд А.И. Куприн
Хлеб для собаки В.Ф. Тендряков
Легенда В. Вересаев
Зеленая лампа А. Грин
Девочка со спичками Х. Андерсон
4.ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ.
ГОРДОСТЬ – нравственное качество личности, проявляющееся:
1) С одной стороны, как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.
Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т. д Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.
Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.
В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.
2)С другой стороны, как следствие переоценки заслуг человека в коллективе и недостаточного уровня развития его собственного самосознания могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо.
Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.
Полярность значений «гордости» – явление редкое для нравственных качеств личности. В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой.
СМИРЕНИЕ – (первоначально «смерение», одного корня с «мера», и означало «сдержанность, умеренность») – нравственное качество, противоположное гордости.
1. сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений.
2. покорность-добродетель, скромность; которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.
3. способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.
Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.
Как добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к нравственному идеалу- жизни на основе любви.
↑ ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ
Синонимы:
гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: