Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Психодиагностическая деятельность в образовательной среде План: Место психологической диагностики в структуре педагогического труда · История внедрения психодиагностической деятельности в образование: содержание первого, второго и третьего (современного) этапов. · Характерные черты современной психодиагностики в сфере образования. · Характеристика обстоятельств, определяющих реализацию психодиагностической деятельности в образовании. · Положения, отражающие основные ориентиры для образования и касающиеся психологической диагностики в системе образования. · Основные области применения психологической диагностики в педагогической практике: диагностика в образовательном процессе, диагностика индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса, диагностика возрастных возможностей и резервов развития обучающихся, диагностика различных форм отставания в развитии и нарушений в поведении и деятельности, диагностика психологического климата образовательной среды. · Связь психодиагностики образования с другими видами педагогической деятельности: экспертизой, прогнозом обучения, профилактической и коррекционно-развивающей работой. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде. · Факторы, определяющие произвольность возникновения психодиагностических ситуаций. · Особенности психодиагностической деятельности в образовании: доминирование социального контроля, полисубъектность, практикоориентированность содержания психодиагностических задач, комплексность влияния получаемого результата на субъектов образовательного процесса. · Доминирование социального контроля как генеральная особенность Влияние доминирования социального контроля на статус психодиагностической информации и решений.
· Полисубъектность. Понятия разделенной ответственности, совместной ответственности. · Практикоориентированность содержания психодиагностических задач. · Комплексность влияния получаемого результата на субъектов образовательного процесса. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда В психологии проблема диагностической деятельности в сфере образования, начиная с начала XX в. (П.П. Блонский, А. П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, А.М. Шуберт и др.), постоянно находится в центре внимания. В самом общем виде последовательность ее внедрения в образование можно описать следующим образом. Первый этап ассоциирован с именами А. Бине, Т. Симона и Г. И. Россолимо. Он характеризовался преимущественной разработкой отдельных специфических методик, предназначенных для конкретных диагностических целей, и введением количественных мер для определения уровня развития различных психологических особенностей учащихся. Второй этап развития психологической диагностики уже в качестве самостоятельной дисциплины был обусловлен бурным развитием и конструированием в 20–х гг. XX в. разнообразных тестовых методик: групповых, проективных средств и личностных опросников. В этот период в образовательный процесс был введен термин «психодиагностика». К этому же времени относится раскол в понимании сущности психодиагностики в образовании. Сторонники экспериментального исследования (К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Н.А. Рыбников, А. П. Нечаев и др.) стремились к широкому внедрению метода эксперимента для решения проблем школьного обучения и воспитания. Индивидуальные и коллективные эксперименты позволяли собрать значительное количество данных, вселяя в экспериментаторов уверенность в объективности полученных результатов.
Другое направление стремилось продолжить линию А.Ф. Лазурского – линию целостного изучения ребенка в естественных условиях. Основоположник этого направления М.Я. Басов считал, что предметом психолого–педагогического познания должна стать целостная личность ребенка, имеющая свой путь развития, свою статику и динамику. Становление обоих направлений, сопровождающееся совершенствованием различных методов психологического исследования, особое место среди которых занимали тесты, было прервано запретом в 1936 г. практики тестовых испытаний, отказом от разработки научно обоснованных методов диагностического исследования и передачей диагностических функций только в руки врачей и дефектологов. В 1969 г. на Центральном совете общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых сфер психологии в нашей стране. Ее «возвращение» в практику образования началось только в 1975г. с организации школьной психологической службы в Эстонии. Основная сложность современного этапа состоит в том, что психологическая диагностика продолжает развиваться в рамках методического подхода, и большая часть ее достижений связана с инструментальным аспектом. Несмотря на глубокое проникновение психодиагностики в образовательную практику, она так и осталась «вспомогательной» областью психологического знания, позволяющей отбирать и дифференцировать учащихся по различным признакам. Характерные черты современной психодиагностики в сфере образования – это: • использование тестового метода для утверждения различных научных позиций и проверки авторских теоретических концепций; • передоверие важнейших функций специалистам с низким уровнем подготовки, которые могли изменить судьбу ребенка, причем часто в полном отрыве от педагогической реальности; • появление множества низкопробных тестов, отличающихся низкой степенью валидности и надежности. Между тем, реализация психодиагностической деятельности в образовании должна быть обусловлена другими обстоятельствами. Во–первых, содержанием профессиональных задач, решение которых напрямую связано с предметом педагогического труда – от задач подготовки и организации урока, адекватной оценки знаний, стимулирования познавательной активности до задач профессионального становления субъекта педагогической деятельности, формирования его профессиональной идентичности.
Во–вторых, необходимостью познания внутреннего «Я» субъектов образовательной деятельности, раскрытия индивидуальных признаков развития, понимания личностных особенностей, определяющих поведение и деятельность в конкретной ситуации, для эффективного достижения образовательных целей. В противном случае, оставаясь за рамками познания психологических причин явления, будет сложно помочь ребенку, а действия педагога будут носить поверхностный, констатирующий характер, препятствуя профессиональному росту и личностному развитию. В–третьих, педагогическая деятельность относится к таким видам профессионального труда, в которых для успешного выполнения важно быстро реагировать на неожиданно меняющиеся обстоятельства. Это предъявляет к специалисту образования повышенные требования в умении оперативно и эффективно решать различные педагогические задачи. Поэтому психологическая диагностика является необходимым элементом, предваряющим, контролирующим и оценивающим результат активных действий педагога. Направленность на специфические для образования проблемы (проблемоориентированность диагностики) и обзор современных требований к психодиагностической практике позволяют сформулировать основные положения, касающиеся психологической диагностики в системе образования. • Критериями оценки уровня и хода развития детей и подростков выступают цели обучения и воспитания, изложенные в учебных программах. • Психодиагностическая деятельность специалистов должна ориентироваться на педагогический процесс и быть составной частью обучения, воспитания и развития личности в системе образования. • Первейшая задача психодиагностической деятельности специалистов – не констатация уровня развития школьников, а получение психологической информации об учащемся или коллективе, из которой можно сделать выводы об актуальном состоянии психической системы учащегося или ее элементов (потенциальных психологических детерминант поведения и деятельности) и о возможных педагогических мероприятиях по управлению изучаемой системой.
Если учесть данные ориентиры для образования, то можно определить основные области применения психологической диагностики в педагогической практике. 1. Диагностика в образовательном процессе. Для оптимизации педагогического процесса необходима информация о предпосылках, ходе и результатах обучения. В образовании психологическая диагностика имеет свои особые задачи, которые основываются на теории учения и усвоения, на теории о соотношении обучения и развития, на объективном психологическом анализе системы понятий каждой учебной дисциплины. Результаты диагностики позволяют корректировать и оптимизировать учебный процесс с учетом выявленных особенностей, а также устанавливать взаимосвязи между содержанием учебного материала, стратегиями обучения и психологическими особенностями учащихся. 2. Диагностика индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Полноценное осмысление результатов обучения возможно только на основе знания собственных индивидуальных особенностей и особенностей обучающихся. Практически каждая черта, каждое свойство или качество человека имеют варианты своего развития и проявления, которые сказываются на процессе обучения. Их учет становится основанием для развития личности в образовательной среде. 3. Диагностика возрастных возможностей и резервов развития обучающихся. На каждом этапе развития существуют свои приоритетные направления и сенситивные периоды для формирования психологических новообразований. Многие из них (произвольность, особенности Я–концепции, теоретическое мышление, рефлексия и др.) играют важную, а иногда решающую роль в эффективности обучения и воспитания. Психологический мониторинг развития на различных возрастных этапах способствует тому, чтобы возрастные особенности не только учитывались, но и активно формировались, служили основой дальнейшего развития возможностей школьника. 4. Диагностика различных форм отставания в развитии и нарушений в поведении и деятельности. Здесь решаются две задачи: а) своевременное выявление неблагоприятных внутренних и внешних условий развития с целью предупреждения отставания; б) выявление существующих форм нарушений, приводящих к приспособлению в образовательной среде на сниженном или искаженном функциональном уровне. Психологическая диагностика нарушений призвана ответить на следующие вопросы: каковы причины и условия неадекватного поведения, какова структура нарушения и какие требуются психологические мероприятия для их устранения.
5. Диагностика психологического климата образовательной среды. Продуктивное обучение, воспитание и развитие личности как педагога, так и обучающегося зависит от атмосферы, в которой протекает их деятельность. Каждый возрастной период и каждый этап социализации в системе образования имеет собственную «климатическую» специфику. Если в младшем школьном возрасте важно отношение взрослого к ребенку, то в подростковом возрасте особое значение приобретают взаимоотношения в коллективе сверстников и формы общения. Их роль в обучении может оказаться решающей. Своевременное и целенаправленное распознавание неблагоприятных признаков психологического климата образовательной среды способно остановить и предупредить многие проблемы в системе образования. Востребованность психодиагностики в образовании как нельзя лучше подчеркивает ее тесную связь с другими видами педагогической деятельности. Например, оценка качества учебной деятельности и деятельности преподавателя – своего рода ситуация экспертизы, которая требует соотнесения определенных психологических особенностей с условиями их организации, содержанием, структурными компонентами. Психолого–педагогическая диагностика в данном случае выступает в качестве объективизирующей основы, связывающей психические функции человека и выполняемую деятельность. Кроме того, появляется возможность сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности. Решение вопросов выбора учебного заведения, обучающей программы, дифференциации обучения неразрывно соединено с необходимостью установления особенностей развития и выявления потенциальных возможностей каждого учащегося для соответствующего типа обучения. Таким образом, задачи прогноза обучения также опираются на результаты психологической диагностики. Следствием получения диагностической информации может выступать создание условий для эффективной адаптации к учебному процессу и выработки дифференцированных рекомендаций обучения школьника. Кроме того, правильное и своевременное распознавание индивидуально–психологических особенностей учащегося составляет важную часть профилактической и коррекционно–развивающей работы, главным смыслом которой становится предупреждение и преодоление уже имеющихся или возможных недостатков и отклонений в поведении и деятельности. Таким образом, психологическая диагностика создает основу для организации психологом, педагогом, социальным работником коррекционно–развивающей, профилактической и прогностической работы, поскольку психодиагностическая активность специалиста направлена не только на установление определенных закономерностей психического развития личности в образовательной среде, но и на выявление психологических причин конкретного педагогического явления или феномена. Психологические основания многих проблем очень часто не проявляются во внешнем плане и поэтому остаются скрытыми для педагогов, воспитателей, родителей. Они требуют психологического распознавания, выявления психологической сущности тех или иных особенностей поведения или деятельности. Именно поэтому психодиагностику, в первую очередь, определяют как теорию и практику постановки психологического диагноза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|