Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки нарушения внешнего дыхания, их оценка. Уход за пациентами и доврачебная помощь при одышке, приступе удушья.




Министерство здравоохранения республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

27 августа 2016

 

Протокол № 7

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

I курса лечебного факультета

по основам медицинского ухода

 

Тема № 6 Наблюдение и гигиенический уход за пациентами при нарушении функции дыхательной системы.

 

3 часа

 

 

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Изучить особенности наблюдения и ухода за пациентами с нарушениями функции дыхательной системы, при кашле, кровохаркании, легочном кровотечении, правила сбора мокроты для общего клинического и бактериологического исследования, правила обработки, дезинфекции и хранения плевательниц.

Требования к исходному уровню знаний.

Студент должен знать

1. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания.

2. Правила сбора мокроты для общего клинического и бактериологического исследования.

3. Правила дезинфекции и хранения плевательниц.

4. Особенности наблюдения и ухода за пациентами при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, удушье.

5. Правила пользования карманным ингалятором.

6. Понятие об инструментальных методах исследования органов дыхания (спирография, бронхоскопия, бронхография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия).

Студент должен уметь

1. Проводить сбор мокроты для общего клинического и бактериологического исследования.

2. Проводить дезинфекцию плевательниц.

3. Уметь оказать первую доврачебную помощь больным при кашле, кровохарканьи, легочном кровотечении, удушье.

4. Обучить больного правилам пользования карманным ингалятором.

5. Проводить подготовку пациентов для инструментальных методов исследования органов дыхания.

 

Материальное оснащение

1.Плевательницы.

2. Карманный ингалятор.

 

3. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Анатомия верхних и нижних дыхательных путей.

2. Нормальная физиология системы органов дыхания.

4. Контрольные вопросы по теме занятия

1. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания.

2. Признаки нарушения функции внешнего дыхания, их оценка. Помощь пациенту при одышке, приступах удушья.

3. Особенности наблюдения и ухода за больными при кашле, выделении мокроты.

4. Сбор мокроты (для общего анализа, на наличие микобактерий туберкулеза (ВК), атипичных клеток (АК), метод флотации; метод люминесцентной микроскопии).

5. Методы дезинфекции предметов ухода: обработка и раздача индивидуальных плевательниц для сбора мокроты в общесоматических стационарах и противотуберкулезных учреждениях здравоохранения.

6. Особенности наблюдения и ухода за больными при кровохаркании, легочном кровотечении, боли в грудной клетке.

7. Оксигенотерапия. Техника безопасности при работе с кислородными приборами.

8. Понятие об инструментальных методах исследования органов дыхания (спирография, бронхоскопия, бронхография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия). Подготовка пациентов для инструментальных методов исследования органов дыхания.

 

Материалы для самоподготовки

Основные жалобы пациентов при заболеваниях органов дыхания.

Заболевания органов дыхания изучает раздел внутренних болезней – пульмонология.

Пульмонологией (от лат. «pulmo» – легкое; от греч. «logos»–учение) называют раздел внутренних болезней, изучающий патологию органов дыхания и разрабатывающий методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний дыхательной системы.

Жалобы пациентов с заболеваниями органов дыхания можно разделить на две группы:

1) местные жалобы:

- нарушения носового дыхания, насморк, нарушения обоняния, сухость в носу,

- носовые кровотечения,

- изменения голоса,

- боль и другие неприятные ощущения в горле,

- кашель,

- отделение мокроты,

- кровохарканье,

- одышка,

- удушье,

- боль в грудной клетке.

2) общие (неспецифические) жалобы:

- лихорадка,

- слабость,

- снижение работоспособности,

- потливость,

- снижение аппетита и др.

Наблюдение и уход за больными с патологией органов дыхания следует проводить в двух направлениях.

Общие мероприятия – мероприятия по наблюдению и уходу, в которых нуждаются пациенты с любыми заболеваниями различных органов и систем: наблюдение за общим состоянием больного, термометрия, наблюдение за пульсом и АД, заполнение температурного листа, обеспечение личной гигиены больного, подача судна и др.

Специальные мероприятия – мероприятия по наблюдению и уходу, направленные на помощь больным с симптомами, характерными для заболеваний органов дыхания, – одышкой, кашлем, кровохарканьем, болью в грудной клетке, лихорадкой и др.

 

Признаки нарушения внешнего дыхания, их оценка. Уход за пациентами и доврачебная помощь при одышке, приступе удушья.

При заболеваниях органов дыхания, характеризующихся поражением мелких бронхов (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких) и альвеол (пневмония – воспаление легких) возникают нарушения функции внешнего дыхания.

В клинике внутренних болезней широко практикуется исследование функции внешнего дыхания, о которой судят чаще всего, изучая легочную вентиляцию, хотя эта функция поддерживается и диффузией газов через альвеолярно-капиллярные мембраны, легочным кровотоком, нервной регуляцией и т.д.

Легочная вентиляция оценивается частотой дыхания (ЧД), дыхательным объемом (ДО), минутным объемом дыхания (МОД), максимальной вентиляцией легких (МВЛ) и другими спирографическими показателями.

Клинически нарушения функции внешнего дыхания проявляются одышкой, удушьем, изменением частоты и ритма дыхания, появлением цианоза (синюшное окрашивание кожи) и др.

Одышка или диспноэ (от греч. «dys»–затруднение, нарушение, «рnое» – дыхание) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания или повышение работы дыхательных мышц, проявляющиеся, как правило, субъективными ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания. Следует помнить, что одышка может быть как собственно легочного, так и сердечного, неврогенного и другого происхождения.

Различают 2 вида изменений частоты дыхания.

Тахипноэ – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20 в минуту). Тахипноэ наиболее часто наблюдают при поражении легких (например, воспалении легких – пневмонии), лихорадке, болезнях крови (например, при снижении уровня гемоглобина – анемии). При истерии частота дыхания может достичь 60–80 в минуту.

Брадипноэ – патологическое урежение дыхания (менее 12 в минуту); его наблюдают при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль мозга), длительной и тяжелой гипоксии (например, вследствие сердечной недостаточности).

В зависимости от нарушения фазы дыхания выделяют следующие типы одышки:

– инспираторная одышка – затруднен вдох.

– экспираторная одышка – затруднен выдох.

– смешанная одышка – затруднены обе фазы дыхания.

В норме дыхание – ритмичный процесс. При патологических состояниях могут наблюдаться нарушения ритма дыхания (так называемое «периодическое дыхание»).

Дыхание Чейна-Стокса – дыхание, при котором после дыхательной паузы появляется сначала поверхностное редкое дыхание, которое постепенно нарастает по глубине и частоте, становится очень шумным, затем постепенно убывает и заканчивается паузой, во время которой больной может быть дезориентирован или терять сознание. Пауза может длиться от нескольких до 30 с. (рисунок 1).

 

Рис.1. Дыхание Чейна-Стокса.

 

Дыхание Биота – ритмичные периоды глубоких дыхательных движений чередуются примерно через равные промежутки времени с продолжительными дыхательными паузами. Пауза также может длиться от нескольких до 30 с. (рисунок 2).

 

Рис. 2. Дыхание Биота.

 

Дыхание Куссмауля – глубокое редкое дыхание с шумным вдохом и усиленным выдохом; его наблюдают при глубокой коме, обусловленной сахарным диабетом и почечной недостаточностью (уремией) (рисунок 3).

 

 

Рис.3. Дыхание Куссмауля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...