Задания для самостоятельной работы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет права, социологии и СМИ Кафедра психологии
Методические рекомендации Для самостоятельной работы студентов (СРС) По курсу: «Этнопсихология»
Специальность: 020400-«Психология». Разработал: доцент кафедры психологии Н.П. Лонцих
ИРКУТСК, 2007 Под самостоятельной работой студентов (СРС) понимают многообразные виды их учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя (или частичного руководства, если СРС выполняется в аудитории). На СРС по курсу «Этнопсихология» 64% учебного времени. Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, которая, кроме работы с первоисточниками, учебными пособиями и справочной литературой, включает в себя подготовку к контрольным работам. Подготовка к семинарским занятиям включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Именно данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы по промежуточному контролю и конечному контролю). Конспектирование один из сложных видов самостоятельной работы студентов. Составление конспекта заставляет студентов анализировать текст. Составление конспекта помогает глубже понять прочитанное, т.к. заставляет анализировать текст, разграничивать главное и второстепенное, отделять основную мысль от доказательств, пояснений, иллюстрирующего материала. Конспектирование способствует выработке умений профессиональной речи, поскольку конспектирующий устанавливает логические, смысловые связи, обобщает текстовый материал, что помогает ему в устной речи точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки.
Конспект отражает первоисточник в такой мере и форме, которые соответствует уровню подготовленности студента, его интересам, способностям, что индивидуализирует учебный процесс. Различают разные виды конспектов. По объему выделяют краткие (отбираются положения лишь общего характера), подробные (наряду с основной информацией включается иллюстрирующая информация), смешанные (допускается изложение некоторых фрагментов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схем и т.д.). Любой из названных конспектов будет отвечать своему предназначению, если позволит конспектирующему восстановить информацию с требуемой полнотой без повторного обращения к оригиналу. По количеству перерабатываемых источников различают монографические конспекты, составленные по одному источнику, и связные (обзорные), выполненные по нескольким источникам на одну тему. В ходе выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется составление разных по типу конспектов. Отобранная для записи информация может быть сжата за счет переформулирования отдельных элементов текста и за счет сокращения записи слов. При установке на составление краткого конспекта требуется отбирать все основные положения, раскрывающие тему и подтемы текста; при установке на выполнение подробного конспекта - отбирать помимо указанных выше положений еще и основную информацию, раскрывающую микротемы. Данные требования обязывают конспектирующих избегать как потерь основных положений текста, так и неоправданного включения избыточных сведений.
Сокращенная запись информации, символов, схем и т.д., не должна искажать смысл отдельных слов и предложений и создавать напряжение при обращении к конспекту. Малознакомые слова целесообразно записать полностью. Относительно заданий по составлению плана первоисточника или его фрагментов отметим, что перед студентами не ставится задача составления определенного типа плана. План может получить разное языковое оформление: быть в виде логических вопросов (вопросный план), названных предложений (назывной план), тезисов (тезисный план), цитат (цитатный план). Однако студентам необходимо иметь в виду, что формулирование плана требует точности, в противном случае может произойти неправильный отбор информации.
Задания для самостоятельной работы 1. Основываясь на источниках по этнологии, напишите мини-сочинение на тему: «Взаимосвязь этнологии и этнопсихологии». Проследите, какие этнологические вопросы послужили предпосылкой разработки этнопсихологических проблем. В качестве примера, используйте книгу Ж. Сервье «Этнология». (Источник: Жан Сервье. Этнология.М., 2004. стр. 9-113, 132-155).
2. Прочитайте главу «Этническое возрождение на рубеже тысячелетий» и дайте ответ на вопросы: 1) В чем состоит функция этноса как психологической общности? 2) С чем связаны причины роста этнической идентичности? (Источник: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2007. стр. 18-27).
3. Прочитайте статью К.Касьяновой «Национальный характер и социальный архетип» и дайте ответы на следующие вопросы: а. Что, согласно концепции автора данной статьи, лежит в основе национального характера? б. Как взаимосвязаны понятия национального характера и социального архетипа? (Источник: Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия\ Сост. К.В. Сельченок. Мн. 2004. стр. 351 - 362).
4. Прочитайте статью «Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации» из книги «Современная этнопсихология».
Законспектируйте статью, акцентируя внимание на следующих аспектах: - адаптационный аспект культуры; - уровни и механизмы этнической адаптации. (Источник: Современная этнопсихология. Хрестоматия. А.Е. Тарас. - М., 2003.стр. 27-92).
5. Основываясь на материале статьи Э.М. Виноградовой «Национальное сознание и национальная культура», ответьте на следующие вопросы: 1) Как соотносятся понятия «национальное сознание» и «национальная культура»? 2) Какие параметры в этнопсихологических исследованиях могут характеризовать содержимое этнического сознания? 3) Назовите факторы, объединяющие людей в нацию. (Источник: Современная этнопсихология. Хрестоматия. А.Е. Тарас. - М., 2003. стр. 311-320).
6. На материале статьи Б.А. Вяткина, В.Ю. Хотинец «Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности» подготовьте конспект доклада на тему «Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности». (Источник: Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец «Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности»\ Психологический журнал. Т 17, №5, стр. 69-75).
7. Прочитайте статью В.Г. Бабакова «Стрессовое состояние этнического сознания». Ответьте на следующие вопросы: 1) Назовите стрессогенные группы факторов, влияющие на этническое сознание. 2) Охарактеризуйте три основных типа поведения этнофоров в стрессовых ситуациях. 3) В каких формах выражается стресс общественного сознания этнических групп? (Источник: Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматия \Сост. К.В. Сельченок. Мн. 2004. стр. 403 - 436).
8. Прочитайте главу «Формирование структурой языка национальных особенностей конформистского и нонконформистского поведения» из книги Мельниковой А.А. «Язык и национальный характер». Ответьте на вопрос: Каким образом в семантическом строе языка представлен феномен национального сознания? Аргументируйте ответ примерами из книги и из личных наблюдений. (Источник: Мельникова А.А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб., 2003. стр. 109-224.)
9. На основе следующих источников: -Коуэл М. Культурно историческая психология. М., 1997. стр.55-88. - Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2007. стр. 66-81 - Популярная этнопсихология. Н.Ю. Нежурина-Кузничная - Мн., 2004.стр.54-77. подготовьте ответы на следующие вопросы: 1) В чем суть кросскультурных исследований в этнопсихологии? 2) В чем заключается специфика emic и etic подходов кросскультурных исследований? 3) С чем связаны основные объективные трудности кросскультурных исследований?
10. На материале статьи В.П. Левкович, Л.В. Мин «Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана» охарактеризуйте конкретное содержание следующих этнопсихологических терминов: - ассимиляция; - интеграция; - этническая консолидация; - позитивная этническая идентификация; - этнокультурная адаптация; - этническое самосознание. (Источник: В.П. Левкович, Л.В. Мин «Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана» \Психологический журнал том 17 №6 стр. 72-81).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|