Расчет тихоходной ступени (косозубая).
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Проектирование зубчатого механизма.
Исходные данные: электролебедка (рисунок - 1) состоит из электродвигателя 1, двух муфт: упругой 2 и соединительной 4, двухступенчатого цилиндрического редуктора 3 и барабана 5. Работа односменная, пусковая нагрузка до 150% от номинальной. Грузоподъемность лебедки F, скорость навивания каната на барабан V, диаметр барабана D заданы в таблице. Срок службы редуктора 20000 часов. Требуется: подобрать электродвигатель, рассчитать зубчатые колеса тихоходной ступени редуктора. Выполнить рабочие чертежи колеса и вала (формат А3)
Рисунок 1. Схема электромеханического привода Последовательность расчета.
Выбор электродвигателя.
1.1. Определяем общий КПД привода лебедки. а) КПД пары зубчатых колес при работе в масляной ванне 1 = 0,98; б) КПД, учитывающий потери в одной паре подшипников качения 2 = 0,99; в) КПД, учитывающий потери в паре подшипников скольжения (вал барабана смонтирован на подшипниках скольжения) 3 = 0,95; г) КПД муфты м = 0.98 Общий КПД привода 1.2. Требуемая мощность электродвигателя: Р’ дв где F – усилие на канате барабана, v – скорость каната. 1.3. Выбор электродвигателя: Выбираем исходя из условия: Рдв Тип данного электродвигателя асинхронный, его параметры:
Кинематический расчет.
2.1. Угловая скорость выходного вала редуктора и барабана:
nб = n3 = 2.2. Общее передаточное число:
Uоб = Up = (1)
n1 - число оборотов быстроходного вала n3 = nб - число оборотов тихоходного вала 2.3. Разбивка передаточного числа на ступени:
Uоб = Uр = U Uт (2)
где Uб – передаточное число быстроходной ступени. Uт – передаточное число тихоходной ступени редуктора, обычно определяют Uт = 0.88 . Тогда находится Uб = и полученные данные подставляем в (2).
2.4. Окружные скорости валов редуктора: - быстроходного (входного) n1 = nБ - промежуточного n2 =nпр - тихоходного (выходного) n3 =nТ 2.5. Крутящий момент на валах редуктора: Крутящий момент на валу барабана Тб = Т5= где D – диаметр барабана Т4 = ТТ = Т3 = Тпр = Т2 = ТБ =
3. Расчет зубчатых передач:
3.1. Выбор материалов для шестерни: Желая получить редуктор с возможно меньшими габаритами, выбираем для обеих пар зубчатых колес сталь с повышенными механическими качествами: - для шестерен z1 и z3 - сталь 40х; термообработка улучшение; НВ257 (по табл., ориентируясь на диаметр заготовок до 150мм); в = 830 н/мм2; т = 590 н/мм2; - для зубчатых колес z2 и z4 - сталь 40х; термообработка нормализация, НВ200, в = 690 н/мм2; т = 440 н/мм2.
3.2. Определение допускаемых напряжений. 3.2.1. Определение контактной твердости материала и допустимого контактного напряжения. В данном случае в качестве расчетной контактной твердости материала принимаем ее среднее значение. Для шестерни по формуле
НВ3 = 0,5 (НВmax +НВmin)
для колеса по той же формуле:
НВ4 = 0,5(НВ max +НВmin).
Оцениваем возможность приработки колес по формуле
HB3 HB4+ (10…15); Допустимое контактное напряжение: Для определения допустимых контактных напряжений принимаем коэффициент запаса прочности SHmin=1.1предел контактной выносливости зубьев: min = 2HB+70 - для шестерни: Hmin3 = 2HB3+70 - для колеса Hmin4= 2HB4+70 Расчетное число циклов напряжений NK при постоянном режиме нагружения определяем по формуле: - для шестерни:
NK3 = 60n3cLh
- для колеса:
NK4 = 60n4cLh
Базовое число циклов напряжений рассчитываем в зависимости от твердости материала:
NH lim = 30NHB2.4
- для шестерни NH lim3 - для колеса NH lim4
Коэффициент долговечности ZN при расчете по контактной выносливости находим, учитывая, что Nk NH lim по формуле:
ZN =
Определяем допустимые контактные напряжения по формуле:
- для шестерни: - для колеса:
С учетом рекомендаций вычисляем расчетное допустимое контактное напряжение по формуле:
нр = 0,45()
3.2.2. Допускаемые напряжения изгиба. Для определения допустимых напряжения изгиба принимаем коэффициент запаса прочности Sf= 1,7; предел выносливости зубьев на изгиб для данного материала определяется как
0F lim b = 1,75НВ
Коэффициент долговечности YN при расчете на изгибную выносливость находим по формуле:
где NFlim – базовое число напряжений на изгибе; NFlim = Согласно условию принимаем YN3=YN4=1. Находим коэффициент YA, учитывающий двухстороннее нагружение; в нашем случае YA3=YA4=1 (для одностороннего нагружения). Определяем допустимые напряжения изгиба по формуле
FP =
Допускаемые напряжения изгиба для зубьев шестерен, принимая[n] =1,5,
К = 1,6, Кри = 1,
[n] – требуемый (допускаемый) коэффициент запаса прочности; К - эффективный коэффициент концентрации напряжений у корня зуба; КН - коэффициент режима нагрузки
КН =
Nц = n
Nц – число циклов нагружения; n – угловая скорость, об/мин; Т - расчетная долговечность (срок службы передачи), ч; Т=20000 часов; а – количество зацеплений зуба за один оборот колеса, а=1; При Nц 5 Kри получается меньше 1, берется в расчетах Кри = 1,0 Для зубьев шестерни имеем
[ ]'u =
Для зубьев колес принимаем [n] = 1,5 и Кб=1,5,
[ ]''u =
Расчет тихоходной ступени (косозубая).
4.1. Определение потребного межосёвого расстояния из условия контактной прочности поверхности зубьев. Межосевое расстояние определяем по формуле
где Uт = 4,5; - коэффициент ширины, принимаемый равным 0,15; 0,25; 0,315 Ка – косозубая передача (коэффициент, учитывающий повышение нагрузочной способности за счет увеличения суммарной длины контактных линий). - коэффициент, учитывающий неравномерность нагрузки по длине контактной линии. Принимаем равным 1,15.
4.2. Число зубьев и модуль зацепления. Нормальный модуль зацепления выбирается по формуле: m = (0,01 0,02) w
Предварительно выбирается угол наклона зубьев = 10°
Число зубьев шестерни
z3 =
Число зубьев колеcа
z4 = UT
Суммарное число зубьев
Уточняется значение угла
для косозубой передачи проверяется условие
т.е. принятое значение угла при = 0,4 приемлемо.
4.3. Основные размеры зубчатой пары колес тихоходной ступени. Диаметры длительных окружностей зубчатых колес:
d3 = =
d4 =
Проверяем межосевое расстояние:
aw =
bw =
Расчет диаметра вершин колес:
da3 =
da4 =
Расчет диаметров впадин колес:
Di3 =
Di4 =
4.4. Окружная скорость колеса
V2 =
При такой скорости и твердости материалов зубчатых колес менее НВ350 назначают 9-ю степень точности изготовления зубьев зубчатых колес тихоходной пары.
4.5. Уточнение коэффициента нагрузки:
Кн = КН HV
при несимметричном расположении колес, КH = 1,4, и при 9-ой степени точности КHV = 1,2, тогда вычисляется КН.
4.6. Проверяем расчетные напряжения при принятых размерах передачи и уточненной величине коэффициента нагрузки: 4.6.1. Контактное напряжение.
где КК - коэффициент для косозубой передачи, учитывающий повышение нагрузочной способности за счет увеличения длины контактных линий.
4.6.2. Напряжение изгиба. Силы, действующие в зацеплении: - окружное усилие
Ft =
- радиальное усилие
Fp =
- осевое усилие
Fa =Ft tg
Проверяем прочность зубьев по напряжениям изгиба
F – коэффициент формы зуба: для шестерни при zV3 =
для колеса при zV4 =
Производим сравнительную оценку прочности и колеса: - для шестерни - для колеса
Дальнейший расчет ведется по зубу колеса как менее прочному. КК =1,4 для косозубых колес.
Расчетное (рабочее) напряжение изгиба в опасном сечении зуба z4 сравнить с его допустимым.
4.6.3. Напряжения при перегрузках. Кратковременные перегрузки, не учтенные при расчете, могут привести к потере статической прочности зубьев. Поэтому после определения размеров передачи по сопротивлению усталости необходимо проверить статическую прочность при перегрузках.
Максимальные контактные напряжения при перегрузке моментом Тпик можно выразить через напряжение н:
Если значение Тпик не задано, его определяют по формуле Тпик = КТmах, где К— коэффициент внешней динамической нагрузки, принемаемый равным 1,5…2,5. Аналогично, максимальные напряжения изгиба
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|