Индепендентская республика
Революция торжествовала победу - феодальная монархия была свергнута. После постановления от 4 января 1649 года парламент принимает ряд мер по переходу к республике. 6 января назначается комиссия для выработки проекта новой большой государственной печати. 27 января - постановление о том, что в любых официальных документах вместо ранее принятого «именем его величества» следует писать «именем хранителей свободы Англии, властью парламента». 30 января - принятие акта о том, что провозглашение любого королём без согласия парламента является гос-ной изменой. 6 февраля принимается билль об устранении палаты лордов, 7 февраля - билль об устранении королевского звания. Актом парламента от 17 марта 1649г. королевская власть объявлялась уничтоженной. Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. Наконец, конституционное закрепление республиканской формы правления было закреплено актом 19 мая 1649 года. В нём Англия провозглашалась как «республика» и свободное государство, верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте», высший орган исполнительной власти – Гос-ный совет. Сам Гос-ный совет был учреждён решениями парламента ранее: 7 и13 февраля. В соответствии с этими документами он представлял собой вспомогательный орган, подчинённый парламенту, с полномочиями лишь на один год. Членами совета могли становиться только лица, согласные с осуждением и казнью Карла I, а также с упразднением палаты лордов и королевской власти. Состав этого органа вызвал сильные споры, в результате которых был составлен список из 41 человека. Также поначалу в совете не было должности председателя, против которой выступал парламент, опасавшийся узурпации власти в руках одного человека.
В задачи Гос-ного Совета входило: противодействие восстановлению монархии, управление вооруженными силами страны, управление торговлей и внешней политикой страны, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Гос-ном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Хотя в документах Гос-ный совет выглядел лишь исполнительным органом парламента, в действительности он занял значительно более высокое положение и во время их совместного существования скорее он преобладал над парламентом. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом. Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649г. оставалось около 80 членов. В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Гос-ного Совета и Совета армии. Обязанная своим установлением народным массам, республика, тем не менее, ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель. 5. Протекторат Кромвеля. Гражданская война резко ухудшила положение народных масс. Так, буржуазия и джентри все свои проблемы переложили на плечи народа. Также огромное недовольство вызвала аграрная политика Долгого парламента. Велась распродажа королевских земель, имений мятежных лордов и церкви в интересах буржуазии, джентри. Недовольство народных масс также вызвало отсутствие религиозной и политической свободы в стране. Начались волнения в армии, из-за того, что солдаты требовали проведения демократических реформ. Кромвелю с трудом удалось подавить эти выступления. В 1653 г. Кромвель разогнал парламент и Государственный совет. После разгона «охвостья» парламента был учрежден Временный государственный совет. Фактически вся власть перешла в руки Кромвеля. Однако он был вынужден максировать установленную им диктатуру парламентскими формами. 16 декабря 1653 г. Совет офицеров провозгласил Кромвеля лордом- протектором и разработал конституцию страны под названием «Орудие управления» (полное название – «Форма правления государством общего блага Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими»). Согласно ст. 1 Конституции, законодательная власть принадлежала лорду- протектору и однопалатному парламенту. Пост лорда- протектора объявлялся пожизненным. Он утверждал все билли, принятые парламентом, и при чрезвычайных обстоятельствах мог издавать от своего имени законы. Парламент должен был созываться раз в три года. Право голоса на выборах в парламент получили лица, имеющие возраст 21 год, владеющие имуществом стоимостью в 200 фунтов стерлингов. Исполнительную власть в государстве также осуществлял лорд- протектор совместно с Государственным советом. Лорд- протектор наделялся широкими полномочиями. От его имени издавались все официальные документы, назначались должностные лица. Пользовался правом помилования (за исключением осужденных за убийство и за измену). Ведал международными делами.
Вся территория страны была разделена на 11 военных округов, вся власть в которых перешла к ответственным лично перед лордом- протектором генерал-майорам. С конца 1645 г. Кромвель перестал созывать парламент, а членов Гос. совета он назначал по своему усмотрению. Правда, в 1657 г. была восстановлена верхняя палата. Власть Кромвеля была сильнее, чем у абсолютного монарха. Перед смертью, 3 сентября 1658 г. Кромвель назначил своим преемником сына Ричарда, который за свою бездарность получил прозвище «Неудачливый Дик». Вскоре он был свергнут Советом офицеров. Собравшийся 25 апреля 1660 г. парламент решил восстановить королевскую власть в стране и призвать на престол сына казненного Карла I - Карла II, (правил с 1660- 1685гг.) 6. «Хабеас корпус акт» 1679г., его общая характеристика. Май 1679г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, которые желали ограничить власть КарлаII. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями). Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшиеся, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания.
После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал дела и принимал одно из следующих решении: освободить задержанного; продолжать его дальнейший арест; освободить под залог. Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней: освободить его; подвергнуть аресту; отпустить под залог. Следует отметить, что в выдаче приказа «Хабеас корпус» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля или Тайного совета, или что прошение подано в каникулярный период. Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике. В данном случае шерифу или тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно: в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов; во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности. Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|