Шевцова Татьяна Станиславовна
Когнитивно-поведенческий, процессуальный, психосинтетический
И интегративный подходы»
Пояснительная записка
Цель - организация приобретение специалистами теоретических знаний и практических навыков консультирования с опорой на фундаментальные знания.
Задачи курса:
· ознакомить с различными направлениями, познание и создание феноменологических основ консультативной деятельности;
· активизировать ценности и смыслы консультативной деятельности,
· ознакомить слушателей с методами, методиками, технологиями и техниками психологического консультирования;
· обеспечить овладение психотехническими навыками консультирования;
· обеспечить обретение личного опыта психолога-консультанта и клиента;
· создать условия для личностного, теоретического и психотехнического самоопределения психолога-консультанта.
Программа предназначена для следующих групп: выпускников бакалавриата и специалитета, психологов-консультантов, штатных психологов организаций, руководителей и сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников консалтинговых.
Ожидаемые результаты:
После окончания обучения слушатели обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и приемами консультативной работы.
Могут квалифицированно выстроить терапевтический альянс и весь цикл терапии, от первой консультации до завершающей встречи.
Преподаватели курса
Аванесян Гаянэ Юрьевна
Клинический психолог, член Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) и Ассоциации Когнитивно-бихевиоральных терапевтов (АКБТ).
Образование: Ярославский государственный университет, Медицинская психология и психотерапия (усовершенствование), Основы семейной психотерапии.
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Медицинская психология", Теория и практика рационально-эмоционально-поведенческой терапии Эллиса.
Место работы - "Кабинет клинического психолога".
Работает в направлениях: Когнитивная терапия, Поведенческая психотерапия, Позитивная психотерапия, Психоаналитическая терапия, Рационально-эмотивная терапия, Системная семейная терапия, Схема-терапия, Терапия принятия и ответственности (АСТ), Диалектико-поведенческая терапия (ДВТ).
Баянова Екатерина Владимировна
Психолог высшей квалификационной категории, патопсихологическая диагностика, индивидуальное консультирование, групповая работа, медицинский психолог.
Образование: Тюменский Центр психического здоровья, медицинский психолог.
Практическая деятельность: Тюменская клиническая больница №3, отделение пограничных состояний, медицинский психолог. Лечебно-реабилитационный центр "Оловяниково" (отделение неврозов), Ведущая групп по танцевально-двигательной терапии. Ведущая групп для беременных женщин по подготовке к родам и родительству. Ведущая обучающих групп для медицинских работников (врачи, медсестры) в рамках программы Департамента здравоохранения Тюменской области "Медицинская этика, деонтология и основы конфликтологии". Ассистент кафедры психиатрии и наркологии Тюменского государственного медицинского университета.
Чумакова Елена Викторовна
Психолог-консультант, психолог-психотерапевт, бизнес-тренер, член Ассоциации Психотерапевтической Лиги, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), руководитель магистратуры по направлению "Психологическое консультирование", Персональный тренер и VIP-коуч, супервизор.
Образование: Факультет психологии Ленинградского (ныне С.-Петербургского) государственного университета. Стажировки в Германии в Лейпцигском университете в лаборатории Форверга, основоположника современного тренинга. Институт тренинга (Санкт-Петербург). Институт менеджмента и контроля (Вашингтон, США). Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп, организованная совместно с Институтом психотерапии и консультирования «ГАРМОНИЯ» и The Concord Institute, США при участии Transcultural Network for Global Psychology and Education (США). Вислохский Институт системных решений (организационные расстановки) (Голландия-Германия). Центр системно-структурных решений (системные и структурные расстановки) (Москва)
Школа консультантов по управлению при Академии народного хозяйства (Москва).
Практическая деятельность: Генеральный директор Института организационного и личного развития «Эго Ресурс» (Челябинск)
Шевцова Татьяна Станиславовна
Доцент кафедры общей и социальной психологии Тюм.ГУ, кандидат психологических наук, психолог-консультант, тренер, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Научная и профессиональная деятельность: 28 научных публикаций, в том числе:
Психотерапевтические методы и подходы к решению задач психологического консультирования; Профессиональные затруднения педагога. Деформации профессионального педагогического общения. Исследование динамики личностного и профессионального становления студентов факультета психологии. Практико-ориентированные программы обучающих семинаров для психологов и других субъектов системы образования: "Консультирование, коррекция и психотерапия в образовании", обучающий семинар-видеотренинг "Подготовка тренеров социально-психологических тренингов", "Организация и содержание работ школьной психологической службы", "Психологические аспекты профессионального общения преподавателя вуза", "Тренинг коммуникативной компетентности"; "Мастерство профессионального общения", "Личностная психодинамика и секреты профессионального мастерства психолога" и другие.
3. Тематический план занятий
№
| Тема
| Кол-во часов
|
| Когнитивно-поведенческий подход
|
|
1.1
| Теоретическая часть:
Место когнитивной терапии (КТ) в ряду психотерапевтических методов.
Основные преимущества КТ.
Базовые понятия КТ.
Понятие автоматических мыслей (АМ).
Когнитивная модель эмоций по А.Беку.
Когнитивная концептуализация и реструктуризация.
Промежуточные убеждения, глубинные убеждения.
Когнитивные искажения и ошибки мышления.
Поведенческие эксперименты.
Компоненты когнитивной терапии.
Домашние задания. Ведение дневников.
Релаксационные техники и переключение внимания.
Копинг-карточки.
Обсуждение теоретических и практических вопросов.
|
|
1.2
| Практическая часть:
Отработка навыков определения С-М-Э-Р, S-O-R.
Отработка навыков различения эмоций от мыслей.
Демонстрация и работа в парах.
Работа в парах: выявление АМ, промежуточных и глубинных убеждений.
Практика реструктурирования убеждений.
Отработка в группе навыков релаксации и переключения внимания.
Подготовка поведенческих экспериментов.
|
|
| Процессуальная психотерапия
|
|
2.1
| Теоретическая часть:
Общее знакомство с методом, основные понятия.
Общая структура и динамика психики в процессуальной психотерапии (ПТ). Связь процессуальной терапии с другими видами психотерапии. Философия ПТ.
Первичные и вторичные процессы
Край краевая фигура, краевое поведение
Уровни реальности. Двойные сигналы.
Каналы в ПТ. Занятые, незанятые каналы.
Техники амплификации. Разворачивание сигналов.
Тело сновидения. Сновидческая реальность.
|
|
2.2
| Практическая часть:
Применение подходов, техник и методов ПТ в работе с избранными темами в консультировании и психотерапии
Работа с телесными симптомами
Работа с отношениями
Работа с зависимостями
Работа с краевой фигурой
|
|
| Психосинтез
|
|
3.1.
| Теоретическая часть:
Суть психосинтетического подхода к личности и психотерапии.
«Яйцо Ассаджиоли»: концепция Низшего, Среднего и Высшего бессознательного.
Структура личности: концепция субличностей и Эго.
Концепция внутреннего конфликта.
Концепция внутреннего диалога.
Отличие краткосрочного консультирования и психотерапии.
Динамика личности в психотерапии и за ее пределами: 3 вехи, 7 ступеней личностного и духовного развития.
|
|
| Практическая часть:
Самоисследование: организация опыта для понимания себя, обнаружения собственной структуры личности.
Последующее концептуальное осмысление полученного опыта: понимание логики и механизмов работы психики. Структурирование этого материала в виде схем, списков, последовательности шагов и пр.
Принципы и технологии работы с клиентом: демонстрационная сессия с анализом и наблюдением.
Отработка инструментов консультирования друг на друге: работа по принципу очной супервизии с отслеживанием и коррекцией принципиальных ошибок, с развивающей обратной связью «консультантам».
Работа «в полях», со своими клиентами (за рамками семинара).
Технология работы с клиентом в концепции психосинтеза
Суть работы субличностей и их роль в формировании жизненного сценария. Силовые и теневые субличности.
Демонстрационная сессия на построение внутреннего диалога. Суть управляемого внутреннего диалога. Отработка навыка.
|
|
| Интегративный подход
|
|
4.1
| Теоретическая часть:
Определение психологической помощи и ее содержание.
Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи.
Концепция мировоззрения.
Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии.
Пятишаговая модель интервью.
Основные микротехники внимания и воздействия: внимательное поведение, визуальный контакт, язык жестов, тон голоса, физическое расстояние, время.
Клиентцентрированная терапия.
История возникновения. Карл Роджерс и клиентцентрированная терапия. Основные навыки эмпатического слушания. Упражнения в ключе клиентцентрированной терапии.
Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник
Логотерапия: направленность в будущее
Трансактный анализ в психологическом консультировании
Диалогический подход
Условия, уровни диалогического консультирования. Три основные признака диалога. Ошибки стихийного диалогического консультирования. Принципы работы консультанта. Основные признаки состоявшегося Диалога-Встречи в ходе развития диалога.
|
|
4.2
| Практическая часть:
Лабораторные практикумы направлены на решение таких задач как:
- развитие способности активного и эмпатического слушания,
- чтение вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента.
- сбор и анализ информации,
- выработка и проверка гипотез относительно проблемы клиента,
- определение желаемого результата клиента,
- расширение спектра способов выхода из затруднительной ситуации,
-моделирование деятельности по достижению цели;
- составление плана дальнейших действий клиента;
- договор о реализации намеченной деятельности.
На практических занятиях происходит освоение уже имеющихся психотехнологий. Участники делают адекватный выбор различных методов, технологий и психотехник, используют их в практике психологического консультирования. Поощряется создание новых, уникальных методов работы с клиентом.
В совместной со слушателями работе преподаватель демонстрирует индивидуальную психологическую консультацию (весь процесс или фрагменты с использованием эффективных микротехник). Слушателям предлагаются психологические ролевые игры, упражнения, задания для обретения собственного клиентского и профессионального опыта.
Самостоятельный анализ работы и обратная связь группы – обязательная форма завершения практикума.
|
|
| Итого
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: